Метод томатис что это такое – Метод Томатиса: суть, когда помогает, противопоказания

Содержание

Метод Томатиса: суть, когда помогает, противопоказания

Метод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».

Альфред Томатис и его метод

Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.

В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:

  • Восстановить способность слушать, возможно, путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
  • Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
  • Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.

На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроение и т. д.

Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).

Читайте также: Развитие речевого дыхания у ребенка

Как проходит сеанс по методу Томатиса?

Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в ней много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1,5 – 2 часа.

Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

  1. Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
  2. Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
  3. Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга. Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.

В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

Когда рекомендован метод Томатиса?

Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.

  1. Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
  2. Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
  3. Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
  4. Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
  5. Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
  6. Улучшение качества голоса. АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
  7. Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.

Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

Какие есть результаты

Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

  • качество речи – 74%;
  • понимание чтения – 85%;
  • внимание, усидчивость – 86%;
  • память – 73%;
  • коммуникативные навыки – 89%.

Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.

Читайте также: 12 причин заниматься по методу Томатис

Противопоказания

Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

  • серьезные отклонения артериального давления от нормы;
  • опухолевые заболевания головного мозга;
  • тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
  • острые формы любой болезни;
  • глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
  • отит;
  • наличие кохлеарного имплантата;
  • простуда;
  • кисты головного мозга;
  • эпилепсия.

Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90% — подробнее о скидках в разделе «Цены»:
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут
30 000 руб
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут30 000 руб
3-я сессия — 11 дней (по 120 мин. каждый день)20 000 руб

karkusha.su

Что такое Томатис терапия. Метод Томатис это музыка для мозга.

Томатис терапия является методом нейро сенсорной стимуляции. 

Эффект заключается в специально создаваемых аудио программах, которые стимулируют мозговые центры и помогают развивать речевые, моторные, эмоциональные, когнитивные способности. В основе метода лежит принцип сенсорной звуковой стимуляции, продуцируемой аппаратом «Электронное ухо» через специальные наушниками с костно-воздушной проводимостью, воспроизводящими эффекты метода.

Метод Томатис опирается на последние технологические разработки, научные исследования, опыт, квалификацию экспертов, прошедших специальное обучение.

Эффект, достигаемый с помощью метода Томатис, заключается в том, что на разные отделы внутреннего уха и мозговые центры оказывается различное звуковое частотное воздействие, что позволяет им начать нормально функционировать. Частоты находятся в пределах от 20 до 16 000 Гц, что соответствует частотам, которые каждый человек воспринимает постоянно.

Автор метода Альфред Томатис 60 лет назад доказал, что воздействие различных частот оказывает позитивное воздействие на различные слуховые, речевые, двигательные центры, центры отвечающие за память, внимание, эмоции. На основе этого открытия он разработал методику составления специальных частотных программ.

Каждая программа имеет свой набор частот исходя из той проблемы, которую нужно решить.

За фоновую основу взяты скрипичные концерты Моцарта, обладающие широким частотным диапазоном, а также вальсы Штрауса, Григорианские песнопения, марши. На данную музыку наложен «эффект Томатис» — специальные стимулы для создания уникального перцептивного звукового эффекта.

Фитнес для слуховой системы

Для создания «эффекта Томатис» используются внезапные переходы от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата человека какой-то специальной подготовки, к высоким частотам, требующим особых усилий отличающихся по интенсивности звучания. Такое чередование частотных каналов происходит как на уровне уха, так и на уровне кости – в специальных наушниках встроен костный вибратор, обеспечивающий подачу звука на кости черепа. Процесс двойного чередования частот (по воздушно-костной проводимости) лежит в основе метода.

Эту тренировку можно назвать гимнастикой для мышц внутреннего уха. Смена звукового канала происходит спонтанно с интервалом от долей секунды до 2,5 секунд. В течение всего времени прослушивания мозг очень активен, так как для него такие переключения непредсказуемы. Нейронная сеть учится длительное время держать внимание на новой для ее информации (часто среди первых результатов воздействия происходит улучшение концентрации внимания).

Такая новая информация очень полезна для мозговых центров, для её переработки требуется включение зон, ранее минимально задействованных в работе. Регулярное прослушивание фильтрованной музыки активизирует нервные клетки разных зон, улучшает взаимодействие между ними, вызывает образование новых нейронных связей между клетками, отделами, полушариями мозга.

Такие комплексные эффекты способствуют активации коры лобных долей, префронтальной коры, положительно воздействуют на лимбическую (глубокую эмоциональную систему), на вестибулярную систему.

www.xn—-7sbbtkdycryjhdhbm8m.xn--p1ai

показания, противопоказания, результаты, отзывы специалистов

Ученые и врачи находятся в постоянном поиске новых методов немедикаментозного лечения детей с умственными, когнитивными, речевыми, двигательными нарушениями. Одним из нестандартных способов помочь особенному ребенку является слуховой метод Альфреда Томатиса. Его эффективность доказана положительными результатами многолетнего использования, исследованиями российских и зарубежных специалистов. Но вопросов и неясностей, связанных с разработкой французского врача, по-прежнему остается очень много. Чтобы ответить на часть из них, поговорим о том, что такое Томатис метод, и какую оценку он получил в научном сообществе России.

Определение

Метод Томатис известен в кругах специалистов по нейропсихологии как инновационный способ воздействия на неразвитые функции психики с помощью аудиоматериала. Имеет еще одно название АПФ — аудиопсихофонология. Работа с мозгом и ЦНС пациента проводится с помощью системы “Электронное ухо”: преобразователя сигнала и наушников.

На музыку накладывается эффект Томатис. Тренировка мышц слухового аппарата идет параллельно активизации функционирования необходимых долей головного мозга.

Метод

Система тренировок слуха была разработана французским отоларингологом, Альфредом Томатисом, в середине 20 века. Молодой врач выявил определенную закономерность между нейросенсорной звуковой стимуляцией и возможностью воспринимать, воспроизводить информацию. Если переобучить слух, сделать его активным, а не пассивным через систему тренировок, то активизируются аналитические отделы мозга. У взрослых и детей с различными нарушениями речи, коммуникации, моторики восстанавливается сенсорная интеграция. К таким выводам пришел ученый.

Томатис понимал человеческое ухо как многофункциональный орган, который выполняет задачи вестибулярного и слухового аппарата одновременно. Они объединяются в единую функцию на мозговом уровне. Вестибулярный аппарат отвечает не только за преддверие движения, но и за поддержание мышц в тонусе, координацию, ритмику и автоматизацию действий в пространстве, во время обучения. Слуховой аппарат несет ответственность за прием звуковых сигналов и их воспроизведение. Соединяясь во внутреннем ухе, они отправляют информацию в мозг к отделам, отвечающим за двигательные, языковые навыки, память, внимание, эмоции.

Воздействие на слуховой аппарат и нейроны мозга оказывается двумя методами: через внутреннее ухо и на уровне кости. Воздушная или звуковая стимуляция соединяется с вибрацией наушников перед сменой частоты передачи аудиоинформации. Это дает двойной положительный эффект. Комплексное воздействие активизирует лобные доли мозга, лимбическую систему и вестибулярную.

Для составления программы Альфред Томатис взял за основу произведения Амадея Моцарта, так как они обладают широким диапазоном частот, вальсы, марши Иоганна Штрауса и Григорианское песнопение. На классическую музыку накладывались стимулы для создания звукового контраста: внезапные и резкие переходы между частотами. Использовалось двойное чередование. Сначала сигнал подавался на низких частотах, потом на высоких и наоборот. Четкой схемы и периодичности у переключений нет. Используется эффект неожиданности.

Это похоже на тренировку мышц уха. При прослушивании произведений с низкими частотами мускулатура слухового аппарата расслабляется, после переключения на высокие частоты — напрягается. Ухо передает информацию в мозг, аудиоматериалы интерпретируются в звуковую волну, одновременно тело получает костный толчок от вибрации наушников.

Таким образом, мозг должен быть активен на протяжение всего терапевтического процесса, а одно занятие длится 90-120 минут. В результате систематических тренировок, после 2-3 курсов, у пациентов наблюдаются положительные сдвиги в решении проблем с речью, эмоциями, психическими и двигательными способностями.

Аппаратура для проведения сеансов в домашних условиях сейчас доступна родителям. Можно купить преобразователь, беспроводные наушники, скачать аудиоматериалы в сети и использовать метод Томатиса дома. Но этот вариант лечения не является рекомендованным. Нужно учитывать особенности развития ребенка, его заболевание. Правильно назначить курс и продолжительность процедур может только профессионал, прошедший длительное обучение.

Показания

Методика аудиолечения  предназначена для детей со следующими заболеваниями:

  1. ЗПР, ЗРР, заикание
  2. Гиперактивность, синдром дефицита внимания
  3. Фобии
  4. Аутизм, в том числе аутичные черты
  5. Тики
  6. Синдром Дауна
  7. Стрессы, неврозы, агрессии
  8. Нарушения письменной речи
  9. Параличи

Важно! Подбирать аудиоматериалы для лечения пациентов нужно индивидуально. Например, дети с СДВГ плохо переносят высокие частоты, становятся более агрессивными и напряженными. Их курс начинается со средних частот, постепенно переходя к высоким. Так же согласно возрасту, диагнозу регулируется время одного урока и продолжительность лечебной сессии.

Результаты

Истинный метод Томатиса дает следующие, зафиксированные учеными и специалистами методологических центров, результаты:

  • У 74% пациентов улучшается качество речи. Дошкольники правильно произносят трудные фонемы, ставят ударение, составляют сложные синтаксические конструкции.
  • 85 % родителей и детей отмечают сдвиги в обучении осмысленному чтения, быстрому анализу письменной информации.
  • У 86 % детей с СДВГ, гиперактивностью, рассеянным вниманием, ЗПР в отличие от малышей, проходящих только медикаментозное лечение, массаж и психотерапию, наблюдаются развитие усидчивости, объема и продолжительности концентрации внимания.
  • 73 % реципиентов разного возраста после 2-3 курсов отмечались улучшения емкости долговременной и словесно-логической памяти.
  • 89 % пациентов с нарушениями коммуникативных компетенций стали более толерантными к социуму.

Важно понимать, что эффективность применения метода Томатиса, зависит от заболевания, продолжительности и количества курсов нейросенсорных тренировок. У большинства обследуемых позитивные результаты сохраняются на протяжение нескольких лет или всей жизни.

Реально оценить эффективность метода А. Томатиса помогает специальный тест на основе компьютерной диагностики состояния и работы мозга ребенка в онлайн-режиме. Он называется TED TOMATIS. Делать его нужно до начала курса лечения и сразу после. Но основе сбора анамнеза пациента, результатов теста составляется индивидуальная программа терапии, оценивается итог применения аудиостимуляции.

На заметку! В России не так много специализированных и профессиональных клиник для помощи особенным детям по методу Томатиса. Большинство из них находятся в центральных регионах.

Противопоказания

Альфред Томатис и современные исследователи метода нейростимуляции мозга не рекомендуют слушать терапевтические аудиоматериалы в периоды простуд, возникновения инфекционных и воспалительных процессов в организме. С осторожностью следует подходить к назначению АПФ недоношенным детям. Категорически запрещена Томатис методика при эпилепсии, гипертонии 2-3 стадии, опухолях и кистах мозга.

Отзывы специалистов

Методика Томатис исследовалась ранее и изучается до сих пор на основе данных практикующих клиник и медицинских центров. У дефектологов, детских врачей, логопедов результаты научной работы вызывают неоднозначные впечатления. Реальные отзывы специалистов помогают родителям определиться с необходимостью и целесообразностью такого метода терапии.

По мнению неврологов и психиатров, перед тем, как начинать слушать музыкальные композиции с Томатис эффектом, обязательно нужно пройти ТЕД тестирование. Иначе родители могут столкнуться с негативными последствиями томатис-терапии. У детей с гиперактивностью, СДВГ аудиостимуляция высокими частотами без подготовительно этапа вызывает обратную реакцию. Малыши становятся агрессивными, плохо спят, возможны ночные кошмары, энурез. Если разработать комплекс музыкальной информации с учетом особенностей ЦНС, психики ребенка, результат будет только положительным. Это мнение совпадает с отзывами родителей о Томатисе.

Педиатры и логопеды предупреждают о том, что отменять приемы ноотропов, нейролептиков после первого курса Томатиса и положительных результатов нельзя самостоятельно. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, пройдите обследование. Иногда эффект процедур имеет временный характер или совпадает с естественным или спровоцированным приемом медикаментов скачком в развитии ребенка. Отмена препаратов приведет к регрессу, процесс остановится.

Минусы

Исключительно положительную оценку методу Томатис детские врачи дать не могут. Это связано с рядом причин:

  • Методика французского отоларинголога изучена не до конца. Исследования могут продолжаться еще несколько десятилетий. Эксперименты, наблюдения за пациентами медицинских клиник Томатис проводятся по всему миру. Есть негативные примеры лечения детей.
  • В России масса непрофессиональных “специалистов” и клиник Томатиса. Очень важно обращать внимание на университетские корочки у врачей и консультантов БАК, медцентров, на дипломы, подтверждающие прохождение обучения в официальной школе Томатис.
  • Аутисты показывают неоднозначную реакцию на применение метода Томатиса. В ЮАР из 6 детей с таким диагнозом яркая положительная динамика была отмечена только у 3. Один остался в тяжелом состоянии без изменений. У аутистов экспериментальной группы отмечались улучшения коммуникации, стабилизация эмоционального состояния, скорость интеграции вербальной информации.

Плюсы

Положительные стороны методики аудиоперепрограммирования:

  1. Система помощи детям и взрослым основана на понятных, правдивых выводах о физиологии и психике человека. Это факт подтверждают исследования уровня работоспособности студентов после курса аудиотерапии в США, Канаде, Африке в 2016 году. В 1999 году доктор Т. Гилмор проводит мета-анализ детей с когнитивными и речевыми недостатками путем использованиям метода Томатис для устранения дефектов. Положительный результат был отмечен в той или иной степен у каждого ребенка.
  2. Международная статистика дает хороший прогноз для распространения метода Томатиса в медицинской сфере. Анализировались результаты работы клиник Канады и ЮАР. Шведская Психиатрическая Клиника для детей проводила исследования метода Томатис с 2002 по 2007 годы. У 25% учащихся повысился уровень внимания и памяти после одного курса терапии классической музыкой с Томатис эффектом. Изменения сохранились на 4-6 лет.
  3. Экспериментальная группа из 223 беременных женщин тестировалась в госпитале Франции. Программа дополнительной терапии включала прослушивание аудио с Томатис эффектом. Было отмечено следующее: дети родились с большим показателем по шкале Апгар, улучшалась динамика роста плода, снизилось количество кесарево сечений. Прогноз скорости развития новорожденных совпал с реальными показателями.

Рассматривать Томатис метод как единственно верное решение проблемы со здоровьем у ребенка раннего возраста неправильно. Дефектологи, логопеды, психиатры и педиатры не дают ему однозначно положительную оценку. Но рекомендуют использовать как одну из составных часть из лечебного комплекса для особенных детей, поскольку вероятность положительного прогноза для устранения дефекта или его смягчения довольно высока.

Рейтинг автора

2

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

30

orechi.ru

Метод Томатис Новосибирск. Центр Томатис для детей и взрослых.

Наши уши являются главным входом в наш мозг выполняя основные функции по обработке информации. Ухо сложный орган. Он состоит не только из видимой нам ушной раковины, а из наружнего, среднего и внутреннего уха. Вся эта слуховая система воспринимают внешнюю информацию поступающую в виде частотных колебаний. Полученные колебания преобразуются внутренним ухом в электрические сигналы и направляются в мозговые центры.

Строение среднего и внутреннего уха позволяет воспринимать информацию, поступающую не только через воздух, но через кости скелета, так называемую костную проводимость. Эта способность позволяет помимо различных окружающих звуков, нашего голоса, улавливать движения, положение тела, различные ритмические воздействия. Всю полученную информацию ухо после трансформации в электрические сигналы передает в мозг для анализа и дальнейших действий.

Сложное устройство слуховой системы позволяет не только слышать, но управлять речью, дикцией, уметь аргументировать, выполнять инструкции, читать, изучать, запоминать. Важнейшей функцией, управляемой слуховой системой это координация тела в пространстве.

Когда связи между центрами слуха и мозга плохо работают, у человека может нарушаться речь, возникать проблемы с голосом, слухом, ухудшается память, внимание. Это может привести к ухудшению координации, возникновению депрессии, стресса, беспокойства другим эмоциональным и физиологические расстройства.

Заслуга автора метода Альфреда Томатиса заключается в том, что он научно обосновал и подтвердил многолетней практикой влияние диапазонов звуковых частот на различные участки мозга.

Как работает метод.

В основу метода Томатис заложен принцип частотного воздействия на слуховую систему. С помощью специального оборудования создается частотное колебание в естественном для человека диапазоне частот — 20-15000 Гц. Для каждой проблемы подбирается своя программа состоящая из тех частот, которые помогут ее решить. Прослушивание часотных колебаний, наложенных на музыку Моцарта, позволяет восстановить нарушенные связи между слуховой системой и мозговыми центрами. В результате, проблемы мешающие человеку жить уходят.

Томатис терапия что это такое, более подробно о методе Томатис можно прочитать ЗДЕСЬ.

Видео о результатах и отзывы на Флампе о методе Томатис и Центре Томатис в Новосибирске и Бердске вы можете посмотреть на странице «Отзывы о результатах».

www.xn—-7sbbtkdycryjhdhbm8m.xn--p1ai

Применение

Личное развитие

Пение

Работая с певцами, Альфред Toмaтис выявил то, что проблемы со слушанием сопровождаются вокальными проблемами. Точнее, он определил то, что производство качественного вокального действия требует не только хорошего восприятия звуковых сообщений, но также и, в первую очередь, хорошего слушания себя, то есть способности использовать собственный голос как звуковой источник для анализа и контроля его точности, интенсивности и качества.

Слушание себя может осуществляться при условии, что воспринимаемая звуковая вибрация будет правильно регулироваться костной проводимостью, то есть путем передачи звука всеми костями тела и, в первую очередь, черепной коробкой. Это костное регулирование зависит, в свою очередь, от слаженной работы двух мышц, находящихся в среднем ухе, роль которых состоит в контроле и амортизации всех вибраций, передаваемых в среднее ухо. Аудио-вокальное переобучение с помощью электронного уха имеет целью внедрение механизма само контроля качества. Таким образом, в зависимости от имеющейся вокальной проблематики, данное действие может быть нацелено на работу с:

• отсутствием или потерей желания петь

• недостатком беглости речи

• недостатком или отсутствием сбалансированности тембра, ведущим к сильной хрипоте, визгливости или эффекту «простуженности» голоса

• потерей контроля над громкостью, выражающейся в недостаточно или чересчур интенсивном голосе

• затруднением при выступлении и потерей легкости пения, без ощущения чрезмерно громкого использования своего голоса

• недостатком точности и корректности при артикуляции звуков

• недостатком выразительности голоса, выражающемся в искажении модуляций и интонации

Иностранные языки

Каждый язык характеризуется своим ритмом, который необходимо усвоить, чтобы правильно говорить. Таким же образом, в детстве наш мозг учился выявлять фонетические структуры, свойственные нашему родному языку. И наоборот, мы также учились игнорировать фонетические структуры, несовместимые с нашим языком. На самом деле, с самого раннего детства мы учимся кодировать ритм нашего языка и, в частности, благодаря материнскому голосу. Данный лингвистический код мешает нам изучать иностранный язык в той мере, в которой его звуковая структура противоречит той, которой мы усвоили с детства на примере родного языка.

Метод Tomatis® позволяет любому человеку, желающему изучать иностранный язык, легче усвоить ритм данного языка. На данный ритм легко затем ложатся: словарный запас, синтаксис и грамматика.Исследование, проведенное в семи университетах в рамках международной программы, доказывает сокращение вдвое периода обучения, благодаря Методу Tomatis®.

Просим учесть тот факт, что Метод Tomatis® является педагогическим подходом и никак не может рассматриваться в качестве медицинского лечения. В тяжелых случаях мы рекомендуем Вам использовать Метод Tomatis® как вспомогательный инструмент при медицинском или терапевтическом воздействии.

tomatis.gospartner.com

12 причин заниматься по методу Томатис

В каких случаях помогают занятия по методу А.Томатиса:

  1. Задержка речевого развития (Подробнее о том, почему ребенок не говорит)
  2. Проблемы с обучением в школе — дислексия, дисграфия (нарушения письменной речи), дизорфография, дискалькулия.
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  4. Ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутизм.
  5. Заикание.
  6. Сложности с запоминанием, нарушения памяти.
  7. Проблемы с концентрацией и произвольным вниманием.
  8. Повышенная тревожность, состояние стресса.
  9. Проблемы двигательного развития, координации.
  10. Необходимость наладить коммуникативные навыки.
  11. Изучение иностранных языков.
  12. Занятия вокалом, необходимость улучшить голосовые и музыкальные данные.

Занятия по методу Томатис дают положительные результаты в самых различных сферах:

  1. Улучшение способности к обучаемости и стимулирование развития речи. При помощи данной методики налаживается работа нервных цепей, отвечающих за восприятие и анализ звуковых сигналов. Дети, имеющие дислексию, дисграфию, нарушения устной речи и проблемы с заучиванием и выполнением движений, становятся способны контролировать себя и справляться со сложностями.
  2. Оптимальная настройка коммуникативных навыков. Как известно, наличие слуха вовсе не означает умение слышать. Иногда коммуникация нарушается вследствие неправильной интерпретации услышанного. Метод Томатис позволяет улучшить анализ услышанного и, соответственно, выдавать более адекватную реакцию.
  3. Улучшение способности координировать двигательную активность. Методика использует в данном случае тот факт, что ухо является не только органом слуха, но является еще и частью вестибулярного аппарата. Поддержка равновесия, контроль положения туловища, согласование движений с нужным ритмом зависят от правильной работы вестибулярной системы.
  4. Помощь при дефиците внимания у детей и взрослых. Действие метода Томатис направлено на улучшение способности к избирательному вниманию. Занятия помогают научить концентрироваться на нужном, не отвлекаясь на постороннее.
  5. Достижение эмоционального равновесия, снятие повышенной тревожности и стрессов. Стимулирование мозга звуковыми сигналами как высоких, так и низких частот выравнивает психическое состояние.
  6. Развиваются голосовые данные и улучшается восприятие музыки. Изначально метод Томатис начинал разрабатываться именно в этом направлении. Только то, что способно слышать ухо, может воспроизвести голос. Расширение возможностей слуха влечет за собой и улучшение голосовых способностей.
  7. Улучшение памяти и, собственно, способности к запоминанию. Звуковые колебания воздействуют на лимбическую систему и улитку (часть среднего уха), возбуждающую кору головного мозга. В результате настраиваются механизмы активной памяти.
  8. Ускорение обучения иностранных языков и улучшение произношения. Каждый язык звучит в определенном частотном диапазоне. Метод Томатиса позволяет расширить «свой» родной звуковой диапазон и справиться с проблемами акцента и неправильного произношения. Кроме того, снятие стресса позволит обучающемуся легко преодолеть так называемый языковой барьер.

Методика подходит и детям, и взрослым

На занятия могут приходить как юные пациенты, так и взрослые. Совершенство и глубина методики позволяет справляться с различными проблемами как детского развития, так и вопросами, возникающими в более позднем возрасте.

Специализированные центры открыты в разных странах мира. К работе в них допускаются только специалисты, прошедшие обучение.

Методика разработана врачом

Альфред Томатис, автор методики, является врачом-оториноларинголом. Занимаясь в физиологической лаборатории Сорбонны, доктор сумел сделать замечательные открытия:

  1. человек может воспроизводить при помощи голоса исключительно только то, что способно услышать его ухо;
  2. если изменить способность к слушанию, автоматически изменится и голос;
  3. при помощи аудиостимуляции существует возможность влиять на звучание (фонацию) голоса.

Методика доктора Томатиса была рассмотрена и одобрена на слушаниях Парижской медицинской академии и Академии Наук.

Принцип работы методики

В результате своих исследований доктор Томатис выяснил, что существует прямая связь между способностью слышать звуки и воспроизводить их.

Воспринимая звучание высоких частот, мозг возбуждается, активизируется, а значит, происходит улучшение работы всех его функций. Наоборот, низкие частоты, слышимые длительное время, утомляют, «загружают» мозг. Работы Томатиса доказывают, что существует зависимость между уровнем слухового и голосового диапазонов человека и состоянием его физического и умственного здоровья.

Звуковые колебания посредством костной проводимости и воздушной преобразуются в электронные импульсы и стимулируют мозжечок.

Перекодируясь мозжечком, импульсы передаются во все отделы головного мозга.
Значит, для того, чтобы стимулировать мозг, сделать его функционирование более активным, необходимо расширить возможности слуха. Именно в обучении «правильному» слушанию, тренировке внутреннего уха и заключается методика.

Что такое Электронное Ухо

Для занятий по методике Томатис был разработан специальный прибор, так называемое «Электронное ухо». Данная система функционирует как тренажер для мышц среднего уха:

  1. Звуковой сигнал передается путем воздействия на верхнюю часть черепа (костная проводимость звука) и непосредственно через наружное ухо (воздушная проводимость).
  2. Вибрации, возникающие в результате звуковых колебаний, оказывают воздействие на среднее ухо человека — улитку и вестибулярную мембрану.
  3. Эти два органа среднего уха оказывают большое влияние на стимуляцию мозга, так как передают ему нервные импульсы:
    1. улитка преобразует колебания звука в электрические импульсы;
    2. вестибулярная мембрана чутко реагирует на каждое движение, тем самым обеспечивая чувства равновесия и ритма.
  4. Стимулирование мышц, приводящих в движение части среднего уха, достигается чередованной подачей контрастных по частоте и громкости звуков. Такая «неожиданная» подача звука заставляет ухо все время находиться в тонусе, постепенно тренируясь.
  5. Для занятий используется обработанная по методике музыка — чаще это скрипичные концерты Моцарта.
  6. Занятия проходят в комфортной приятной обстановке

Во время занятия на пациента надеваются наушники, в которых звучит музыка. Звуковые колебания воздействуют на среднее ухо человека через наушники, обладающие способностью одновременно к воздушной и костной проводимостью.
Происходящие звуковые вибрации стимулируют работу мышц молоточка и стремени — органов, находящихся в среднем ухе.

Человек же в это время может заниматься самыми приятными для него вещами — рисовать, лепить, делать аппликации, даже читать или танцевать. Нежелательны лишь всевозможные активные игры в гаджетах, типа столь любимых подростками «стрелялок».

Занятия по методике Томатис безопасны

Перед тем, как приступить к занятиям, желательно пройти исследование — сделать электроэнцефалограмму. Противопоказанием являются:

  1. эпилепсия;
  2. наличие опухолевых заболеваний;
  3. установленный кохлеарный имплантат;
  4. отит;
  5. заболевания психического характера;
  6. повышенное давление;
  7. острый период любого заболевания.

Важно отметить, что метод Томатиса не является медицинским способом лечения той или иной проблемы. При необходимости он должен подкрепляться фармакологическими и прочими процедурами, назначенными врачами. Являясь лишь дополнением к лечебным назначениям, он лишь возвращает определенные функции организма в норму, не травмируя и не вызывая опасности.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90%:
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут30 000 руб
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут30 000 руб
3-я сессия — 11 дней (по 120 мин. каждый день)20 000 руб

karkusha.su

Как работает Метод Томатиса — Томатис

Метод Томатиса основан на трудах выдающегося французского отоларинголога и фониатора Альфреда Томатиса, использующего звуковое воздействие на мозг человека. Этот метод базируется на результатах новейших научных исследований в сфере физиологии, психологии человека и физики звука.

В 2000 году в Люксембурге была создана компания TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. (TDSA). Компания является обладателем исключительных прав на ноу-хау, по методу «ТОМАТИС», зарегистрированным Альфредом Томатисом. Основатели и руководители компании — его сын Кристиан Томатис и Тьерри Гожаренг.

Применение этого метода возможно благодаря специальному сложному устройству, которое называется Электронное Ухо. Во время занятия ребенок через наушники слушает музыку Моцарта и григорианские песнопения. При этом Электронное Ухо фильтрует музыку определенным образом, заставляя слуховую систему работать более эффективно.

Метод «Томатис» позволяет воздействовать на разные участки головного мозга, стимулирует работу всего мозга, развивает его способность к эффективной обработке информации, активирует не задействованные ранее нейронные пути и, тем самым последовательно запускает в работу различные мозговые функции.

Дети, прошедшие «слуховую терапию», демонстрируют существенное увеличение коэффициента умственного развития, хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства.

К тому же метод «Томатис» гарантирует долговечные результаты. Это объясняется тем, что эффективность занятий обеспечивается не выработкой условного рефлекса, а восстановлением равновесия мозга. Поэтому можно утверждать, что запущенные механизмы развития не только сохраняют результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок, но и продолжается их прогресс.

Занятия можно начинать с 2-х лет без дальнейшего ограничения возраста. Во время тренировки ребенок может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности, приносящим ему удовольствие.

Слуховой тренинг должен быть длительным, так как мозг учится только спустя 40-45 часов.

Между первым и вторым курсом перерыв около месяца. Начиная со второго, перерыв может быть около 2месяцев. В среднем проводится 3 курса.

На что происходит воздействие

Метод Томатиса — это система слуховых тренировок. Принцип действия метода «Томатис» — сенсорная звуковая стимуляция. Звук передается двумя путями: путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости, при которой звуковые колебания передаются через наружное ухо. Используемые в наших устройствах звуковые сигналы прошли предварительную обработку в нашей лаборатории с наложением эффекта «ТОМАТИС», поэтому они стимулируют активность всего внутреннего уха целиком, в том числе тех его частей, которые влияют на слуховые и моторные функции. Звук передается вначале на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости стимулирует рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка. Этот эффект достигается в результате перцептивного звукового контраста (двукратного чередования частоты и интенсивности звука), который «удивляет» ухо.

В результате вибрации, вызванной звуковыми колебаниями, эти мышцы, в свою очередь, приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану среднего уха. Изнутри улитка покрыта волосковыми клетками, которые преобразуют звуковую вибрацию в электрические импульсы. Эти импульсы поступают в ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга. Иначе говоря, улитка и вестибулярная мембрана создают нервные импульсы, стимулирующие головной мозг; в этом случае мы говорим, что они выполняют функцию «зарядки коры головного мозга».

Более того, вестибулярная мембрана передает в мозг сигналы о самых незначительных движениях тела, поэтому напрямую влияет на чувство ритма и равновесие. Поэтому так важно, чтобы этот сигнал был гармоничным и правильным. Это значит, что стимуляция слухового аппарата должна быть эффективной.

У детей и взрослых, уже после первого курса применения метода наблюдаются следующие улучшения:

Понимание речи (ребенок начинает слышать и различать то, что раньше ему было недоступно, начинает выполнять сначала простые, а потом и более сложные инструкции.)
Запуск речи у неговорящего ребёнка (увеличение речевой активности, появление вокализаций и новых звуков, первых слов)
Улучшение фонематического восприятия и, как результат, улучшение произносительной стороны речи у детей с очень неразборчивой речью.
Изменение поведения в целом (ребёнок становится спокоен, открыт, развивается целенаправленная и игровая деятельность,)
Появляется подражание и улучшение контакта у детей с тяжёлыми эмоционально-волевыми проблемами.
Прогресс в освоении навыков чтения и письма .
Улучшение сна.
Изменение рациона питания ребенка (ребенок начинает есть и просить то, что никогда не хотел даже пробовать)
Улучшение концентрации и увеличение объёма внимания у детей с синдромом СДВГ.
Изменяются двигательные навыки ребенка (улучшение крупной и мелкой моторики, почерка)
Быстрота реакций, собранность (сокращается время приготовления уроков)
Появляется чувство ритма, улучшаются голосовые данные и музыкальность.
Дети, имеющие трудности в изучении иностранных языков, естественнее ими овладевают.
Значительно улучшается коммуникация, появляются новые друзья.

tomatis-novosibirsk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *