Игрушки для детей развивающие 3 года – ТОП-12 рекомендаций по выбору игрушки для 3-летнего ребенка

Содержание

Самые нужные игрушки для детей 2-3

Наш материал об игрушках для детей 2-3 лет будет полезен для родителей, придерживающихся аскетической модели в подборе игрушек для своего чада и не желающих скупать все подряд, поддавшись на ловкие ходы маркетологов, а также для тех, кто ищет хороший подарок ребенку 2-3 лет.

Игра — это практически вся жизнь ребенка 2-3, так как игровая деятельность является главным занятием малыша на данном этапе развития. Важна игра и для психологического комфорта: ребенку сложно высказать собственные переживания и проще передавать их во время игры.

Это — продолжение рассказа об игрушках. Большинство игрушек для детей 1 года интересны и 2-х, и 3-х леткам.

Поэтому: мячи, кубики, пирамидки, конструкторы и прочее — нужны. Но мы не повторяемся.

Игрушки для песочницы

Есть дети, которых из песка буквально не вытянуть, и есть равнодушные к копанию в песке дети. Игрушки для песочницы в любом случае нужны, цена вопроса невелика:

  • попробовать — вдруг понравится;
  • лепить куличики в мамой — хорошее развивающее занятие;
  • для обмена на другие игрушки на детской площадке.

Кроме того, ведерко — универсальный предмет игры для складывания чего угодно.

Игры с песком очень полезны в развитии координации движений и мелкой моторики, для знакомства с новыми понятиями: сухое/мокрое, большое/маленькое, плоский/объемный, изучения различных форм и структур. Сооружая различные башенки и куличики из песка, ребенок развивает воображение и сообразительность, приобретает навыки и опыт общения с детьми, сюжетной и ролевой игры, манипулирования одной игрушкой для разнообразных действий. Осваиваются понятия «свое» и «чужое».

Инсценируя в песочнице разнообразные сюжеты, ребенок более старшего возраста условно решает свои проблемы, освобождается от переживаний и страхов, что является основой для популярной «песочной терапии«. То есть игрушки для песочницы нужны не только в 2-3 года, но и на весь дошкольный период развития и познания.

Подборка игрушек для песочницы в магазине Акушерство

Другая подборка песочных наборов в май-шоп

Самосвал

Универсальная игрушка для перевозки, выгрузки других игрушек или песка и просто катания за веревочку. Актуальна для детей любого пола.

Грузовик-самосвал быть заменен на игрушечную тачку, тележку для супермаркета, кукольную коляску.

Каталки

Для детей примерно до 1,5 лет актуальнее каталки на палочках, которые можно везти перед собой, ибо оглядываться на игрушку пока неудобно и опасно. Для детей чуть старше подойдут каталки на веревочках. Подборка игрушек-каталок различных брендов

Мозаика

Магнитные или традиционные мозаики, мягкие мозаики из эва — вариантов много. Не обязательно иметь все. Я бы выделила

  • магнитную мозаику на холодильник (с гибким магнитным элементом, не царапающим поверхность) — альтернатива развлечению игре на кастрюлях, пока мама занята делами на кухне;
  • крупную мозаику на прозрачном поле для создания картин по образцам;
  • классическую мозаику «на ножках» — как только малыш перестанет тянуть в рот все подряд.

Самые разные мозаики для ребенка здесь

Мозаика с шуруповертом на алиэкспресс

Настольные игры

Двухлетка уже отлично видит одинаковые предметы, поэтому игра в детское лото и домино — прекрасно развлечение и развитие одновременно.

Ближе к трем годам можно пробовать играть в несложные «ходилки», мемори, картонные пазлы.

Особенно актуальны компактные настольные игры в путешествии с ребенком.

Какой пазл выбрать для малыша — подробный обзор

Сортер

Домики-сортеры, кубики и прочие разновидности в определенный период очень актуальны для малыша.

Сюда же можно отнести и матрешек.

Стучалки

Игрушка с молотком очень увлекательна! Самые популярные стучалки — со штырьками и с шариками, а также гвозди-перевертыши.

Наклейки

Наклейки любят 99,9% детей. Лучше, конечно, выбирать многоразовые, с большим полем А3. Например, Панорамка с многоразовыми наклейками и развивающий Плакат-игра с многоразовыми наклейками.
Более долговечные аналоги — Магнитный театр, Нано-стикеры, «вечные» виниловые наклейки, например как от Melissa & Doug Набор стикеров с фоном «Джунгли и Саванна».

Яркие и крупные тематические наклейки можно предлагать малышам примерно с 10-месячного возраста. Хорошие серии многоразовых наклеек:

Серия книг Мои первые наклейки многоразовые

Серия книг Мои первые развивающие наклейки Многоразовые

Серия книг Многоразовые наклейки

Серия книг Книжки с наклейками/дополни картинку

Магнитная рыбалка

Магнитная рыбалка пользуется неизменным успехом у детей — как пластиковый вариант с объемными рыбками, так и деревянный аналог на основе простейшего пазла. Это и точность движений, и моторика, и развлекательная игрушка для одного ребенка или коллективной игры.

Деревянные пазлы для малышей — смотреть больше

Домик или палатка

Личное укрытие обычно нравится малышам, но это личное дело родителей — накинуть одеяло на стол или купить яркий вигвам, домик, палатку. Ребенку будет одинаково хорошо и там, и там.

Необязательные игрушки

Шнуровки, лабиринты, счеты, бизиборды, многие деревянные, развивающие игрушки могут понравиться ребенку и оказаться полезными, а могут бесцельно валяться в углу. Стоит ли их приобретать — решать только родителям, определившимся с ответом на вопрос: «Бывает ли слишком много игрушек?»

www.analogi.net

Развивающие игрушки для детей в 3 года: выбираем лучшее

Любая игрушка является для ребенка проводником, связывающим его фантазийный мир с внешним. Она призвана не столько развлечь малыша, сколько помочь в формировании его эмоционального восприятия, освоении различных ролей и, конечно же, обогащению фантазии новыми красками.

Так как же понять, какая игрушка полезна ребенку, а от какой стоит отказаться или отложить ее до более старшего возраста?

Играем с пользой

Три года – это важный этап в развитии ребенка. Он сопряжен с усиленным развитием речевого аппарата и соответственно интеллекта. При этом ребенок с радостью откликается на любое занятие, связанное с физической активностью или творчеством. Именно в этом возрасте в детском саду малышей переводят из ясельной группы в младшую, возлагая на них множество самостоятельных функций и вовлекая в групповые игры, которые раньше им были не интересны.

В возрасте трех лет дети начинают проявлять интерес к активным командным играм, в них зарождается дух командного, а не только единоличного соперничества. Так, например, педагоги частного сада SlamiKIDS отмечают, что, начиная с трех лет, дети все больше предпочитают игрушки, в которые можно играть совместно, и различают их по гендерному признаку. Останавливая свой выбор на приглянувшейся игрушке, стоит учитывать все эти факторы.

В нашей статье мы рассмотрим несколько примеров игрушек, которые позволят малышу не только беззаботно проводить время, но и развиваться.

  • Детские музыкальные инструменты. На сегодняшний день найти детскую музыкальную игрушку не составляет труда. Обычные магазины и сетевики предлагают большой выбор электронных синтезаторов, ксилофонов, караоке-микрофонов и других инструментов, которые способствуют развитию слуха чувства ритма и памяти.
  • Товары для «ручного» творчества. Активному развитию речи способствует хорошо развитая мелкая моторика, которая «расцветает» во время занятий ребёнка с кинетическим песком, детским пластилином или глиной для лепки. Такие материалы, как правило, абсолютно безопасны для малышей. Работа с ними положительно влияет на детей с повышенным темпераментом, развивая фантазию и внося нотки умиротворения. При этом готовые поделки можно в дальнейшем использовать во время ролевых игр.
  • Конструкторы, пазлы, кубики. Развитию пространственного мышления и логики способствуют различные «собирательные» игрушки. Дети откликаются на яркие детали конструкторов и любят собирать как предложенные варианты построек, там и свои собственные. Также с помощью кубиков можно легко выучить буквы и цифры.
  • Спортивный инвентарь. Начиная с трех лет, дети начинают осознанно играть с мячом. Им интересно не просто перекидывать его друг другу, а выполнять какое- то задание, например, играть в «съедобное-несъедобное» или «картошку». Малыши осваивают и первый транспорт: велосипед, коньки, самокат, лыжи, с удовольствием лазают по шведской стенке. Это отлично укрепляет мышечный корсет и развивает координацию и внимание.

detkambest.ru

Развивающие игрушки для детей 3 лет: мальчиков и девочек

Игрушки для детей – это проводник, связывающий их с внешним миром. Они не просто развлекают малыша, они формируют его эмоциональный фон, развивают фантазию, помогают примерять самые разные роли. Не знаете, какую игрушку купить ребенку в 3 года? Давайте узнаем ответ на этот вопрос.

Обязательными для всех детей этого возраста являются универсальные игрушки для развития интеллекта, творческих способностей, физических данных. Например:

  • Музыкальные обучающие игрушки для трёхлетних малышей. Электронный синтезатор, ксилофон, караоке-микрофон и другие «инструменты» улучшают слух, чувство ритма и память.
  • Кинетический песок, детский пластилин или глина для лепки. Эти материалы абсолютно чистые и безопасные. Вы можете выбрать готовый набор с нужными цветами и формами из серий «Кулинария», «Подводный мир», «Ресторан», «Джунгли». Лепка успокаивает, расслабляет, развивает мелкую моторику. Готовые поделки из застывающего материала можно использовать в играх.
  • Конструкторы, пазлы, кубики. Яркий, интересный инвентарь поможет сохранить интерес малыша к обучающим играм. Используйте красочные, необычные игрушки для детей от трёх лет, обязательно запаситесь пирамидками, деревянными моделями для сборки, игрушками или магнитами с буквами и цифрами.
  • Мяч, скакалка, велосипед или самокат. Координация и чувство равновесия малыша уже достаточно развиты, чтобы научиться управлять своим первым «транспортом», встать на коньки или лыжи, играть в футбол и «выбивалы». Уже в этом возрасте можно поставить в комнате детей шведскую стенку.
  • Игрушки для улицы. Для того чтобы прогулки были интереснее и полезнее, подарите ребёнку обычный цветной мел. Купите, а лучше сделайте сами вместе с малышом настоящего воздушного змея. С собой на площадку вы можете брать набор для игр с песком.

Игрушки для девочек 3 лет

Лучшие развивающие игрушки для девочек в 3 года девочек – это:
Куклы и пупсы. Именно с игрушечными младенцами ваша дочь получает первые навыки ответственности и ухода за другими людьми.
Детская кухня. Чайник, сковорода, кастрюлька с половником, настоящие чашки и тарелки позволяют девочке подражать маме, без риска порезаться или обжечься.
Набор врача. Детские игрушки для девочек от трёх лет в виде шприца, ножниц, градусника разовьют фантазию, а также помогут малышке избавиться от боязни докторов.

Игрушки для мальчиков от 3 лет

Когда речь идет о том, какие игрушки нужны в 3 года ребенку – мальчику, лидерами списка являются:

  • Электронные детские игрушки для мальчиков от трёх лет. С помощью детского ноутбука или планшета даже неусидчивый ребёнок быстро научится считать, узнает буквы, сможет произносить слова по буквам.
  • Детский верстак. Сюжетно-ролевые «мужские» развивающие игрушки для мальчика 3 лет в виде мини-мастерских и наборов инструментов научат сына быть самостоятельным и выполнять тонкие, аккуратные действия.
  • Наборы фигурок. Коллекции из диких или домашних животных, солдатики, насекомые, пожарные с полицейскими и врачами.


Всё это входит в примерный перечень того, какие игрушки нужны мальчику в три года. Такие наборы не очень дорогие и открывают перед вашим ребёнком неограниченные возможности для проявления фантазии.

Теги по теме: развитиеребенок 1-3

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Развивающие игрушки для детей 3 лет

Преодолев рубеж 3 лет, малышу уже не интересны плюшевые игрушки, ему подавай что-нибудь увлекательное, познавательное и развивающее. Какие купить игрушки для детей 3 лет?

Предлагаю вашему вниманию список самых популярных и любимых игрушек трехлетних детей:
  • куклы и машины для детей 3 лет – это беспроигрышный вариант, который нравится всем детям такого возраста. Во время игры малютки изображают пап или мам, водителей, придумывают ролевые игры.
  • конструктор для ребенка 3 лет: «Лего», панельный, перфорированный или металлический. Причем эта игра понравится не только мальчику, но и девочке. Малышка с удовольствием будет строить замки для принцесс, создавать машинки и многое другое. Преимущество конструктора в том, что во время игры малыш развивает моторику рук, проявляет фантазию, воображение и конструкторские способности. Конструктор можно купить в любой торговой точке, специализирующейся на детском товаре. Недостатком конструктора можно назвать то, что его детали легко теряются, а многие детки норовят засунуть их в рот. Поэтому во время игры с конструктором малыш всегда должен быть в поле зрения взрослого человека.
  • мозаика для детей 3 лет является прекрасной развивающей игрой, которая способствует развитию моторики рук, фантазии, а так же проявлению творческого и художественного потенциала. Некоторые родители покупают для детей 3 лет карточки, пуговицы, листочки, из которых малыши складывают различные композиции.
  • книжки с раскрасками или простыми заданиями, благодаря которым малыш сможет выучить все цвета радуги, научиться держать в руке карандаш, развить свои художественные способности и т.д.
  • кубики, на которых изображены животные, предметы повседневной жизни, игрушки, герои любимых мультфильмов и многое другое. Специалисты рекомендуют купить малышу кубики Зайцева. Преимущество кубиков: из них можно строить домики, крепости, а также учить буквы или фантазировать, придумывая разные истории.
  • домино и лото, которые развивают логику, математические способности и стремление к победе
  • игрушечные музыкальные инструменты: синтезатор, дудочка, барабан, которые помогут ребенку чувствовать ритм, развить музыкальные способности и научиться петь.
  • самокат для ребенка 3 лет является прекрасным средством развития его физических способностей и координации движения. Это средство передвижения очень нравится детям из-за удобства и взрослым из-за компактности (незаменимое качество при хранении). Для трехлетних карапузов желательно покупать самокаты с тремя и четырьмя колесами, а детям старшего возраста покупают самокаты с двумя колесами (они развивают большую скорость).
  • велосипед является прекрасным игровым и развивающим средством для ребенка 3 лет. Именно он станет для карапуза и средством передвижения, и тренажером, и «другом», и возможностью познать окружающий мир. Катаясь на велосипеде, малыш самоутверждается, развивает координацию движений, равновесие, получает общее физическое развитие, вырабатывает стремление к здоровому и активному образу жизни. Для деток трехлетнего возраста, как правило, покупают трехколесный или четырехколесный велосипед.

Читайте еще:

mamapapadetki.ru

Развивающие игрушки своими руками для детей 0-5 лет

В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» — восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

Автор игрушки — Татьяна Акчурина

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что игрушка для годовалого ребенка не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно — нет.

к оглавлению ↑

0— 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 — 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки — гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

к оглавлению ↑

6 — 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

к оглавлению ↑

9 — 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

к оглавлению ↑

1 год — 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

к оглавлению ↑

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание — застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

к оглавлению ↑

1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

к оглавлению ↑

1 год 9 месяцев — 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 — 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 — 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы. Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Всё про развивающие коврики для детей от 0 до 1 года и старше

к оглавлению ↑

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

к оглавлению ↑

Швейная фурнитура

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Автор — Ольга Максимова

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Развивающие коврики для детей своими руками: как сшить коврик с дугами и бортиками, игровой, двусторонний и коврик-пазл

Развивающий коврик

Развивающие книжки

Развивающий коврик и стенд

Развивающие подушки

Развивающий домик и пазлы-животные

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Интересны варианты книжек «про малыша» — они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы: те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого. Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

к оглавлению ↑

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Детский браслет-погремушка

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

к оглавлению ↑

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость — игрушка довольно интересна. Пуговки разной фактуры развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

к оглавлению ↑

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ
Зимняя страница со снеговиками

к оглавлению ↑

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

Коврик — сказка

Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)

Не забывайте, что любая сказка — это и лишний повод напомнить правила поведения (о том, что нельзя убегать от родителей, что надо слушаться старших, быть прилежным и трудолюбивым).

ВАМ ПРИГОДИТСЯ
Какими могут быть игровые и тематические развивающие коврики

к оглавлению ↑

Меры предосторожности при изготовлении игрушек

  • Все мелкие элементы должны быть крепко пришиты.
  • Проверьте на себе все элементы, которые вы собираетесь использовать. легко ли расстегивается молния? Не прищемит ли ребенок палец защелкой-карабином?
  • Внимательно осмотрите игрушку: на ней не должно быть острых элементов, которые могут поранить вашего малыша.
  • Материалы не должны содержать вредных добавок и примесей.
к оглавлению ↑

Мастер-классы по созданию развивающих игрушек своими руками

А вот некоторые мастер-классы и примеры развивающих игрушек, которые представлены на «Крестике»:

Тактильная книжка для малыша

Развивающая игрушка из ленточек и тесьмы

Развивающая игрушка «Машина-искалка»

Развивающая игрушка «Стручок гороха»

Развивающий домик для девочки

Развивающие игрушки «Подружки»

ВАМ ПРИГОДИТСЯ
Массажный коврик для детей своими руками: 100% пользы и никакого вреда

ПОДЕЛИСЬ!
«Крестик» плохого не посоветует! 🙂

nacrestike.ru

Как выбрать детские игрушки от года до 3 лет

le>

Сколько игрушек нужно ребенку и какими они должны быть, чтобы помочь ему правильно развиваться и исследовать окружающий мир?

Как выбрать игрушки для новорожденного ребенка

Зачастую первые игрушки появляются в доме еще за несколько месяцев до рождения крохи. А после счастливого события они начинают заполнять квартиру просто с фантастической скоростью: их дарят друзья и родственники, справедливо полагающие, что игрушка — лучший подарок для ребенка, да и самим родителям бывает трудно пройти мимо ярких полок в детских магазинах.

Действительно, роль игрушки в жизни малыша невозможно переоценить, ведь все, что познает ребенок с самого раннего возраста, он познает в игре. Игрушки способствуют развитию самых разных способностей: одни активизируют внимание, память и мышление, учат логически мыслить, другие способствуют проявлению творческих способностей, третьи – успешному освоению бытовых и социальных навыков. И конечно же, что немаловажно, игрушки всегда вызывают у малыша положительные эмоции – радость, веселье, интерес.

Однако довольно часто мамы и папы сталкиваются с тем, что игрушек у ребенка очень много, но он с ними совсем не играет. Зачастую понравившаяся взрослым игрушка занимает внимание малыша совсем на короткое время, а потом он о ней забывает, что, безусловно, расстраивает родителей. Чтобы избежать такой ситуации, к выбору игрушек стоит подходить осознанно. В первую очередь игрушка должна соответствовать возрасту ребенка, его физическим и умственным возможностям. Хорошо, если она будет воздействовать сразу на несколько органов чувств и обеспечит малышу разнообразие ощущений, например будет сделана из нескольких материалов, а при прикосновении или движении будет издавать приятный звук. И конечно же, игрушка должна быть безопасной и достаточно прочной, чтобы ребенок мог использовать ее в любых своих играх.

У каждого современного ребенка обычно есть много разнообразных игрушек. С некоторыми из них кроха играет очень часто, с другими – реже, имеется, наверняка, и одна самая-самая любимая. Но при этом родителям необходимо знать, что существует некоторый набор игрушек, без которого нельзя обойтись. Игрушки, входящие в этот «базовый» набор, наиболее полно отвечают потребностям и возможностям ребенка в каждом возрастном периоде, способствуют гармоничному развитию способностей и навыков малыша. Попробуем разобраться, какие же игрушки и в каком количестве необходимы крохе с рождения до трех лет на каждом этапе развития.

 

Игрушки для ребенка в 6 месяцев

В этом возрасте самыми необходимыми игрушками для малыша являются те, которые развивают восприятие, внимание, зрительное и слуховое сосредоточение.

Погремушки — это самые известные и распространенные игрушки для самых маленьких. Они развивают способность малыша сосредоточивать взгляд на предмете, а также наблюдать за движущимся предметом, одновременно являющимся источником звука. В то время, когда взрослый водит погремушкой перед глазами малыша, кроха учится соотносить зрительный и слуховой образ. Благодаря этому скоро он сможет находить источник знакомого звука, даже если он находится не прямо перед ним. После 3 месяцев погремушки развивают у малыша умение захватывать и отпускать предмет. Постепенно он научится уверенно держать игрушку в руке, трясти и стучать ею. Конечно, одной погремушки ребенку будет недостаточно — в его обиходе должны быть 5—7 разных погремушек. Это позволит малышу уже в таком раннем возрасте учиться воспринимать разные формы, цвета, звучания. Для детей до 6 месяцев предпочтительны погремушки простых форм — круглые, квадратные и овальные, чистых контрастных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) с приятными, не очень громкими звуками.

«Турничок» с подвесными игрушками с рождения развивает умение ребенка концентрировать внимание, а чуть подросший малыш будет пытаться дотянуться до игрушек рукой. Такой «турничок» является очень функциональным, так как его легко можно перенести и поставить туда, где в данный момент находится кроха. В большинстве моделей также предусмотрена возможность смены подвесных игрушек, поэтому «турничок» будет интересен для ребенка долгое время.

Музыкальный мобиль развивает у младенца умение следить за движущимися предметами, а также стимулирует слуховое восприятие. Чаще всего детям очень нравится спокойная музыка и движущиеся по кругу фигурки, поэтому эта игрушка поможет маме успокоить расстроенного малыша и на какое-то время занять его рассматриванием занятных движущихся фигурок.

Развивающий коврик одновременно стимулирует развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия. Играя на таком коврике, малыш может не только наблюдать и трогать игрушки, находящиеся над ним, но и (в положении лежа на животе) рассматривать яркие картинки на самом коврике, а возможно, и нащупывать ручками и ножками различные шуршащие и пищащие детали — сначала случайно, а потом уже и осознанно.

Игрушки-прорезыватели для зубов могут понадобиться крохе примерно с 5 месяцев. У многих малышей уже в этом возрасте начинают чесаться десны, и все, что ребенок смог взять в руки, тут же оказывается у него во рту.

 

Игрушки для ребенка в 6 — 12 месяцев

После полугода, когда малыш приобретает способность самостоятельно и уверенно сидеть, у него появляется возможность смотреть на игрушки из абсолютно нового ракурса, более свободно и более длительно манипулировать ими. Именно поэтому в данном возрасте набор необходимых игрушек практически полностью изменяется. В распоряжении малыша обязательно должны появиться игрушки, совершенствующие действия руками, с которыми можно совершать различные предметные действия — стучать, бросать, ставить друг на друга, нанизывать, вставлять, вкладывать, вынимать и т.д.

Мяч может стать очень полезной и функциональной игрушкой. Первый мяч должен быть небольшим (диаметром около 10 см), нетяжелым (чтобы малышу было удобно держать его в руках), раскрашенным в чистые яркие цвета, без сложных сюжетных картинок. Хорошо, если на его поверхности будут, например, небольшие пупырышки, и при ударе он будет издавать негромкий звук. Удачно подобранный мячик будет развивать у малыша восприятие формы, цвета, тактильное восприятие, а также двигательные навыки: к году ребенок научится сам поднимать мяч с пола, катать и бросать его.

Цветные строительные кубики также дают малышу представления о форме, цвете, размере, количестве предметов. Поднимая и бросая кубики, стуча ими друг о друга, ребенок учится координировать движения рук. Постройки из кубиков, возведенные совместно со взрослым, дают крохе первые понятия о пространственных отношениях.

Небольшая машинка понадобится в этом возрасте и мальчикам, и девочкам. Эта игрушка будет стимулировать ползание, а также научит малыша выполнять одно из предметных действий – катать.

Небольшая кукла (длиной 20–25 см) также должна быть в наборе игрушек для детей обоих полов. Она развивает у малыша интерес к человеческому лицу, может стать материалом для изучения частей лица – глазки, носик, ротик. С помощью этой игрушки родители могут научить ребенка проявлять социальные чувства: например, можно показать ему, как пожалеть куклу.

Зеркало также будет способствовать появлению у малыша интереса к лицам, к мимике и эмоциональным проявлениям, свойственным только человеку. Не нужно, конечно же, позволять ребенку играть с маленьким зеркалом, которое может упасть и разбиться. Лучше, если кроха будет «красоваться» перед большим зеркалом, закрепленным на стене или шкафу, или перед специальным детским небьющимся зеркалом хорошего качества.

Игрушка по принципу матрешки – это любая игрушка (матрешки, стаканчики, чашечки, формочки и т.д.), элементы которой имеют одинаковую форму, но разный цвет и разный размер, что позволяет вкладывать их друг в друга. Занимаясь с такой игрушкой, ребенок будет учиться различать размер, цвет, тренировать координацию движений, а также узнает, что предметы продолжают существовать даже тогда, когда их не видно.

 

Пирамидка для малыша 6–12 месяцев должна быть очень простой, лучше всего – с тремя колечками. Основание пирамидки должно быть прочно закреплено на стержне, а сам стержень должен быть прямым, не расширяющимся книзу. Поначалу, нанизывая кольца пирамидки в произвольном порядке, ребенок будет совершенствовать координацию движений. Ближе к году родители должны начать акцентировать внимание ребенка на размере колец: искать вместе с малышом и надевать на стержень сначала самое большое колечко, затем среднее, а потом маленькое.

Музыкальная игрушка с кнопками вызовет интерес у большинства детей и при этом разовьет мелкую моторику, умение концентрировать внимание, а также слуховое восприятие и ритмический слух.

Различные картинки развивают у ребенка не только зрительное восприятие, но и память, способность узнавать зрительные образы, а также расширяют кругозор малыша. Первые картинки, которые будет рассматривать кроха, должны быть понятными, крупными, без пестроты и мелких деталей. Для начала лучше всего подобрать простые изображения животных и птиц (кошка, собака, корова, лошадь, заяц, волк, лиса, медведь, еж, утка, ворона, воробей и т.п.), игрушек (кубик, мяч, юла и другие), природы (солнышко, тучка, дерево, цветочек, снег). Вырезанные из журналов или нарисованные картинки различной тематики можно собрать в небольшие альбомы или просто развесить по квартире. Чем больше разнообразных картинок сможет рассматривать малыш, тем лучше.

Мягкие игрушки часто становятся настоящими друзьями крохи. Однако, как и хороших друзей, их не должно быть много, достаточно одной – двух игрушек, причем такого размера, чтобы ребенку было удобно держать их в руках и перемещаться с ними. Кроме тактильной чувствительности, мягкие игрушки призваны развивать социальные и бытовые навыки малыша: кроха будет подражать взрослым, обнимая и гладя своего плюшевого любимца, будет пытаться кормить его и укладывать спать.

Книга играет важную роль в развитии речи ребенка и приобщении его к языковой культуре. Чтобы к году у малыша появилось осознанное восприятие чтения как процесса, уже с 6 месяцев необходимо начинать читать ему короткие, ритмичные, хорошо зарифмованные стишки (например, Агнии Барто), прибаутки и потешки (например, «Идет коза рогатая…» и др.). Читать нужно эмоционально, выразительно, при этом показывать ребенку картинки и называть их персонажей. В возрасте с 6 месяцев до года в детской «библиотеке» должна быть либо одна большая книга со множеством коротеньких стихотворных произведений, либо несколько отдельных книжечек, лучше из плотного картона.

Игрушки для купания понадобятся малышу с того момента, как он начнет сидеть в ванночке. На первое время стоит приобрести не более 3—4 игрушек, одна из которых будет не плавающей, а тонущей. С помощью игр с такими игрушками ребенок будет познавать свойства предметов, учиться управлять своим телом и своими движениями в воде.

 

Игрушки для ребенка от 1 года до 2 лет

В этом возрасте ребенок может достаточно длительное время заниматься с игрушками, начинает выполнять более сложные логические действия, а также играть в простейшие сюжетные игры, отображая в них наблюдаемые действия взрослых – везти в машине груз, кормить и укачивать куклу, забивать игрушечным молоточком «гвозди», подметать пол и т.д. Игрушки, в которые малыш играл в возрасте 6—12 месяцев, не утрачивают своей актуальности, но к ним необходимо добавить ряд более сложных, отвечающих новым, возросшим возможностям крохи.

Игрушка-каталка необходима ребенку для развития и закрепления навыков ходьбы и бега. Для малыша, только начинающего ходить, можно приобрести достаточно устойчивую игрушку-каталку, за которую можно держаться.

Игрушка на веревочке будет интересна и полезна ребенку, как только он научится ходить достаточно уверенно: он будет ходить и бегать с ней, оглядываясь при этом назад.

Более сложная пирамидка, состоящая из 5-7 колец, научит малыша располагать предметы по размеру от самого большого до самого маленького. В этом возрасте необходимо обязательно акцентировать внимание ребенка на том, чтобы он не просто собрал пирамидку, а собрал ее правильно, надевая кольца по порядку, от большого кольца к маленькому или, наоборот, от маленького к большому.

Игрушка с геометрическими вкладышами может быть объемной («Логический куб», «Логический теремок» и т.п.) или плоской (мягкие и твердые рамки-вкладыши). И та и другая игрушка будут эффективно развивать восприятие формы и пространственное мышление крохи — главное, чтобы там присутствовали основные геометрические формы – круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб.

Крупная мозаика является отличной многофункциональной игрушкой. Во-первых, она развивает мелкую моторику малыша и его пространственное мышление, а во-вторых, учит распознавать цвета, дает знания о количестве, помогает усвоить понятия «такой же», «другой».

Большое значение для социализации малыша и развития его речи в этом возрасте приобретают сюжетно-образные игрушки: куклы, машинки, а также игрушки, замещающие «взрослые» предметы обихода. В связи с тем, что дети разного пола начинают осваивать разные социальные роли – мужчины и женщины, мамы и папы, – при выборе игрушек также необходимо учитывать половую принадлежность. Девочке для сюжетных игр будут необходимы 2—3 разные куклы, кукольная коляска, игрушечная посуда, возможно, веник и совок. В то же время мальчику, скорее всего, будет достаточно той одной куклы, которая появилась у него еще в возрасте до года, а на этом этапе развития для него стоит приобрести 2—3 различных вида «транспорта», игрушечные инструменты (молоточек, отвертку и т.п.). Однако родителям необходимо помнить, что при покупке сюжетно-образных игрушек нужно руководствоваться непосредственно интересами ребенка: многие мальчики, например, очень любят играть кукольной посудой и подметать пол, а девочки – возить машинки или забивать «гвозди» игрушечным молотком. Определить, какую же игрушку выбрать, не так уж сложно: достаточно понаблюдать, к каким предметам «взрослого» обихода и к каким действиям взрослых малыш проявляет наибольший интерес.

Игрушечные животные способствуют развитию кругозора малыша, его фантазии и речи. В распоряжении ребенка должны быть 4–5 простых, знакомых игрушечных животных, чтобы кроха учился называть их, подражать их голосам. С помощью этих животных мама и малыш могут вместе разыграть знакомую сказку.

Игрушки для прогулки необходимо приобретать тогда, когда малыш перестает «гулять в коляске» и начинает проводить время на свежем воздухе активно – ходить, играть в песочнице. Для веселых и полезных прогулок вам понадобится пара лопаток (так как одна из них наверняка понадобится какому-нибудь малышу, также гуляющему на этой площадке или же взрослому, гуляющему с ребенком, для совместных игр), ведерко, две-три формочки и резиновый мяч. Играя на прогулке с песком или снегом, ребенок познает свойства природных материалов, а также совершенствует действия руками — учится копать лопаткой, складывать в ведерко, делать «куличики».

Набор игрушек для купания также стоит дополнить более сложными: приобрести заводную игрушку, водяную мельницу, так как они откроют для ребенка новые свойства воды. Игрушка-«прилипалка», в виде различных силуэтов из мягкого полимера, который при намокании лепится к стене, также будет интересна и полезна малышам этого возраста.

Библиотека крохи должна пополниться новыми книгами. В этом возрасте малышу нужно читать простые короткие сказки, такие как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и др.

 

От 2 до 3 лет

В этом возрасте к имеющемуся набору игрушек следует добавить еще несколько:

Кубики с картинками развивают логическое и пространственное мышление малыша, наглядно представляют ему соотношение «часть-целое». Сначала необходимо приобрести набор из 4 кубиков, а потом, когда ребенок поймет принцип составления картинок, нужно предложить ему более сложный вариант игрушки – набор из 6 кубиков.

Детские пазлы развивают усидчивость, внимание, координацию движений и пространственное мышление. Первые пазлы, которые родители покупают своему ребенку, должны быть крупными, яркими, состоять из небольшого количества деталей (до 6). Чтобы малышу не надоело собирать одну и ту же картинку, лучше приобрести для него два-четыре пазла разной степени сложности и из разных материалов (из мягкого полимера, дерева, плотного картона).

Детское лото является одной из первых настольных игр, во время которой ребенок учится соблюдать правила, общие для всех ее участников. К тому же, игра в лото отлично развивает память и внимание, расширяет словарный запас.

Игры-шнуровки очень полезны для развития ловкости и мелкой моторики рук. Однако не всем детям нравится часто и подолгу с ними играть, поэтому достаточно для начала приобрести всего одну такую игрушку, к которой малыш будет обращаться время от времени.

Конструктор – универсальная игрушка, которая может выполнять очень много развивающих функций: стимулировать фантазию, воображение, пространственное мышление, развивать представления о цвете, форме, размерах (длине, ширине, высоте), улучшать координацию движений рук. Детали конструктора не должны быть очень мелкими, но должны давать возможность собирать самые разнообразные постройки. Для детей такого возраста существуют специально разработанные конструкторы, например LEGO Duplo или «Колобок».

Игрушки-заместители будут необходимы для дальнейшего развития и усложнения игровой деятельности ребенка. Игрушками-заместителями называются разнообразные материалы, которые в игре ребенок может «превращать» в реальные предметы. Например, большие и маленькие коробочки, брусочки, палочки, кусочки бумаги, разноцветной ткани, ленточки — все это на время игры может превратиться для малыша в мебель и одежду для медвежонка или в гараж и инструменты для грузовика. Такая «игра воображения» необходима для развития творческих способностей, интеллекта, речи и фантазии малыша, поэтому, чем больше будет ребенок пользоваться игрушками-заместителями, тем лучше.

Книги, которые необходимо приобрести для ребенка в возрасте от двух до трех лет, должны содержать более длинные и более сложные по сюжету сказки, написанные в стихах или в прозе. Детям очень нравятся произведения К.И. Чуковского, такие, как «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Путаница», «Краденое солнце», русские народные сказки, например «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка» и др.

Итак, наличие в доме разнообразных, многофункциональных игрушек способствует гармоничному развитию малыша, и главное здесь – не количество, а грамотный, осознанный выбор. Конечно, каждая новая игрушка вызывает у ребенка интерес и восторг, но очень сложно предугадать, какая из них в дальнейшем станет самой любимой, а с какой кроха будет играть только время от времени. Однако, выбирая очередную игрушку в подарок своему ребенку, родители должны задуматься, попытаться представить себе, как он с ней будет играть, будет ли она полезной и занимательной для него, не дублирует ли она уже имеющиеся игрушки, отвечает ли она потребностям, склонностям и желаниям именно их малыша.

www.2mm.ru

Игры и игрушки для детей от 3 до 4 лет

Играть или не играть?

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно играглавная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра. Игра в дошкольном возрасте – главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. Игра – это единственная деятельность, которая делает видимой для ребенка внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный внутренний мир малыша, и понимание этого своего мира. В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно (даже с удовольствием) подчинять свое поведение этим правилам. Эта способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе. В игре зарождается и развивается воображение, складываются представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Мышление дошкольника из сферы практических действий переходит во внутренний план, становится образным. Ребёнок уже может сравнивать предметы и ситуации, замечать изменения, сочинять истории и небылицы. Итак, игра для ребёнка 3-4 лет очень важное, интересное и полезное занятие. Однако, не всякое занятие с игрушками можно назвать игрой. Настоящая развивающая игра – это принятие роли (доктора, продавца или Красной шапочки), придумывание или воспроизведение сюжета (бытового или сказочного), создание воображаемого пространства (больницы, магазина, дремучего леса и пр.) Увы, играть умеют не все. Как же научить малыша играть? Очень просто – надо чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые «оживляет» куклу или любимого мишку малыша. Именно взрослый впервые предлагает: давай я буду мама-собака, а ты мой сынок-щенок, после чего изображает настоящую собаку, и если надо, то становится на четвереньки и лает (т.е. показывает малышу, как надо действовать, принимая определенную роль). Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием. Такие совместные игры очень сближают родителей и детей, а также повышают авторитет взрослого в глазах ребенка.

В начале пути

Игра начинается с того, что кукла, мишка или зайчик становятся живыми, говорят человеческим голосом. Естественно, это голос взрослого, т.е. ваш. Только взрослый или старший ребёнок может оживить игрушку и сделать её партнёром по общению и персонажем игры. 3-4-летним малышам проще, когда роли вынесены вовне, т.е. в игрушки. Такое «оживление» игрушки свидетельствует о появлении образного мышления, которое и формируется, и развивается в игре. Детям в этом возрасте очень нравятся игры с небольшими игрушками (10-30 см). Ребенок может выступать одновременно как режиссер и как исполнитель ролей. Для этого необходимы игрушки, позволяющие разворачивать такую деятельность. В первую очередь это куколки и зверюшки. Они могут быть из любого материала: ткани, дерева, пластмассы, резины – главное, чтобы их было удобно держать в руке. Хорошо, если они могут устойчиво стоять на плоской поверхности – малыш может расставить их в соответствии с ролью и сюжетными поворотами. Важный и имеющий непосредственное отношение к ребенку сюжет – семья, поэтому хорошо, если из имеющихся кукол можно образовать семью. Можно купить в магазине готовый набор «Семья». Куколки не должны быть сильно порисованы, они могут быть с едва намеченным лицом. В такой игре малыш сможет отыграть радостные и неприятные эмоции, связанные с собственной жизнью. Такая игра предполагает подходящую по размеру и детским возможностям кукольную мебель, посуду и одежду. Для перевозки понадобятся подходящие для кукол машины. Хотя машинки для игры могут быть и небольшого размера: малыши любят использовать их как персонажей в игре. Также необходимо некоторое пространство, в котором разворачивается тот или иной сюжет, например, дом, ферма, зоопарк или целый город. Для этих целей подойдут как простые конструкторы с относительно крупными деталями: разнообразные деревянные формы, конструкторы типа «Лего», так и специальные тематические наборы: деревянные схематические изображения домов, людей и животных или пластмассовые детали для постройки дома с животными. Лучше если фигурки людей и животных в таких наборах цельные, тогда они не будут ломаться во время игры и отвлекать малыша от взаимоотношений персонажей на исправление «технических» неполадок. Возьмите конструктор и начните собирать, например, домик, параллельно рассказывая, кто в нем будет жить, потом поселите жильца и разыграйте какой-нибудь сюжет. Для обустройства пространства игры можно использовать уже имеющиеся в доме игрушки. Например, колечки от пирамидки могут быть клумбами, стульями, а собранная пирамидка может быть новогодней елкой и т.п. Некоторые простые игрушки, например, мисочки, имеют очень широкий диапазон возможностей: они могут использоваться как посуда, домики для каких-нибудь животных, мебель и т.д. Пригодиться могут различные тряпочки, платочки, бумага и картон. В играх с небольшими куколками удобно использовать специальные игровые поля с изображением домиков, дорожек, мостиков через речку и пр. Их можно купить, взять из старой настольной игры или нарисовать самостоятельно. Не стоит их сильно детализировать. Поле должно подходить для сюжета любой игры: и бытовой, и сказочной. Игрушка для 3-4-х летнего ребёнка может стать не только предметом игры, но и партнёром по общению. Часто можно видеть, как несколько детей общаются друг с другом через игрушки. Такие игры могут быть с обычными небольшими куклами: пупсами, солдатиками, зверями и т.д. Очень хороши также перчаточные куклы. Сейчас в продаже есть легкие, сшитые из мягкой ткани мишки, собачки, слоники и другие животные, а также куклы. Они вполне подойдут уже 3-хлетним малышам. Такие игрушки очень нравятся детям и легко становятся «выразителями» их желаний и фантазий. Однако при покупке перчаточной куклы (впрочем, как и любой другой) надо проверить, не издает ли она каких-нибудь звуков: от простого звукоподражания до исполнения известной песни. Когда кукла или собачка при любом прикосновении начинает петь или тявкать, это тормозит собственную детскую активность, а иногда и вовсе лишает ребенка желания играть с такой игрушкой.

Мягкий помощник

Три года – это сложный этап жизни ребенка. Кроме положительных моментов развития, родители зачастую сталкиваются с капризами и упрямством. И как это не удивительно любая игрушка, которая «общается» с ребенком имеет большое влияние на него. То, что малыш ни в какую не хочет делать по просьбе мамы, он с удовольствием сделает по просьбе зайчика или мишки, вместе с ним или для него. Такая игра имеет большие воспитательные возможности по сравнению с требованиями, криками и шлепками. З года также традиционный возраст, когда детей отдают в детский сад. Это период, который не всегда проходит легко – период привыкания к совершенно новым условиям жизни, когда все незнакомо и поэтому страшно. И здесь может также помочь игрушка. Предложите малышу пойти в сад вместе с его любимой мягкой игрушкой. Такая игрушка в саду – это кусочек дома. Она даст малышу защиту, добавит уверенности в чужом пока для него месте. Отправляя малыша с игрушкой можно предложить ему заботиться о любимце в саду, чтобы игрушке не было скучно и грустно. А в конце дня интересоваться: «Ну что понравилось мишке в садике?», «Как прошел день, чем мишка занимался?» Если такой игрушки у малыша пока нет, ее никогда не поздно приобрести. Подойдут не очень большие (чтобы малыш мог ее нести) и не очень маленькие (чтобы можно было обнять) мягкие звери или куклы с симпатичными мордашками, нейтральным выражением лица и без встроенных музыкальных, световых и т.п. эффектов. Иногда любимая игрушка у ребенка не мягкая. Это может быть и пластмассовая кукла, и машинка – главное, есть что-то, что поддерживает его, когда родителей нет рядом. Игрушечные друзья помогают не только в детском саду, но и в таком часто страшном для ребенка месте, как, например, поликлиника. Дома они помогают малышу есть, укладываться спать и делают веселей любые домашние дела. Родителей часто тревожатся из-за сильной привязанности малышей к какой-нибудь игрушке. Однако, ничего страшного здесь нет. В этот сложный период, когда дети отрываются от дома и становятся более самостоятельными, им просто необходимо чувствовать себя защищенными. Игрушка как что-то близкое и знакомое, как возможность о ком-то заботиться и с кем-то общаться предоставляет ребенку такую защиту.

Первые роли

3-х леткам еще трудно принимать на себя роль, поэтому здесь необходима помощь взрослого. Например, предложите малышу хорошо знакомое животное, с характерными чертами. Предложите сюжет – во что вы будете играть. Он может быть сказочным, придуманным или взятым из реальной жизни ребенка: поход на прогулку, в гости, поездка на дачу всей семьей. Например, так: давай ты будешь котенок (мягкий, ласковый, игривый, мяукает), а я твоя мама – кошка. Мама может вместе с котёнком играть, ловить мышей, заниматься домашними делами. Принять на себя какую-то роль и действовать в соответствии с ней помогают и некоторые характерные атрибуты. Их можно сделать самим из подручных материалов или купить специальный набор таких атрибутов. Старайтесь, чтобы их тематика была близка и понятна малышу. Это могут быть атрибуты знакомых профессий: для игры в доктора, парикмахерскую и т.д., или каких-нибудь сказочных героев: Буратино, Кот в сапогах и др.

Сейчас в продаже очень много наборов, связанных с современными персонажами: маска, перчатки и всевозможное оружие Человека-паука, кулаки и электронные ноги Нечто и т.п. Однако, сюжеты, соответствующих мультфильмов упрощены и сводятся к физической борьбе и сверхчеловеческим возможностям. В них размыты представления о добре и зле. Якобы положительные герои со всеми неприятностями справляются насилием, уничтожением врага, внушением страха. Такие жесткие стереотипы взаимоотношений не позволяют ребенку гибко действовать в сложном реальном мире.

Покупая любые атрибуты для игры, обратите внимание на то, чтобы они не были чересчур детализированы. Их также не должно быть слишком много. Для игры в доктора, например, достаточно белой шапочки, фонендоскопа и градусника. Остальные предметы всегда можно найти в уже имеющихся у ребенка игрушках. Воображение развивается и после трех уже вполне возможны игровые замещения: предмет в игре может выполнять функцию другого предмета. Формочки могут быть баночками с лекарством или печатями, любой платочек – бинтом и т.п. Персонажами в ролевых играх могут быть образные игрушки. Если малыш врач, то куклы и мягкие игрушки могут быть его пациентами. Кормление, лечение, переодевание и купание кукол – любимое занятие детей. В таких играх ребенок должен удерживать не только собственную роль (мамы или врача), но и «роль» игрушки. Сначала дети осваивают действия, соответствующие той или иной роли. Например, зайчик должен прыгать, грызть морковку и прятаться от лисы, а доктор спрашивать что болит, ставить градусник и давать лекарство. На этом этапе ролевыми действиями часто весь сюжет и исчерпывается. Малыши с большим энтузиазмом включаются в игру и готовы по много раз проигрывать одно и тоже, что раздражает и иногда пугает взрослых, однако ничего страшного тут нет. Просто это эмоционально привлекательная деятельность, с которой малыши успешно справляются. После 4–х лет при освоении ролевых действий, и соответствующего включения в игру взрослого, на первый план в игре выходят характер персонажей и их отношения. Доктор может быть добрым или строгим, веселым или грустным, а пациент может слушаться, а может, по разным причинам, капризничать и т.д. В общем, учитывая все разнообразие эмоциональной жизни, сюжетных ходов просто бесконечно много!

Сюжеты детских игр

Одним из главных сюжетов дошкольника является собственная жизнь. Ребенок сходил к врачу, после этого к врачу «идет» мишка. Малыш пошел в детский сад, и все куклы теперь туда ходят. Малыши могут разыгрывать не только бытовые сюжеты, но и брать за основу понравившиеся сказки, которые им читают и конечно мультфильмы. Само по себе использование мультипликационных сюжетов в игре ничего плохого не имеет. Однако современные мультфильмы иногда совершенно не рассчитаны на маленьких детей. Поэтому, прежде чем показывать что-то ребенку, заранее посмотрите сами и убедитесь в том, что ему стоит это смотреть. Хорошо, если в мультфильме детский сюжет или он отражает события детской жизни, нет агрессии, а герои имеют отчетливый и не страшный образ. Сам мультфильм обязательно должен быть медленным по темпу, смене картинки и сюжету. Хорошо, если в фильме есть запоминающаяся детская песенка.

Игры с картинками

Очень хороши для разных игр простые предметные картинки, которые можно использовать, придумывая разнообразные игры и задания. Например, предложите малышу поселить диких животных в зоопарк (желтая коробочка), а домашних в квартиру (зеленая коробочка). По-разному раскладывая картинки, можно по очереди придумывать забавные истории. Такие карточки можно взять из старого лото или купить готовый набор предметных картинок. Выбирая карточки, обратите внимание на то, чтобы изображение было реалистичным и узнаваемым. Очень важно сохранить и развивать дальше естественную познавательную активность малыша. В 3-4 года ребенок уже более менее знаком с окружающим миром. Важно, чтобы малыш научился сам ставить вопросы и искать на них ответы. Старайтесь отвечать на бесчисленные вопросы ребенка, даже если они кажутся вам глупыми, поддерживать познавательные эмоции: удивление, любопытство, интерес к явлениям окружающей жизни и радость от получения нового знания.

Рисуем, лепим, вырезаем.

Начиная с 3-х лет появляется уже относительная моторная ловкость. Однако мелкие движения руки еще не очень развиты. Хорошо развивает моторику рук и тактильные ощущения продуктивная деятельность. Она называется так, потому что в результате использования различных материалов (пластилина, красок, бумаги и клея, деталей конструктора и др.) получается какой-либо продукт. Примерно до 5-ти лет все эти занятия знакомят малыша со свойствами материалов и возможностями их использования. А таких возможностей, как и самих материалов сейчас очень много. Они также являются отличным материалом для создания игровой среды (дом для кукол, мебель, украшения и пр.). Смастерить красивую поделку ребенку самому еще не под силу. Вы можете помочь малышу, например, сделав заготовки для аппликации (вырезать из бумаги вазу и разные цветы, облака, солнце и т.п.), которые он с удовольствием сам наклеет. Взрослый также должен придавать смысл таким занятиям и ценить труд малыша. Например, нарисованная картинка может быть украшением комнаты или подарком бабушке.

Физическое развитие

Младшие дошкольники очень активны. Хотя они уже могут длительное время заниматься каким-то спокойным делом: лепить из пластилина или слушать книжку, им по-прежнему нужно много времени для физической активности. Такую активность ни в коем случае нельзя подавлять: она необходима для здорового развития. Различные задания на ловкость можно использовать и сами по себе и обыгрывать как преодоление каких-то трудностей в сюжетных играх. Например, пятна на ковре или специально разложенные листы бумаги могут быть кочками на болоте, по которым надо перебраться. Разложенный на полу шнур – ямой, которую надо перепрыгнуть и т.д. Очень полезны и нравятся малышам игры с мячами[1]. Для игры в доме подойдут небольшие вязаные или валяные мячики. Мягкие, приятные на ощупь мячики развивают ловкость, тактильные ощущения. Их можно катать, закидывать в стоящую на полу или на стуле корзину. Подойдут они и для сбивания кегель и для домашнего «футбола». Для игры на улице нужен большой и маленький резиновые мячи. Также на улицу можно взять ведро с набором формочек для куличиков и совочком. Для перевозки песка понадобится машина с большим кузовом, а для наблюдения за пересыпающимся песком — мельница. Формочки с дырочками и мельницу можно также использовать для игры с водой. Занятия с водой и песком очень нравятся малышам: это и возможность экспериментирования, и расслабление.

Для дошкольников 3-4-х лет необходимы следующие игрушки.

Несколько маленьких куколок, составляющих семью Мягкая кукла 25-30см в пришивной одежде Пластмассовый пупс 20-25 см с комплектом одежды (распашонка, ползунки и пр.) Кроватка с бельем и коляска Набор мебели и посудки под куколок Мягкие звери – мишки, зайчики, собачки (2-3) Небольшие звери дикие и домашние, соразмерные между собой Конструктор деревянный и блочный Несколько больших машинок (для перевозки пассажиров и грузов) Наборы для ролевой игры: доктор, парикмахерская, магазин Всякие предметы заместители: от природного материала (шишки, листья) до различного «мусора» — крышек от бутылок, бумажек, тряпочек и т.п. Предметные картинки с изображением животных, деревьев, посуды, мебели и пр. Мягкие мячи для игры дома (2) Резиновые мячи для улицы (2) Набор для игры с песком и водой

[1] См. статью «Лови, кати, бросай! Развивающие игры с мячом», № 5-6, 2007 г.

www.2mm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *