Нарушение речи это – : ,

Нарушения речи — причины, симптомы, диагностика и лечение

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Таким образом, клинико-педагогическая клас­сификация включает нарушения письменной речи (дислексию/алексию, дисграфию/аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию, дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушения голоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР), а также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

далее…

www.krasotaimedicina.ru

Нарушения речи

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Классификация нарушений речи

С появлением логопедии все ученые,
занимающиеся данной наукой, стремились
создать различные класси­фикации
нарушений речи. Недостаток изучения
непос­редственных механизмов речи
приводит к тому, что до­статочно сложно
классифицировать эти нарушения.

Вначале у логопедии не было своей
классификации, и она опиралась на знания
медицины. Одним из первых предложил
классификацию А. Куссмауль (1877 г.),
ко­торый систематизировал имеющиеся
нарушения речи. Эта классификация стала
называться клинической. В процессе
развития логопедии было установлено,
что на­рушения речи, возникающие в
процессе развития, нельзя приравнивать
к тем нарушениям, которые возникли уже
в сформировавшейся системе.

Возникла необходимость создать
альтернативную классификацию. В настоящее
время современная лого­педия
придерживается 2 классификаций:
клинико-педагогической и
психолого-педагогической, или
педаго­гической (по Р. Е. Левиной). Эти
классификации рас­сматривают проблемы
нарушения речи с двух сторон, с разных
точек зрения, но не противоречат друг
другу, а напротив, дополняют друг друга.

Клинико-педагогическая классификацияопирается в основном на медицинский
аспект нарушения, ориенти­руясь на
коррекцию дефекта речи, и идет от общего
к частному. В данной классификации
ведущая роль при­надлежит
психолингвистическим критериям.

Клиническим критериям отводится
уточняющая роль в объяснении
анатомо-физиологического механизма
воз­никновения нарушения.

Все виды нарушений клинико-педагогической
классификацией подразделяются на 2
группы: нарушения устной и письменной
речи.

Нарушения устной речи подразделяются
на наруше­ния внешнего высказывания
(или произносительной сто­роны речи)
и нарушения внутреннего высказывания.

Рассмотрим эти нарушения подробнее.

1. Нарушения внешнего высказывания могут
подраз­деляться на несколько подвидов:

♦ нарушения голосообразования;

♦ нарушения темпа и плавности речи;

♦ нарушения звукопроизношения;

♦ нарушения интонации.

Эти нарушения могут наблюдаться как
самостоятель­но, так и в совокупности,

Всем описанным патологическим состояниям
были даны специфические термины.

1. Дисфония — отсутствие или расстройство
функ­ции вследствие патологических
изменений голосового аппарата (Логопедия:
Учебник для вузов/ Под ред. Л. С. Волковой.
М., 1999. С. 61). При этом нарушении речи голос
либо совсем отсутствует, либо происходят
раз­личные изменения и нарушения в
силе, тембре голоса. Данные изменения
обусловлены функциональными или
органическими поражениями голосообразующего
аппа­рата и могут возникнуть в любом
возрастном этапе.

2. Брадилалия — патологическое замедление
речи, возникающее, когда процесс
торможения преобладает над возбуждением.
При брадилалии речь сильно замедляет­ся,
растягиваются гласные, речь становится
нечеткой.

3.Тахилалия — нарушение речи, при котором
речь становится патологически быстрой.
При этом сохраня­ются фонетическая,
лексическая и грамматическая стороны
речи. Тахилалия может быть органической
и фун­кциональной.

Если при тахилалии происходят
необоснованные за­пинки, паузы и т.
п., то она носит название «полтерн».

Брадилалия и тахилалия относятся к
нарушениям темпа речи.

4. Заикание — нарушение темпа и ритма
речи, обус­ловленное судорогами мышц
речевого аппарата. Заика­ние может
быть органическим и функциональным.
Воз­никает обычно в критические
периоды развития ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения
при нормальном слухе и нормальной
иннервации речевого аппарата. Проявляется
в заменах, искажениях, смеше­ниях тех
или иных звуков. Это происходит по
несколь­ким причинам: из-за
несформированности правильного положения
артикуляционного аппарата при
произнесе­нии тех или иных звуков,
из-за неправильного усвоения артикуляционных
позиций, из-за дефектов самого
арти­куляционного аппарата. Существует
и психолингвисти­ческий аспект данного
нарушения: оно может происхо­дить в
результате нарушения различения и
узнавания фонем родного языка, т. е.
происходит дефект восприя­тия. Также
он может происходить, если у ребенка не
сформированы такие операции, как отбор
реализации звуков. Тогда говорят о
дефектах продуцирования. Если наблюдается
какой-либо дефект в строении речевого
ап-парата, то нарушение носит органический
характер, если нет — то функциональный.
Нарушения возникают у ребенка в процессе
развития речи, а если была травми­рующая
ситуация — в любом возрасте.

Описанные выше дефекты имеют вид
самостоятельно­го нарушения. Но
существуют и такие, при которых нарушаются
несколько звеньев сложного механизма
выска­зывания. Среди них выделяют
дизартрию и ринолалию.

6. Ринолалия — нарушение произносительной
сторо­ны речи или тембра голоса,
обусловленное анатомофизиологическим
поражением речевого аппарата. При
ринолалии происходит специфическое
изменение голоса. Это происходит из-за
того, что при произнесении всех звуков
струя воздуха проходит не в ротовую, а
в носовую по­лость, в которой происходит
резонанс. Речь становится гнусавой, все
без исключения звуки нарушаются (при
дислалии могут нарушаться только
некоторые звуки). Речь у ребенка становится
монотонной и невнятной.

7. Дизартрия — нарушение произносительной
сторо­ны речи вследствие недостаточной
иннервации речевого аппарата. Дизартрия
возникает из-за органического по­ражения
центральной нервной системы. Чаще всего
ди­зартрия связана с ранним детским
церебральным пара­личом, но также
может возникнуть в любом возрасте
развития ребенка из-за перенесенных
инфекций мозга. Дизартрия различается
по месту локализации и по сте­пени
тяжести.

Вторая группа нарушений в устной речи
— это нару­шения внутреннего оформления
высказывания. В ней выделяют 2 вида
нарушений.

1. Алалия — полное отсутствие или
недоразвитие речи из-за органических
поражений речевых зон головного мозга
во внутриутробном развитии или доречевом
пери­оде развития. Это один из самых
сложных дефектов речи: языковая система
не формируется, страдают все звенья
произносительной стороны речи.

2. Афазия — нарушение речи, при котором
проис­ходит утрата (полная или
частичная) способности пользоваться
различными средствами языка. Ребенок
может утратить речь из-за перенесенных
черепно-моз­говых травм, различных
инфекционных заболеваний нервной
системы. При афазии вследствие травмы
утра­та уже сформированной речи. Это
отличает афазию от алалии.

Следующий вид нарушений в этой
классификации -г-нарушение письменной
речи. В зависимости от того, какая форма
речи нарушена (письмо или чтение),
выде­ляют несколько типов нарушений.

1. Дисграфия — «частичное специфическое
расстрой­ство процессов письма»
(Дефектология. Словарь-справоч­ник
/Под ред. Б. П. Пузанова.М., 1996. С. 30). Оно
проявляется в нестойких образах букв
(оптико-простран­ственных и др.),
происходит смешение, искажение, за­мен
и пропуск букв.

Самая тяжелая форма дисграфии — аграфия,
т. е. полная неспособность к овладению
письмом.

2. Дислексия — нарушение речи, которое
вызвано поражением центральной нервной
системы. У ребенка нарушен сам процесс
чтения: он не может правильно опознать
буквы, в результате чего неверно их
воспроиз­водит, нарушает слоговой
состав слов. Из-за этого у ре­бенка
искажается весь» смысл прочитанного.
Крайняя форма дислексии — алексия,
неспособность к чтению.

Нарушения письма и речи в основном
выявляются при поступлении ребенка в
школу и значительно зат­рудняют его
обучение.

Дисграфию и дислексию следует отличать
от дислек­сии и дисграфии, возникающих
как вторичное проявление при афазиях,
т. е. в этих случаях речь идет не о
нарушениях речи, а об их утрате.

Таким образом, в современной логопедии
выделяют 11 форм нарушений речи. Девять
из них — это нарушения устной речи,
возникающие на различных этапах ее
порож­дения и реализации: дисфония,
тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия,
дизартрия, ринолалия, алалия и афа­зия;
и 2 — нарушения письменной речи: дисграфия
и дис­лалия.

Психолого-педагогическая классификациябыла со­здана в результате критического
анализа предыдущей классификации.
Логопедическое воздействие — это
преж­де всего воздействие педагогическое,
поэтому в данной классификации делается
упор именно на этот принцип ее составления.
Р. Е. Левина, автор психолого-педагоги­ческой
классификации, ставила своей целью
объедине­ние детей в группы для
фронтальной работы с учетом определенных
видов нарушений. Эта классификация
исходит из принципа «от частного к
общему», а не на­оборот, как в
клинико-психологической классификации.

Психолого-педагогическая классификация
подразде­ляется на 2 группы: нарушения
средств общения и на­рушения при
применении этих средств.

I. Нарушения средств
общения. В эту группу входят 2 подгруппы:
фонетико-фонематическое недоразвитие
речи и общее недоразвитие речи.

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие
— это «нарушение процессов формирования
произносительной системы родного языка
у детей с различными речевыми расстройствами
вследствие дефектов восприятия и
про­изношения фонем» (Логопедия.
Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой.
М., 1999. С. 67)

2. Общее недоразвитие речи — различные
полимор­фные дефекты речи, при которых
происходят наруше­ния в формировании
всех компонентов речевой систе­мы,
относящихся к звукосмысловой стороне.
Существу­ет несколько общих признаков
этих нарушений: более позднее развитие
речи, бедный словарный запас, раз­личные
дефекты произношения, аграмматизмы;
при об­разовании фонем имеются
нарушения.

Степень недоразвития может быть
различной: речь может отсутствовать
совсем или быть лепетной; или речь может
быть достаточно развернутой, но с
различными элементами фонетического
и лексико-грамматического недоравития.

П. Нарушением применения коммуникативных
средств, или средств общения, является
заикание, кото­рое иногда может
сочетаться с общим недоразвитием речи.
В данной классификации нарушения письма
и чте­ния не рассматриваются как
самостоятельные наруше­ния. Они входят
в первую группу классификации в ка­честве
необратимых последствий нарушений. Эти
послед­ствия обусловлены
«несформированностью фонематичес­ких
и морфологических обобщений, составляющих
один из ведущих признаков» (Логопедия…
С. 67),

Обе классификации учитывают недоразвитие
речи у детей с сохранным интеллектом и
слухом. Но т. к. эти категории детей по
своему составу неоднородны (к ним
относятся дети с нарушением зрения,
опорно-двигатель­ного аппарата и дети
с задержкой психического развития).

Важное значение имеет вопрос о
систематиза­ции речевых нарушений,
которые могут быть у слабос­лышащих
и умственно отсталых детей.

Клинико-педагогическая классификация
больше под­ходит для этой категории
детей, т.к. она максимально дифференцирует
виды речевых нарушений и дает воз­можность
осуществлять индивидуальный подход
при логопедическом воздействии. При
организации группо­вых форм
целесообразнее применять
психолого-педаго­гическую классификацию.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ

Под принципами логопедической работы
подразуме­ваются исходные положения,
определяющие совместную работу логопеда
и ребенка при коррекции речи.

При исправлении нарушения речи большое
внима­ние уделяется общедидактическим
принципам воспиты­вающего направления;
принципам систематичности, на­учности,
наглядности, сознательности,
индивидуально­го подхода и др.

В логопедии используются и специальные
принципы. Прежде всего это принципы
учета этиологии и механиз­мов нарушения
речи, учета структуры нарушения,
диф­ференцированного подхода,
поэтапного подхода. Важным принципом
является принцип учета личности ребенка,
его способностей к развитию и формированию
речи в нор­мальных естественных
условиях общения и жизни.

При логопедическом воздействии
обязательно при­нимаются во внимание
этиологические принципы, кото­рые
являются причинами появления различных
нару­шений. Это внутренние, внешние,
биологические и со­циально-психологические
факторы.

При различных нарушениях речи логопеды
могут ра­ботать в сотрудничестве с
медицинскими работниками. Это может
быть медикаментозное, психотерапевтичес­кое
и другое воздействие. Например:
неправильный при­кус предрасполагает
к различным нарушениям произ­ношения
и здесь дополнительно нужна помощь
ортодон­та; если ребенок растет в
неблагоприятных условиях, у него
существует недостаток в общении, т. е.
затронут социальный фактор, в результате
этого могут возник­нуть различные
виды речевого нарушения — от дислалии
до заикания. Этиология подразделяет
учет не толь­ко причины речевых
нарушений, но и их механизмов, поэтому
при одних и тех же симптомах возможны
раз­личные механизмы нарушений.
Например: нарушения звукопроизношения
могут возникать вследствие непра­вильной
артикуляции или недоразвитости слуха.
Рабо­та по устранению недостатков
речи должна вестись с учетом ведущего
нарушения.

Принцип систематичности учитывает
структуры раз­личных дефектов,
определяет ведущее нарушение и соот­носит
первичные и вторичные дефекты. Речь
является наи­более сложным психическим
процессом, поэтому даже при нарушении
отдельных ее звеньев, как правило,
нарушает­ся вся речевая деятельность
в целом. Это и определяет си­стемный
подход при устранении речевых расстройств.

Многие речевые нарушения проявляются
в совокуп­ности психических и
нервно-психологических заболеваний;
речевые и неречевые нарушения связаны
между собой, поэтому речь идет о комплексе
мер. Таким обра­зом, комплексные
принципы осуществляются, когда го­ворится
о совместном воздействии на организм,
т. е. не только логопедическом, но и
психологическом, педаго­гическом и
медицинском воздействии.

Комплексный принцип воздействия особо
важен при таких сложных речевых
нарушениях, как алалия, афа­зия,
дизартрия и заикание.

Принцип дифференцированного подхода
осуществля­ется с учетом этиологии
нарушения, симптоматики, структуры
речевых дефектов, индивидуальных и
возра­стных особенностей ребенка. В
процессе логопедической работы важно
учитывать уровень развития речи,
осо­бенности психических процессов,
уровень познаватель­ной деятельности.

Принцип поэтапности представляет собой
сложный процесс логопедического
воздействия, т. е. исправление недостатков
происходит в несколько этапов. Каждому
этапу соответствуют свои задачи, методы
и приемы ис­правления. Происходит
постепенный переход от одного этапа к
следующему — от более простого к более
слож­ному.

При работе логопед должен придерживаться
онтоге­нетического принципа, т. е.
учитывать развитие речи в онтогенезе:
от простого к сложному, от конкретного
к абстрактному. Исправлять звуки в речи
ребенка нужно в той же последовательности,
в какой они появились в процессе его
развития.

Воспитывать личность, учитывая особенности
ее фор­мирования, в связи с различными
видами нарушения — один из принципов
логопедического воздействия. Этот
принцип особенно актуален при работе
с детьми, у кото­рых имеются сложные
дефекты речи.

При коррекционной работе учитывается
ведущая де­ятельность ребенка. В этом
заключается смысл деятельностного
принципа. Разным возрастам соответствует
свой вид ведущей деятельности. В
дошкольном возрасте это игра, с помощью
которой обогащается словарный запас,
развиваются лексическая, грамматическая
формы речи, происходит формирование
личности ребенка. У детей школьного
возраста ведущей является учебная
деятель­ность, являющаяся основой
для коррекционной работы при устранении
речевых нарушений.

Принцип естественного речевого общения
предпола­гает различные ситуации, в
которых оказывается ребе­нок. Сначала
они моделируются на занятиях, а затем
закрепляются в обычных условиях при
помощи родите­лей, воспитателей.
Окружение ребенка должно быть информировано
о виде дефекта, о задачах, методах ра­боты
и тесно взаимодействовать с логопедами.

При исправлении нарушений речи
используются раз­личные методы,
способствующие приобретению детьми
знаний, умений, навыков, воспитанию
личности в це­лом. Применение
определенного метода обусловлено
ха­рактером и степенью нарушения,
возрастом ребенка, его личностными
качествами.

Речевые и неречевые нарушения связаны
между собой, поэтому речь идет о комплексе
мер. Таким обра­зом, комплексные
принципы осуществляются, когда го­ворится
о совместном воздействии на организм,
т. е. не только логопедическом, но и
психологическом, педаго­гическом и
медицинском воздействии.

Комплексный принцип воздействия особо
важен при таких сложных речевых
нарушениях, как алалия, афа­зия,
дизартрия и заикание.

Принцип дифференцированного подхода
осуществля­ется с учетом этиологии
нарушения, симптоматики, структуры
речевых дефектов, индивидуальных и
возра­стных особенностей ребенка. В
процессе логопедической работы важно
учитывать уровень развития речи,
осо­бенности психических процессов,
уровень познаватель­ной деятельности.

Принцип поэтапности представляет собой
сложный процесс логопедического
воздействия, т. е. исправление недостатков
происходит в несколько этапов. Каждому
этапу соответствуют свои задачи, методы
и приемы ис­правления. Происходит
постепенный переход от одного этапа к
следующему — от более простого к более
слож­ному.

При работе логопед должен придерживаться
онтоге­нетического принципа, т. е.
учитывать развитие речи в онтогенезе:
от простого к сложному, от конкретного
к абстрактному. Исправлять звуки в речи
ребенка нужно в той же последовательности,
в какой они появились в процессе его
развития.

Воспитывать личность, учитывая особенности
ее фор­мирования, в связи с различными
видами нарушения — один из принципов
логопедического воздействия. Этот
принцип особенно актуален при работе
с детьми, у кото­рых имеются сложные
дефекты речи.

При коррекционной работе учитывается
ведущая де­ятельность ребенка. В этом
заключается смысл деятельностного
принципа. Разным возрастам соответствует
свой вид ведущей деятельности. В
дошкольном возрасте это игра, с помощью
которой обогащается словарный запас,
развиваются лексическая, грамматическая
формы речи, происходит формирование
личности ребенка. У детей школьного
возраста ведущей является учебная
деятель­ность, являющаяся основой
для коррекционной работы при устранении
речевых нарушений.

Принцип естественного речевого общения
предпола­гает различные ситуации, в
которых оказывается ребе­нок. Сначала
они моделируются на занятиях, а затем
закрепляются в обычных условиях при
помощи родите­лей, воспитателей.
Окружение ребенка должно быть информировано
о виде дефекта, о задачах, методах ра­боты
и тесно взаимодействовать с логопедами.

studfiles.net

Нарушения речи.

Речь
– процесс словесного общения (обмена
информацией), выражение какой-либо
мысли.

Нарушения речи
могут возникать как вследствие врожденного
недоразвития всех или отдельных звеньев
речевой системы, так и при различных
заболеваниях, особенно при поражении
речевых зон коры головного мозга.
Наибольший риск развития речевых
нарушений имеют дети, ро­дившиеся с
родовыми травмами, или если во время
беременности матери действовали
различные патогенные факторы, которые
могли обусловить нарушения онтогенеза
мозга. Более высокий риск рече­вых
нарушений у детей в семьях с наследственной
отягощенностью патологией речи,
леворукостью. Выделяют следующие
нарушения речи:

Речевой
напор,

выражающийся патологическим речевым
возбуж­дением, при котором больной
ощущает непрерывную потребность говорить
и не может прекратить свои многословные
высказывания.

Вычурная
речь,

проявляющаяся использованием пациентом
нео­бычных, малопонятных, часто не
подходящих по смыслу слов, со­провождающихся
манерной жестикуляцией и гримасничанием.

Зеркальная
речь (эхолалия),

признаками которой являются не­произвольно
повторяемые испытуемым слова, услышанные
от ок­ружающих.

Монотонная
речь

представляет из себя расстройство речи,
при котором отсутствуют (или крайне
незначительны) изменения ин­тонаций.

Обстоятельная
речь

представляет собой замедленную речь,
в рам­ках которой больной излишне
подробно излагает маловажные и
несущественные детали.

Олигофазическая
речь

проявляется обеднением словарного
запаса, грамматического строя и
интонациям.

Парадоксальная
речь
выражается
в преобладании противоречи­вых по
смыслу высказываниях пациента.

Персевераторная
речь

представлена многократным повторением
испытуемым одного и того же слова или
оборота речи и невозмож­ности подобрать
необходимые слова и обороты для
продолжения речи.

Пуэрильная
речь
у
взрослого напоминает лепетание,
картавость и интонационные особенности
детской речи.

Рифмованная
речь

представляет собой речь, наполненную
всевоз­можными рифмами, которые
больной использует часто в ущерб смыслу.

Скандированная
речь —
это
расстройство речи, при котором боль­ной
говорить медленно, раздельно произнося
слоги и слова.

При ряде психических
заболеваний у заболевшего исчезает
ини­циатива в вербальном общении —
больной ведет себя пассивно, отвечает
кратко, незаинтересованно (ответы типа
«да», «нет») или отказными
понятиями («не помню», «не знаю»),
что порой оши­бочно трактуется как
нарушения памяти и интеллекта. Угасание
потребности в общении является одним
из главных проявлений аутизма. Реже
встречается противоположное состояние
— много­речивость, но также с отсутствием
заинтересованности в собесед­нике.
Главный признак здесь — монологичность
речи, исчезнове­ние диалогичности.
Такое обезличенное общение часто
называют «аутизмом наоборот, наизнанку».

Собственно
патопсихолингвистические речевые
нарушения связа­ны с патологией высших
психических функций, сознания и личности,
которые имеют место при психических
заболеваниях (Леонтьев А.А., 1997). В
литературе даются описания характерных
особенности речи при различных душевных
расстройствах (Spoerri,
1964; Гриншпун, Добрович, Фрумкина, 1974 и
др.).

Прогрессивный
паралич

(вариант сифилитического психоза) —
на­блюдается невнятность произношения
из-за нарушений артикуляции, позднее
появляется интонационная немодулированность
речи, неспо­собность понимания
переносных значений пословиц, слов.

Корсаковский
психоз

(встречается в 3-й стадии алкоголизма)
— рез­кое расстройство памяти
отражается и в речи, особенно в форме
пара­фазии, т.е. подстановки неадекватного
слова на место необходимого.

Болезнь
Пика и болезнь Альцгеймера

(атрофические процессы мозгаа)
— заметна стереотипность речи,
высказывания больных состоят из одних
и тех же слов и словосочетаний, которые
произносятся с одинако­вой интонацией.

Эпилепсия
речь
неясная, замедленная, «вязкая», с
тенденцией к персеверации (повтору),
характерна стереотипность и витиеватость
речи с обилием уменьшительных форм
слов, детализацией (растянутостью
смысловых гнезд). При нарастании
слабоу­мия — бедность словаря
(олигофазия).

Маниакально-депрессивный
психоз—
при
повышенном настроении речь громкая,
торопливая, неумолкающая ни на минуту,
«телеграфный стиль», скачки идей,
отвлекаемость. Возникновение большого
числа ас­социаций по созвучию, отсюда
изобилие рифмующихся слов.

Шизофрения
речевые
симптомы очень разнообразны, что
отра­жает многообразие форм болезни.
В целом речь больных характеризу­ется
нарушением механизмов опоры ее на
прошлый речевой опыт, рас­падом
закономерностей выбора слов, нарушением
закономерной связи вербального и
предметного значений понятий. Характерны
преднамеренные искажения слов и
«словотворчество» (неологизмы),
замена кон­кретных понятий абстрактными
и наоборот. Речь часто обстоятельная и
резонерская, встречается семантическая
разорванность или бессмыс­ленность
того или иного предложения при
грамматической его целост­ности. Речь
однотонная или больные иногда усиливают
интонацию на второстепенной, вспомогательной
части высказывания в ущерб основ­ной
смысловой части. Эхолалия — повторение
слов собеседника или вербигерация —
бессмысленное выкрикивание одного и
того же слова или высказывания.

Нарушения
речи при локальных поражениях мозга
изучаются нейролингвистикой
(раздел нейропсихологии), а нарушения
и кор­рекция речи при задержке ее
развития являются предметом исследо­вания
логопедии (отрасль педагогики).

В становлении
нейролингвистики как науки большое
значение име­ют работы отечественного
психолога А.Р. Лурия. Он и его ученики
со­брали и обобщили огромный материал,
подробно исследовали языко­вые функции
обоих полушарий головного мозга.

История
изучения нарушений различных форм
речевой деятель­ности при локальных
поражениях мозга начинает свой отсчет
в 1861 г., когда французский анатом П. Брока
показал, что поражение задней трети
первой лобной извилины левого полушария
приводит к свое­образной патологии,
когда больной теряет возможность
говорить, хотя и понимает обращенную к
нему речь (моторная
афазия).

Спу­стя тринадцать лет, в 1874 г., немецкий
психиатр К. Вернике показал, что больные
с пора­жением трети первой височной
извилины левого полушария сохра­няют
возможность говорить, однако лишаются
способности пони­мать обращенную к
ним речь (сенсорная
афазия).

Исследования
последних двух десятилетий изменили и
устоявше­еся представление о роли
правого полушария в речевой деятельно­сти
человека. Отечественными нейролингвистами
Л.Я. Балоновым, В.Д. Деглиным и др. проведена
серия экс­периментов по изучению речи
в условиях «выключения» одного из
полушарий. Результаты показали, что
прямое значение слов воспри­нимается
главным образом левым полушарием, а
переносное — пра­вым. Левое полушарие
отвечает за тонкий механизм словесной
переда­чи объектно-объектных отношений
и полноту вербальной реализации текста,
а правое опирается на более общие и
обобщенные принципы построения
предложений, ориентировано на целостный
смысл при пе­ресказе текста.

В логопедии для
обозначения нарушений речи часто
использу­ются термины «недоразвитие
речи» и «нарушение речи».

Недоразвитие
речи

предполагает качественно более низкий
уро­вень сформированности речевой
функции или речевой системы в целом.
Оно может иметь различные причины:
задержка развития только компонентов
речевой системы или сочетание ее с общей
за­держкой психического развития,
олигофренией.

Нарушения
речи

представляют собой отклонения от нормы
в процессе функционирования механизмов
речевой деятельности. Они подразделяются
на нарушения устной речи и нарушения
пись­менной речи.

Расстройства
устной речи могут быть обусловлены
нарушения­ми произносительной стороны
речи (фонационного, внешнего оформления
высказывания) и структурно-семантического
(внут­реннего) оформления высказывания
(системное нарушение речи)

Расстройства
фонационного оформления речи

  1. Дисфония (афония)
    – отсутствие или расстройство фонации
    вследствие патологических изменений
    голосового аппарата.

  2. Брадилалия
    (брадифразия) и тахилалия (тахифразия)
    — пато­логически замедленный или
    патологически ускоренный темп речи.
    Эти расстройства связаны с центрально
    обусловленными наруше­ниями реализации
    речевой программы (органическими или
    функ­циональными по своей природе).

  3. Заикание —
    нарушение темпо-ритмической организации
    речи, обусловленное судорожным состоянием
    мышц речевого ап­парата. Является
    центрально обусловленным, имеет
    органическую или функциональную
    (логоневроз) природу, возникает чаще в
    ходе речевого развития ребенка.

4. Дислалия
(косноязычие) — нарушение, недостатки
звуко-произношения фонем при нормальном
слухе и сохраненной ин­нервации
речевого аппарата. Например, ротацизм
— дефект произношения «р», ламбдацизм
— «л», сигматизм — свистящих и
шипящих звуков и другие.

5. Ринолалия
(гнусавость) — нарушение тембра голоса
и звуко-произношения из-за
анатомо-физиологических дефектов
речевого аппарата (расщелины неба,
нарушения резонансных свойств полос­тей
носа и другие).

6. Дизартрия
(косноязычие) — нарушение произношения
без расстройства восприятия речи на
слух, чтения и письма, обуслов­ленное
недостаточностью иннервации речевого
аппарата.

Расстройства
структурно-семантического (внутреннего)
оформ­ления речи

1. Алалия (дисфазия,
слухонемота) — отсутствие или недоразви­тие
речи вследствие органического поражения
речевых зон коры го­ловного мозга во
внутриутробном или раннем периоде
развития ребенка. Встречается примерно
у 1 % дошкольников (0,1 % всего на­селения).

При
моторной
алалии

нарушено произношение слов, родители
таких детей характеризуют их как
понимающих, но не желающих го­ворить.
При сенсорной
алалии

нарушено понимание речи — ребе­нок
слышит, но не понимает слов.

  1. Афазия (утрата
    речи) – полная или частичная утрата
    речи (после того, как она уже была
    сформирована), обусловленная ло­кальными
    поражениями головного мозга в результате
    травм головы, нейроинфекций и опухолей
    мозга. До 3 лет, пока речь еще не
    сфор­мирована, диагностика афазии
    невозможна.

В настоящее вре­мя
общепринята нейропсихологическая
клас­сификация афазий А.Р. Лурия, где
выделено 7 форм афазий: сенсорная,
акустико-мнестическая, оптико-мнестическая,
моторная (афферентная и эфферентная),
динамическая и семантическая.

Сенсорная
афазия

связана с поражением задней трети
височной извилины левого полушария (у
правшей), 41-го первичного и 42-43-го вторичных
полей зоны звукового анализатора («зона
Вернике»). В ее основе лежит нарушение
способности различать звуковой состав
слов (утрата фонематического слуха).
Она характеризуется нарушениями
экспрессивной и импрессивной речи.
Спонтанная и диалоговая речь в зависимости
от степени выра­женности нарушается
до степени «словесной окрошки»,
представляющей собой набор нечленораздельных
по звуковому составу слов, до относительно
сохранной, но лексически обедненной
речи. Неред­ко наблюдается склонность
к речевой расторможенности. Экспрессивная
речь без произносительных затруднений,
интонаци­онно выразительная и
эмоциональная. Отмечаются изменения
грам­матической структуры речи,
которая изобилует глагольными фор­мами,
вводными словами, наречиями при
относительной малой представленности
существительных. Грубо нарушена
отраженная речь — отмечаются повторения
отдельных звуков, слов и предложений.
Понимание ситуативной речи тотально
нарушается лишь при гру­бой степени
афазии. В большинстве случаев сохраняется
возмож­ность понимания отдельных
слов и простых команд.

Акустико-мнестическая
афазия

(амнестическая афазия) воз­никает при
поражении средних отделов коры левой
височной области (21-е и частично 37-е
поля) и прояв­ляется нарушением функции
называния. Трудности называния выражаются
увеличением латентного периода
припоминания, вер­бальными заменами,
реже литеральными или отказом от ответов.
Иногда называние заменяется описанием
назначения предмета или ситуацией, в
которой он встречается. Нередко конкретное
название изображения предметов заменяется
их обобщенным понятием. На­блюдаются
затруднения в нахождении нужных слов
или выражений. Произносительные нарушения
речи не отмечаются. У больного резко
снижается объем слухоречевой памяти —
до 3-2 элементов, — в силу чего затруднено
понимание больших фраз.

Оптико-мнестическая
афазия

(оптическая амнезия) возникает при
поражении задненижних отделов височной
области у правшей (ниж­ние отделы
20-21-го и 37-го полей). Больные не могут
назвать показыва­емые предметы и
пытаются дать им словесное описание
(карандаш — «то, чем пишут»). Они не
могут нарисовать даже самых простых
предме­тов (стол, дом и другие).

Моторная
афазия

выражается в затруднениях произношения
слов, в грубой персеверации, неспособности
про­анализировать услышанные или
произносимые слова, отчуждением смысла
слов. При поражении нижних отделов
теменной области (40-го поля) нарушается
возможность появления четких ощущений,
поступающих от артикуляционного
аппарата, в силу чего возникают затруднения
в произношении и различении близких по
артикуляции звуков (д,л,н или г,х,к) и
часто затруднено выполнение различных
оральных движений (надуть щеки, облизать
губы, высунуть язык) — афферентная
мо­торная афазия.

При поражении нижних отделов коры
премоторной области (44-е и частично 45-е
поля, «зона Брока») при попытке
что-то сказать больной произносит лишь
нечленораздельные звуки, но окру­жающих
понимает хорошо — моторная
эфферентная афазия.

Динамическая
афазия

связана с поражением областей вблизи
от
зоны Брока
(9, 10, 46-е поля), что приводит к дефектам
формирования внутренней речи. Она
проявляется скудной, свернутой,
стерео­типной речью, самостоятельно
больные почти не высказываются. При
пробе на заданные ассоциации (например,
попросить назвать 7 красных предметов)
больные называют 1-2 предмета и замолкают.
Понимание речи и сложных грамматических
конструкций не страдает или нарушается
незначительно.

Семантическая
афазия

возникает при поражении коры области
стыка височных, теменных и затылочной
областей слева (37-го и частич­но 39-го
полей). Больные плохо понимают предлоги
и наречия места, отражающие пространственные
взаимоотношения меж­ду объектами,
сравнительные и переходные конструкции,
времен­ные отношения, конструкции
родительного падежа, т.е. когда для
понимания какого-либо выражения требуется
одновременное представление нескольких
явлений. При этом со­храняется
способность читать и писать. Они не
понимают различий в выражениях «круг
над крестом» и «круг под крестом»
(предлоги над, под, сверху, снизу и др.),
«брат отца» и «отец брата»
(конструкции родительного падежа),
«ручка длиннее карандаша» и
«ка­рандаш короче ручки»
(сравнительные отношения) и другие.

Нарушения
письменной речи

1. Дислексия —
частичное специфическое нарушение
процесса чтения. Проявляется в затруднениях
опознания и узнавания букв, в затруднениях
слияния букв в слоги и слогов в слова,
что приводит к неправильному воспроизведению
звуковой формы слова, искаже­нию
понимания прочитанного. Дислексия
встречается у 3% детей начальных классов
массовой школы, чаще у мальчиков. Она
объяс­няется несформированностью
(нарушением) высших психических функций,
качественной незрелостью головного
мозга в его отдель­ных зонах. Например,
при поражении правого полушария
наблюда­ются трудности при чтении
левой части слова, слово прочитывается
справа налево.

В зависимости
оттого, какой из анализаторов первично
нарушен, выделяют акустическую, оптическую
и моторную формы дислек­сии. Семантическая
дислексия проявляется в нарушении
понимания прочитанных слов или текста
при технически правильном чтении, а
аграмматическая дислексия проявляется
у ребенка в трудностях ус­воения
грамматического строя речи (неправильное
согласование в роде, числе и падеже,
неправильное употребление окончаний).
Так­тильная дислексия наблюдается у
слепых детей и проявляется у них
трудностями тактильного опознания букв
азбуки Брайля.

2. Дисграфия —
частичное специфическое нарушение
процес­са письма. Проявляется в
нестойкости оптико-пространственного
образа буквы, в смешениях или пропусках
букв. В случаях полной несформированности
процесса письма говорят об аграфии.
Агра­фия проявляется нарушением
способности писать правильно по смыслу
и по форме при сохранности двигательной
функции руки. Письмо представляет собой
сложную, многоуровневую форму речевой
деятельности, и в ней принимают участие
и взаимодействуют различные анализаторы.
Причины нарушений письма и чтения
являются сходными.

Контрольные
вопросы:

  1. Каковы причины
    речевых нарушений?

  2. Перечислите виды
    патопсихолингвистических речевых
    нарушений.

  3. В чем сущность
    логопедической классификации нарушений
    речи?

  4. К какому виду
    нарушений относятся дислексия и
    дисграфия?

studfiles.net

Нарушения речи — причины, симптомы и лечение — Медкомпас

Нарушения речи могут быть различными, причем выраженность речевой дисфункции может быть от минимальной, слегка заметной, до максимальной. В последнем случае требуется высоко квалифицированная медико-психологическая помощь. 

Нарушения речи представляют собой различные расстройства, которые возникают в центральном или периферическом речедвигательном аппарате. Клинически это проявляется невозможностью произносить звуки, слова и/или предложения.

Нарушения речи могут развиваться либо в детском возрасте, либо уже во взрослом состоянии после различных патологических состояний.

Симптомы болезни

Клинические признаки нарушения речи достаточно легко обнаруживаются. Для этого достаточно простого общения с человеком. Однако клинические проявления речевых нарушений могут быть различными. К ним относятся:

  • Немота и глухонемота, когда человек не может вообще произносить слова (чаще всего развивается у детей, которые с рождения не слышат)
  • Заикание, при котором неоднократно повторяются одни и те же слова или одни и те же звуки
  • Дизартрия – отсутствие целенаправленного произношения слов и предложений
  • Проглатывание части слова или предложения и т.д. 

Причины болезни

Основные причинные факторы нарушений речи разделяют на три основные группы:

  • Органические
  • Функциональные
  • Психоневрологические.

К органическим факторам в свою очередь относится:

  • Недоразвитие головного мозга, особенно в области речевых центров
  • Гипоксически-ишемические поражения головного мозга
  • Кровоизлияния в головной мозг
  • Родовые травмы
  • Ишемические и геморрагические инсульты
  • Поражения периферического отдела, к которым относятся расщелины неба или губы, нарушения слуха и т.д.

Функциональные факторы, приводящие к нарушению речи, заключаются в дисбалансе процессов возбуждения и торможения в головном мозге.

К психоневрологическим причинам относятся:

  • Интеллектуальное недоразвитие
  • Изменения памяти
  • Нарушения внимания и расстройства других психических процессов. 

Диагностика

Диагностический поиск при нарушениях речи преследует следующие цели:

  • Подтверждение факта наличия речевого нарушения
  • Выявление возможной причины речевой дисфункции.

Поэтому рекомендуется проводить следующие исследования:

  • Нейросонография головного мозга
  • Электроэнцефалография
  • Отоларингологическое исследование, то есть функциональная и анатомическая оценка органа слуха и периферического отдела артикуляционного аппарата
  • Компьютерная томография и т.д. 

Осложнения

При отсутствии своевременного лечения возможно развитие следующих осложнений:

  • Неврозы
  • Депрессивные состояния
  • Прогрессирование фонового патологического процесса. 

Лечение болезни

Лечение речевых нарушений должно строиться на двух основных принципах:

  • Постоянные и регулярные занятия с логопедом, который занимается правильной постановкой речи
  • По возможности проводится устранение причинного фактора, который способствует прогрессированию патологического процесса в нервной системе. 

www.medkompas.ru

 Классификация речевых нарушений.

В настоящее время в логопе­дии
существуют две классификации речевых
нарушений — клинико-педагогическая и
психолого-педагогическая (педагогическая).

Эти классификации разработаны
преимущественно по отношению к первичному
нарушению речи у детей, т. е. по отношению
к детям, у которых нет нарушений слуха
и интеллекта.

Все виды речевых нарушений, рассматриваемых
в клинико-педагогической классификации,
можно разделить на две большие группы:
нарушения устной речи и нарушения
письменной речи.

Нарушения устной речи,в свою очередь,
могут быть разделены на два типа: 1)
нарушения фонационного (внешнего)
оформления произносительной стороны
речи и 2) структурно-семантического
(внутреннего) системного или полиморфного
нарушения речи.

Фонационные (от греч. Рhопе — звук, голос;
фонация-голосообразование) речевые
расстройства дифференцируются в
зависи­мости от поражения того или
иного звена: а) голосообразования, б)
темпоритмической организации высказывания,
в) интонацион­но-мелодического, г)
звукопроизносительного. Эти расстройства
могут наблюдаться изолированно и в
различных сочетаниях. В за­висимости
от этого выделяются следующие виды
нарушений, для обозначения которых
используются традиционно закрепившиеся
термины:

Афония (дисфония)— отсутствие или
расстройство фонации вследствие
па­тологических изменений голосового
аппарата. (Синонимы: нару­шение голоса,
нарушение фонации, фонаторные нарушения,
во­кальные нарушения.) Проявляется
либо в отсутствии фонации (афония), либо
в нарушении силы, высоты и тембра голоса
(дисфония). Может быть обусловлена
органическими или функцио­нальными
расстройствами голосообразующего
механизма цент­рального или
периферического характера и возникать
на любом этапе развития ребенка. Нарушение
может быть самостоятельным (изолированным)
или входить в состав ряда других нарушений
речи.

Брадилалия— патологически замедленный
темп речи. (Синоним — брадифразия.)
Проявляется в замедленной артикуляции,
вызванной нарушениями речевых центров
в коре мозга. Может быть органи­ческой
или функциональной по своей природе.

Тахилалия — патологически ускоренный
темп речи. (Синоним-тахифразия.) Проявляется
в ускоренной артикуляции. Является
центрально обусловленной, органической
или функциональной по своей при­роде.

При замедленном темпе речь оказывается
тягуче растянутой, вялой, монотонной,
при ускоренном темпе — торопливой,
стреми­тельной, напористой. Ускорение
речи может сопровождаться аграмматизмами.
Эти явления иногда выделяют как
самостоятельные нарушения — баттаризм,
парафразия. Брадилалия и тахилалия
объединяются под общим названием—нарушения
темпа речи. Следствием нарушения темпа
речи является нарушение плавности
речевого процесса, ритма и
мелодико-интонационной выразитель­ности.

Заикание—нарушение темпоритмической
стороны речи, об­условленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата.
(Синоним-логоневроз.) Является центрально
обусловленным, имеет органическую или
функциональную природу, возникает чаще
всего в ходе речевого развития ребенка
в период перехода к фра­зовой речи и
связано с резкой эмоционально-отрицательной
реак­цией ребенка на какой-либо внешний
раздражитель. Способствует возникновению
заикания недостаточная устойчивость
нервной сис­темы, иногда связанная с
органическим поражением мозга. Причи­ной
нарушения темпоритмической стороны
речи при заикании явля­ются судороги
различных частей периферического
речевого аппа­рата—дыхательного,
голосового, артикуляционного.

Дислалия —нарушение звукопроизношения
при нор­мальном слухе и сохранной
иннервации речевого аппарата. (Си­нонимы:
косноязычие (устаревшее), дефекты
звукопроизношения, фонетические дефекты,
недостатки произношения фонем.)
Прояв­ляется в неправильном звуковом
(фонемном) оформлении речи: искаженное
произнесение звуков, замена звуков или
их смешение. Дефект может быть обусловлен
тем, что у ребенка не полностью или
неправильно сформировалась артикуляторная
база (набор артикуляционных позиций,
необходимых для произнесения звуков).
Традиционно принято различать механическую
дислалию, связан­ную с анатомическими
дефектами артикуляторного аппарата, и
функциональную, причины которой лежат
в неблагоприятных условиях развития
речи или в нарушениях фонематического
слуха.

Ринолалия— нару­шения тембра
голоса и звукопроизношения, обусловленные
анатомо-физиологическими дефектами
речевого аппарата. (Синоним: гнусавость).
Проявляется в патологи­ческом изменении
тембра голоса и искаженном звукопроизношении
вследствие нарушения нормального
участия носовой полости (носового
резонатора) в голосообразовании. Через
расщелину в мягком и твердом нёбе
воздушная струя при звукообразовании
проходит не только через рот, но и через
полость носа. В этом случае все звуки
речи становятся излишне назализованными
(носо­выми), речь при этом малоразборчива,
монотонна. Такую форму ринолалии принято
называть открытой, в отличие от закрытой
ринолалии, которая проявляется при
нарушении нормальной про­ходимости
носовой полости при аденоидах, опухолях
носоглотки, искривлениях носовой
перегородки, хронических воспалительных
процессах носоглотки. При закрытой
ринолалии носовой резонатор полностью
или частично выключается из процесса
звукообразова­ния и голос в этом
случае лишается ряда обертонов, звучит
глухо, искаженно звучат носовые звуки
“м”, “н”.

Дизартрия— нарушение произносительной
стороны речи, обусловленное органической
недостаточностью ин­нервации речевого
аппарата. (Синоним: косноязычие). При
дизартрии наблюдается несформированность
всех звеньев механизма звукопроизношения,
следствием чего являются голосовые и
артикуляционно-фонетические дефекты.
При тяжелой степени дизартрии (анартрии)
полностью отсутст­вует звукопроизносительная
сторона речи. В легких случаях, когда
дефект проявляется преимущественно в
артикуляторно-фонетических нарушениях,
говорят о стертой форме дизартрии. В
этом случае ее следует дифференцировать
от дислалии (это может сде­лать только
специалист-логопед).

Дизартрия является следствием поражения
ЦНС при детском церебральном параличе,
но может возникнуть и на любом этапе
развития ребенка как результат
нейроинфекции и других мозговых
заболеваний.

Нарушения структурно-семантического
(внутреннего) оформле­ния высказывания
представлены двумя видами системных
нару­шений: алалией и афазией.

Алалия— отсутствие или недоразвитие
речи вследствие органического поражения
речевых зон коры головного мозга во
внутриутробном или раннем периоде
развития ребенка. (Синони­мы: дисфазия,
ранняя детская афазия, афазия развития,
слухонемота (устаревшее).) Один из
наиболее сложных дефектов речи, при
котором нарушены операции отбора и
программирования на всех этапах
восприятия и воспроизведения речевого
высказывания. Система языковых средств
(фонематических, грамматических,
лек­сических) не формируется. Нарушено
управление речевыми дви­жениями, что
отражается на воспроизведении звукового
и слогово­го состава слов.

Алалия возникает при повреждении речевых
областей больших полушарий головного
мозга (центр Брока и центр Вернике). В
свя­зи с этим различают моторную и
сенсорную алалию. При моторной алалии
в значительной степени сохраняется
понимание обращен­ной обиходной речи
и резко нарушена способность продуцировать
речь. При сенсорной алалии резко нарушено
понимание обращен­ной речи.

Большое значение в практике логопедической
работы имеет отграничение алалии (как
первичного дефекта) от вторичных
на­рушений речевого развития при
умственной отсталости и наруше­ниях
слуха.

Афазия— полная или частичная утрата
ранее сформированной речи, связанная
с ло­кальными поражениями головного
мозга: сосудистыми нарушения­ми,
воспалительными процессами, черепномозговыми
травмами. (Синонимы: распад, утрата
речи.) Как правило, к афазии относят
речевое нарушение, если оно произошло
после трехлетнего возрас­та. В отличие
от афазии взрослых выделяется детская,
или ранняя, афазия. Различают следующие
виды афазий:

Амнестическая афазия— снижена
способность называть предметы, хотя
больной может их охарактеризовать. Если
при этом подсказать первую букву или
слог, то больной вспоминает необходимое
назва­ние.

Афферентная моторная афазия -нарушена способность отбирать необходимые
звуки, больной постоянно сбивается на
близкие по ар­тикуляции звуки. Может
сопровождаться нарушением самостоятельного
письма и письма под диктовку.

Динамичная афазия— характеризуется
нарушениями сложной уст­ной и письменной
речевой деятельности. Больной сохраняет
способ­ность повторять отдельные
слова, называть предметы, понимает речь
других людей, но не может формулировать
фразы («телеграфный стиль»).

Семантическая афазия— нарушено
понимание логико-грамматичес­ких
конструкций типа «сестра мужа» или
«муж сестры», «оттепель перед
морозами», пословиц, поговорок. Обычно
сопровождается нарушениями счета,
восприятия пространственных отношений.

Сенсорная афазия — нарушается
способность различать звуковой состав
слова, возникают трудности в понимании
звучащей речи.

Эфферентная моторная афазия
проявляется в нарушениях прин­ципа
последовательности. Больной может
выговаривать отдельные звуки, но не
способен объединить их даже в простые
по форме сло­ва.

В зависимости от зоны поражения, как и
при алалии, выделяют две основные формы
афазии—моторную и сенсорную. При
мо­торной афазии поражается двигательный
речевой центр (центр Брока) и, главным
образом, нарушается экспрессивная
сторона речи, т. е. ребенок теряет
способность говорить, либо сохраняется
способность произнесения лишь отдельных
слов и коротких фраз. При сенсорной
афазии поражается чувствительный
(сенсорный) центр речи (центр Вернике),
что ведет к нарушению импрессивной
стороны (понимания) речи. Восприятие
неречевых звуков обычно не нарушено.
Встречается и такой вид нарушения
речевой деятельности, как афония
утрата способности громко говорить.
Больной может только шептать. Афония
непродолжительно проявляется во время
сильных волнений («пропал голос»,
«перехватило горло»), а как заболевание
чаще всего — при неврозах.

Нарушения письменной речиподразделяются на две группы в зависимости
от того, какой вид ее нарушен—продуктивный
(нару­шение самого акта письма) или
рецептивный (расстройство чте­ния).

1. Дислексия—нарушение чтения,
связанное с по­ражением или недоразвитием
некоторых участков коры головного
мозга. Проявляется в затруднении при
распознавании и узнавании букв, при
слиянии букв в слоги и слогов в слова,
что приводит к замедленному, часто
угадывающему характеру чтения, к
непра­вильному воспроизведению
звуковой формы слова, неправильному
пониманию даже простейшего текста.
Тяжелая степень этого на­рушения
представляет собой алексию—полную
неспособность к овладению навыком
чтения. Ребенок не распознает буквы и
слова, хотя хорошо их видит.

2. Дисграфия—частичное специфическое
расстрой­ство процесса письма.
Проявляется в нестойких оптико-простран­ственных
образах букв, в искажениях звуко-слогового
состава слова и структуры предложения.
В основе дисграфии у детей обыч­но
лежит недоразвитие устной речи (кроме
оптической формы), в частности
неполноценность фонематического слуха,
и недостатки произношения, препятствующие
овладению фонетическим (звуковым)
составом слова. Наиболее тяжелая степень
этого наруше­ния —аграфия. Она
может проявляться как в неспособности
соединять буквы и слоги в слова, в
пропусках букв и слогов, в пе­рекручивании
слов, так и в полной потере способности
писать.

Психолого-педагогическая классификациявозникла в связи с необходимостью
логопедического воздействия в условиях
работы с коллективом детей (группой,
классом). Для этого нужно было найти
общие проявления речевого дефекта при
разных формах аномального развития
речи у детей. Такой подход требует
пост­роения классификации на основе
лингвистических и психологиче­ских
критериев, среди которых учитываются
структурные компонен­ты речевой
системы (звуковая сторона, грамматический
строй, словарный запас), функциональные
аспекты речи, соотношение видов речевой
деятельности (устной и письменной).

Речевые нарушения в данной классификации
подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств
общения
(фонетико-фонематическое
недоразвитие и общее недоразвитие
речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие
речи — нарушение про­цессов формирования
произносительной системы родного языка
у детей с различными речевыми расстройствами
вследствие дефек­тов восприятия и
произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные
сложные рече­вые расстройства, при
которых нарушено формирование всех
ком­понентов речевой системы,
относящихся к звуковой и смысловой ее
стороне. В качестве общих признаков
отмечаются: позднее на­чало развития
речи, скудный словарный запас, аграмматизмы,
дефекты произношения, дефекты
фонемообразования. Это недораз­витие
может быть выражено в разной степени:
от отсутствия речи или лепетного ее
состояния (алалия) до развернутой, но с
элемен­тами фонематического и
лексико-грамматического недоразвития
(дислалия).

Вторая группа — нарушения в применении
средств общения
, куда относится
заикание, которое рассматривается как
нарушение коммуникативной функции речи
при правильно сформировавших­ся
средствах общения. Возможен и
комбинированный дефект, при котором
заикание сочетается с общим недоразвитием
речи.

studfiles.net

Нарушение речи симптомы и лечение

Нарушение речи — это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе.
Люди с нарушениями речи отличаются критичной речевой недостаточность. Нарушение развития речи существенно тормозит формирование у таких людей потенциально сохранных умственных способностей, тем самым препятствуя нормальной работе речевого интеллекта. Хотя по мере формирования нормальной словесной речи и устранения речевых трудностей интеллектуальное развитие таких людей приближается к норме.
Нарушение речи может развиться при родовой травме, длительных соматических заболеваний, перенесенных в раннем возрасте, неблагоприятном воздействии речевой среды, просчетах в воспитании, дефиците внимания и испуге.

Особенности нарушения речи состоят в том, что нарушение развития речи ведет не только к затрудненному произношению звуков, но и к умению различать звуки на слух. Т.е. речевые нарушения, если во время не среагировать и не исправить их, могут привести к серьезным трудностям в общении с окружающими, а в дальнейшем к развитию закомплексованности, мешая человеку в полной мере раскрывать свои способности и возможности.
По степени своей тяжести речевые нарушения можно поделить на те, которые не препятствуют общению человека и его обучению, и тяжелые нарушения речи, требующие специального обучения. Тяжелые нарушения речи чаще всего развиваются в раннем возрасте. К ним относятся алалия, некоторые формы заикания и различного типа дизартрии, а также некоторые другие речевые нарушения.
Особенности нарушения речи, а точнее тяжелых нарушений состоят в том, что при таких речевых расстройствах человеку, а в частности детям тяжело адаптироваться в коллективе, поэтому для тех же детей существуют специальные детские сады или школы, где специалисты педагоги-логопеды обучают детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Основной признак тяжелого речевого нарушения — явно выраженная ограниченность средств устногог, т.е. речевого общения при вполне нормальном слухе и интеллекте. Люди, страдающие подобными нарушениями, обладают очень скудным речевым запасом, а некоторые совсем не говорят. В таком случае общение с окружающими людьми сильно ограничено.

Лечение:

Некоторые речевые нарушения исчезают с возрастом, другие же могут быть устранены при незначительной помощи врача-логопеда. При тяжелых нарушениях речи проводится так называемая коррекция нарушений речи, которая проводится специалистами логопедами в специальных речевых группах детских садов или школьных учреждений.
Также важно отметить, что не всегда нарушение речи связаны с психологическими факторами, иногда это может быть следствием проблемы физического характера. В этом случае коррекция нарушений речи обязана начинаться не с психологической работы, а с выявления и устранения причины физического характера.
В любом случае при нарушении речи ни в коем случае не тяните время, а лучше сразу же обратитесь к врачу логопеду!

simptom.net

Нарушение речи

Нарушения речи заключаются в появлении различных форм расстройств речевой функции, в результате чего обуславливается формирование определенного рода препятствия для полноценного и адекватного речевого общения, а также для соответствующего социального взаимодействия. То есть при нормальном слухе и уровне интеллекта пациента нарушению подлежит при такого рода расстройствах процесс формирования смысловой и звуковой структур речевой организации.

Способствовать развитию нарушений речи могут различные факторы, воздействующие на организм, в качестве результата такого воздействия выступает нарушение определенного количества звеньев в цепи формирования речи.

В качестве основных причин, провоцирующих развитие нарушений речи, обозначают воздействие психологических факторов (стресс, испуг), эндогенных факторов (например, нарушение слуха), экзогенных факторов (травма головы и пр.), органических факторов (поражению подлежат участки мозга, отвечающие за процесс формирования речи, что может произойти при инсульте, опухоли и пр.). Отдельно можно обозначить роль сугубо функционального фактора, при актуальности которого речь идет о неспособности речевого аппарата к реализации соответствующих функций, то есть к звукопроизношению.

Сложные нарушения сопровождаются не только неверным произношением, но и нарушением умения отличать на слух разницу звуков. Это сопровождается существенным ограничением словарного запаса, воспринимаемого на слух и применяемого в разговоре. В свою очередь, актуальные проблемы приводят к тому, что нарушению подлежит процесс правильного построения фраз и целых предложений, развивается заикание.

При нарушениях речи утрачивается (или не развивается нормальным образом) способность к ясному выражению собственных мыслей, в целом речь становится смазанной и невнятной, большинству людей понять ее становится трудно. Частым спутником попыток изъяснения становится мычание. Тяжелые случаи нарушений речи сопровождаются полным исчезновением речи.

Основные заболевания, при которых имеют место нарушения речи:

  • дизартрия;
  • мутизм;
  • заикание;
  • афония;
  • логофобия;
  • алалия;
  • ринолалия;
  • родовая травма;
  • невротические патологии;
  • заболевания нервной системы;
  • шизофрения;
  • эпилепсия;
  • дефицит внимания;
  • травмы головы;
  • длительное течение соматических заболеваний и т.д.

simptomer.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о