Общество гендерное – Гендерный признак – что это такое простыми словами

Гендер: чем определяется наш социальный пол?

Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Иногда понятие «гендер» употребляют как синоним понятий «мужское и женское», подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. При таком подходе гендеров всегда два — мужской и женский, и именно в этом смысле говорят о психологических особенностях мужчин и женщин.

В более узком и точном значении «гендер» — это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения (гендеры) внутри мужского и женского поведения. В частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это — разные гендеры.

Начиная разговор о мужском и женском гендере, важно подчеркнуть: нередко можно встретить женщину с мужским гендером («мужик в юбке») и мужчину с гендером женским: не волевого, мягкого, подверженного чувствам.

Гендер и биология

Гендер — социальный пол, задается обществом, но есть ли за этими социальными нормативами биологические корни?

Есть. Мальчики и девочки изначально, по своей генетике и биологии, различаются по интересам, способностям и стилю. Мужской и женский мозг отличаются по своему объему и функциям. Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают — и это происходит помимо сил социальных влияний, это «вшито» биологически. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

С другой стороны, многие биологические особенности мужчин и женщин, похоже, сформировались в процессе эволюции в связи с теми жизненными функциями, которые распределялись культурой между женщинами и мужчинами. Если мужчины взяли на себя функцию охоты, они учились пространственному мышлению, умению договариваться на расстоянии, различать право и лево, учились бить и смело драться. Если женщины взяли на себя функцию сидеть с детьми и заботиться о пещере (доме), они развивали у себя умение чувствовать детей и других близких им людей, умению договариваться в непосредственном общении, заботиться о безопасности и привлекать к себе внимание мужчин, которые могли бы о них позаботиться. См.→

Гендер и культура

Какие бы ни были биологические основы, гендерные различия по большей части — результат научения. Мальчиков и девочек воспитывают как мальчиков и девочек, по нормативным представлениям культуры: «Мальчики не плачут!» «Девочка не может быть грязнулей!». Это воспитание происходит в каждой семье с помощью окружающих, а иногда и государства. Если маленький мальчик носит длинную косу, над ним смеются. Если мама ему объяснит, что «так заведено, что мальчик косу не носят», то он быстрее подчинится социальному давлению на него. Маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать. Девочек превращает в женщин — общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли.

В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения. А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992).

При этом неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно «навязываются», а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек — как женщин. Если это получается, родители гордятся своими детьми, а выросшие дети гордятся собой и благодарят родителей.

Гендерные стандарты — одна из основ современной цивилизации. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу «женских дел» и домашних обязаностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит.

www.psychologos.ru

Гендерное общество читать онлайн, Киммел Майкл

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ И ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Michael S. Kimmel

Майкл Киммел

The Gendered Society

Гендерное общество

New York — Oxford Oxford University Press 2000

Москва

РОССПЭН

2006

<:-.’ л пг .?*А*

УДК 3J6.3/.4 ББК 60.54 К 40

Редакционный совет серии

«Гендерная коллекция — зарубежная классика»:

Бенедиктова Т.Д., Воронина О.А, Гениева Е. Ю., Дубин Б.В., Дробижева Л.М., Зверева Г.И., Казавчинская

Т.Я., Кон И.С., Конкина Е.В., Ливергант А.Я., Петровская Е.В., Посадская-Вандербек А.И., Содомская Н.Н.,Самойло Е.Н., Сорокин А.К., Утешева Н.Т., Федорова Л.Н., Хасбулатова О.А., Чистяков Г.П., Юрьева

Н.Ю., Ярыгина Т.В.

Научные редакторы О.А.Оберемко, И.Н.Тартаковская Перевод с английского О.А.Оберемко,И.Н.Тартаковской

Киммел М,

К 40 Тендерное общество / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 464 с. — (Гендерная коллекция — зарубежная классика).

ISBN 5-8243-0678-8

В книге М.Киммела рассматривается практически весь комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений

мужчин и женщин в обществе. Автор излагает социологическую теорию гендера, показывает, как соотносятся

биологические и социальные факторы формирования пола и гендера, каковы сильные и слабые стороны

психологических интерпретаций тендерного развития индивидуума, как конкретно происходит социальное

конструирование тендерных отношений, как гендерно сформированные идентичности функционируют и фор-

мируют те или иные личностные черты в рамках таких социальных институтов, как семья, школьный класс и

рабочее место. М.Киммел рассматривает в тендерном ключе важнейшие межличностные взаимодействия, а в

эпилоге возвращается к теоретической проблеме возможности существования безгендерного общества.

ББК 60.54

© 2000 by Michael S. Kimmel © «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). Перевод, 2006

© А.Б. Орешина. Оформление серии, ISBN 5-8243-0678-8 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Появление русского перевода книги Майкла Ким-мела — настоящий подарок всем

интересующимся тендерной проблематикой.

Майкл Киммел — известный американский социолог, профессор университета штата Нью-

Йорк в Стони-Бруке, один из ведущих мировых специалистов в области социологии и истории

маскулинности, главный редактор международного научного журнала «Men and

Masculinities», председатель секции «Пол и тендер» Американской социологической

ассоциации и т.д. Вторая любовь Майкла, после социологии, — социальная и культурная

история. Его докторская диссертация, защищенная в 1981 г., была посвящена социальным

проблемам английского и французского абсолютизма XVII в.

Майкл Киммел — очень плодовитый автор. Среди его многочисленных книг по социологии и

истории маскулинности такие важные сборники, как «Меняющиеся мужчины: новые направ-

ления в исследовании мужчин и маскулинности» (Changing Men: New Directions in Research on

Men and Masculinity Sage, 1987) и «Мужчины противостоят порнографии» (Men Confront

Pornography. Crown, 1990). Его книга «Против течения: мужчины-профем инисты в

Соединенных Штатах, 1776—1990» (Against the Tide: Pro Feminist Men in the United States,

1776— 1990. Beacon, 1992) — документальная история мужчин, поддерживавших идею

женского равноправия на всем протяжении истории США, Сам Киммел — убежденный

сторонник феминизма, что решительно опровергает распространенное в России мнение, будто

феминизм — идеология ущербных и агрессивных женщин, которые ненавидят мужчин.

Книга Киммела «Мужчины в Америке: Культурная история» (Manhood in America: A Cultural

History. Free Press, 1996) была оценена прессой как настоящий прорыв, позволивший допол-

нить уже привычные исследования истории женщин не менее интересной, но еще более

трудной для изучения историей мужчин. Изданный им совместно с Майклом Месснером

университетский учебник «Мужские жизни* (Men’s Lives) выдержал 6 изданий и используется

практически во всех университетах США, где читаются курсы о мужчинах и маскулинности.

Ким-мел много пишет о разных аспектах мужской жизни, например о спорте и сексуальности.

Его лекции пользуются неизменным успехом. Много времени он уделяет семье и воспитанию

маленького сына.

Предлагаемая российскому читателю книга — также университетский учебник, но не по мужским

проблемам, а по тендерной социологии в целом. В нем рассматривается практически весь

комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений мужчин и женщин в обществе. Первая часть

книги излагает социологическую теорию тендера, освещает вопросы о том, как соотносятся

биологические и социальные факторы формирования пола и тендера, являются ли тендерные

категории универсальными или культурно-специфическими, каковы сильные и слабые стороны

психологических интерпретаций тендерного развития индивидуума и как конкретно происходит

социальное конструирование гендерных отношений. Вторая часть книги посвящена тому, как

гендерно сформированные, «гендеризован-ные» (gendered) идентичности функционируют и

формируют те или иные личностные черты в рамках таких социальных институтов, как семья,

школьный класс и рабочее место. В третьей части книги автор рассматривает в тендерном ключе

важнейшие межличностные взаимодействия: близкие отношения, дружбу и любовь; сексуальные

отношения и разные формы и проявления насилия. В эпилоге Киммел возвращается к

теоретической проблеме возможности существования безгендерного общества.

По своему образованию и стилю мышления Киммел социолог, и, хотя к числу его специальных

интересов относится социологическая теория, он строит свою книгу не догматически, выводя одни

теоретические положения из других, а отправляясь от конкретных фактов, событий и случаев. В

отличие от некоторых переведенных у нас феминистских работ, которые трудно, а иногда вовсе

невозможно понять из-за обилия психоаналитических и иных терминов, значение коих не

объясняется, а правомерность порой проблематична, книга Киммела написана просто и ясно. Если

эти качества не исчезнут в русском переводе — переводить хороший текст иногда труднее, чем

канцелярит или заведомую тарабащину, — она сможет стать реальным учебным пособием для

студентов самых разных специальностей (социологов, психологов, историков и других). Ее

главное достоинство — в том, что она ставит читателя перед проблемой и заставляет его думать.

Думаю, тот, кто внимательно прочитает эту книгу, уже никогда не поверит, что унаследованный

нами гендерный порядок обусловлен законами природы и не подлежит изменению.

Мой хвалебный отзыв о книге Майкла Киммела вовсе не означает, что я с ним во всем согласен.

Книга Киммела — пример жесткого социального конструктивизма, согласно которому все

тендерные свойства и отношения создаются исключительно социумом. Я придерживаюсь в этом

вопросе эклектической

позиции. Слово «эклектика», не без влияния марксистско-ленинского философского и

идеологического монизма, приобрело у нас отрицательный смысл, ассоциируясь с непоследова-

тельностью и даже беспринципностью. На самом деле монизм реально «работает» только в

философии (чаще всего — плохой). Точка зрения не может и не должна превращаться в мно-

готочие, но мы должны помнить о возможности (и наличии) других позиций. Особенно, если мы

не просто рассуждаем по формуле «как если бы», а делаем обобщения онтологического и даже

политического порядка.

В данном случае нужно иметь в виду, что различение «пола» и «тендера» необходимо, но тем не

менее условно. Если половой диморфизм влияет на поведение мужских и женских особей других

видов, я не вижу, почему мы должны отрицать это применительно к человеческому роду.

Дисциплинарные расхождения не обязательно бывают идеологическими. Эволюционная биология

и близкие к ней дисциплины вовсе не являются имманентно сек-систскими. Отрицать факт

глубоких природных различий между мужчинами и женщинами невозможно. Вопрос в том, 1)

насколько эти различия велики, 2) действительно ли они универсальны, 3) в чем и как они

проявляются и 4) объясняют ли они социальное поведение мужчин и женщин, которое в первую

очередь интересует социологов? Важнее всего, конечно, последний вопрос.

К сожалению, состояние науки сегодня таково, что между тендерными исследованиями, с одной

стороны, и психологией и биосоциальными исследованиями, с другой, существует глубокий

разрыв. В России он доведен до полной несовместимости. Чтобы убедиться в этом, достаточно

сравнить «Дифференциальную психофизиологию мужчины и женщины» Е.П.Ильина (СПб.:

Питер, 2002) и книгу М.Л.Бутовской «Языктела: природа и культура» (М.: Научный мир, 2004) с

книгой Шон Берн «Ген-дерная психология» (СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001). Механически

соединить эти подходы невозможно. Утешительная формула об истине, лежащей «посередине»,

knigogid.ru

Что означает гендерный признак, что такое гендер

Довольно часто можно столкнуться с такими выражениями, как «дискриминация по гендерному признаку», «гендер», «гендерный признак». В наше время, когда права всех и вся защищают практически во всём мире, когда слова «толерантность» и «недискриминация» звучат почти из каждого приёмника, эти слова особенно часто появляются в лексиконе политических деятелей, известных правозащитников, а также просто окружающих людей.

Далеко не каждый человек имеет чёткое представление о том, что означает этот термин и всё, что с ним связано. Большинство людей, которые его слышат или используют, путают его с другими обозначениями: «пол» и «половой признак».

О том, что означает «гендер», что такое «гендерный», и чем отличается «гендерный признак» и «признак половой», будет описано в этой статье.

Гендер — что это?

Для начала стоит разобрать само определение понятия «гендер». Смутное представление о том, что такое гендер, и как его использовать в речи, имеет большинство людей, но очень часто многие просто путают понятия, не зная их чёткие определения.

Гендер — это обозначение спектра определённого спектра характеристик, которые относятся к фемининности и маскулинности. То есть, по сути, это перечень характеристик, которые присущи представителям определённого пола. Именно поэтому многие и путают это понятие с полом и половыми признаками. Но следует помнить о том, что между этими двумя понятиями есть существенные различия.

В чём различия между гендерным признаком и половым признаком?

Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи. И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:

  • Половый признак обозначает именно физиологические характеристики пола. То есть, речь идёт о половых органах, о биологии, об изначально приобретённых половых признаках. В принципе, всё ясно и понятно.
  • Гендерный признак и само определение понятия «гендер» является более обширным и более сложным. Хоть «гендер» и «пол» часто путают и используют как взаимозаменяемые понятия, это является ошибкой. Гендер и гендерный признак также обозначает половые особенности, но не в физиологическом смысле.

Гендерный признак затрагивает признаки пола, касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия «пол» и «гендер» противопоставляются друг другу. В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.

Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как «природная сущность». То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.

Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери. Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем. Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.

Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.

История появления понятия

Следует сказать и о том, как вообще данное понятие появилось. Для появления определения гендера и гендерных признаков существовал целый ряд определённых предпосылок, которые сильно повлияли на потребность появления на данном этапе развития общества такого понятия.

  • Ещё в 1955 году сексолог Джон Мани занимался изучением половой дифференциации и ввёл понятие гендера для определения социальной роли индивида, отличной от его биологического пола. Необходимость в осуществлении такого рода исследования объясняется появлением транссексуальных и интерсекс-людей. Появление индивидов с определённым гендерным самосознанием потребовало необходимости их определения в социуме. Правда, стоит отметить, что в те годы этот термин не очень прижился, оставшись просто научным понятием — частью исследования.
  • Широкое развитие термина наблюдалась в начала 1970-х годов, когда активно действовало феминистское движение. Феминизм имел в основе определённую теорию, в которой социальный конструктивизм играл довольно серьёзную роль. Теоретики движения феминизма использовали понятие «гендер» для разделения половых признаков, данных природой человеку, от норм и форм поведения человека, которые в обществе делятся на «мужские» и «женские».

Провозглашение разделения понятия «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение биологическое определения человека, как «проявление его судьбы». Это дало серьёзный толчок для развития социальных и гуманитарных наук, так как введение столь пространного понятия, как «гендер», расширило горизонты исследования человеческого самоопределения и социальной адаптации каждого индивида.

Использование термина на современном этапе

На данный момент термин «гендер» часто используется вместо термина «пол». Нет чёткого разграничения ситуаций, в которых должно использоваться то или иное понятие. Использование одного термина вместо другого зависит от взглядов определённого автора.

Авторы, никаким образом не относящиеся к теоретикам феминизма и не являющиеся последователям их идей, чаще всего используют «гендер» как синоним термина «пол». Если автор научной статьи просто не видит в них особых различий, он просто не будет их различать и разделять.

В то же время чёткая позиция есть у феминисток и последователей их движения. Термин «пол» используется ими довольно редко, и то, только для его осуждения. Чаще всего они используют именно «гендер» или «гендерный признак», так как провозглашают свободу самоопределения человека независимо от его биологической идентификации.

psiho.guru

Ответы@Mail.Ru: Что такое гендер?

Гендер — понятие, рассматриваемее современной социологией как противоположное понятию биологического пола человека. Отличие состоит в том, что биологический пол «выдается» человеку еще до рождения, и изменить его невозможно, если только с помощью хирурга. Гендер же – это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам. Гендер может меняться в ходе исторического развития общества. Само понятие «гендер» возникло, когда ученые обнаружили, что биологический пол мало влияет на социальные роли мужчин и женщин. В итоге появилось определение гендера – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. И мужчины, и женщины, живущие в обществе, должны выполнять свои гендерные роли, которое им приписало это общество. Естественно, в разных обществах и роли будут разными. Таким образом, гендер – это социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе.

Гениальный директор, или как вариант генеральный директор

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род» ) — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами по работе, одноклассниками по месту учёбы, родителями, случайными прохожими и т. д. В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).

Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами по работе, одноклассниками по месту учёбы, родителями, случайными прохожими и т. д.

Cоциальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т. д.).

Ответ вот: <a rel=»nofollow» href=»https://youtu.be/TcwvbllpHgk» target=»_blank»>https://youtu.be/TcwvbllpHgk</a>

это не челочвнек

М да…. прочитал ответы…. и все таки, что же такое гендер???? Я так понял что никто не знает…

Гендер это социокультурный пол. Есть биологический пол, он пределен от рождения, а есть тот комплекс социальных ролей которые принадлежат человеку в зависимости от того как он функционирует в обществе (муж, жена, босс, студентка, безработный, подросток-ботаник, воин и т. д.) иногда так случается что биологический пол не совпадает с теми социальными ролями, которые человек имеет и тогда биологический пол и гендер могут не совпадать, плюс к этому существует культурная надстройка, общество в котором живет человек транслирует на него свои ценности и убеждения и человек безсознательно принимает те черты характера, которые приняты в этой культуре. Так в некоторых племенах Южной Америки мужчины украшали себя, наносили на тело раскраску и следили за домом в то время как женщины занимались охотой, и собирательством. то есть их социальные роли противоположны привычным нам. Таким образом гендер это скорее не «мужчина» «женщина», а «мужественность» «женственность». как-то так.

Термин «гендер» является искусственным и позволил «отрезать» все биологические основания у человека. Проделана такая же хирургия, как и с термином «компетенция», в результате обрезания ответственности и права у понятия «компетентность». Поскольку эти термины легли в основания представления о человеке и профессионализме, то позволили строить «воздушные замки». В палате № 6 их тоже строят, но не навязывают даже другим палатам!!!! Поэтому гендерные отношения зависят от социального манипулирования и обуславливаются не биологическим полом, а социальным положением человека, его образованием, его материальным положением, его местом проживания. Казалось бы, можно также определять, что гендерные отношения – это несексуальные отношения между представителями мужского и представительницами женского пола. Но они появляются в своем, уже «извращенном» виде, навязанный мнением социума. Например, можно считать нормой факт появления у пожилого бизнесмена молоденькой жены или любовницы (любовника), которые не работают, не учатся, ничего не делают по дому, зато постоянно получают дорогие украшения и посещает рестораны. Такое распределение ролей в этой категории в обществе стало нормой и она пропагандируется СМИ, отдельными субкультурами в обществе.. Если учесть, что 30% женщин являются предпринимателями, то они нередко также выходят замуж за более молодых и заводят себе любовников или любовниц. Таким образом, термин гендер «протаскивает» возможность организации однополых браков, так как позволяет больший спектр в выделении и распределении гендерных ролей.

Ильясов Ф. Н. Гендер как самоидентификация – интерпретация и измерение // Социальные исследования. 2016. №3.

Такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер- социальный пол.

touch.otvet.mail.ru

Как менялись роли мужчины и женщины в обществе — Wonderzine

Мы живем в эпоху более активного вовлечения мужчин в семейные дела и массового выхода женщин в общественное пространство, а женcких образов — в культурное. Кажется, можно говорить о «новых» гендерных ролях, если бы слово «новый» не было одним из самых опасных, часто употребляемых и неопределенных. Сериал о новых отношениях, сайт о новых женщинах, круглые столы о новых мужчинах — в первую очередь коммерческое предложение, а дискретная память человека в XXI веке редко дает возможность убедиться, что из «нового» действительно никогда раньше не существовало. Оба пола сейчас, как и прежде, не избавлены от прессинга гендерных ролей, а вдобавок к нему ощущают постоянное давление стереотипов об успешности. Если архетипичная жена у плиты превращается в сильную женщину, а условный волк с Уолл-стрит может сделать ставку на работу за меньшие деньги и общение с семьей, на них обоих будет давить культурная доминанта личностного успеха, самореализации или внутренней гармонии — не менее авторитарные, чем прежнее деление на функционал М и Ж.

Нет приемлемой обществом личной жизни? Тогда, может быть, у тебя успехи в работе. А если нет, то зачем ты живешь? Кем ты хочешь стать через пять лет? Выбери что-нибудь и следуй за мечтой! Несколько раз в день мы проходим такие болезненные диалоги с собой или окружающими и так хорошо выучиваем «правильные» ответы, что начинаем верить в них сами. Гендерные роли конструируются и закрепляются через стилизованное повторение действий, об этом пишет Джудит Батлер в книге «Gender Trouble». Повторение рождает репрессию, а привычка претендует на первую натуру. В начале XXI века 3-летние дети без колебаний стандартно и ожидаемо отвечают на вопросы о различии полов и гендерного поведения.

Вспомните gender fuck, который показала Кончита Вурст: в истории были и бородатые женщины, и травести-шоу, и кросс-дрессинг на сцене перед толпой, но появление такого человека на сцене старомодного конкурса несуществующей единой Европы стал баттхертом и новостным поводом номер один на целую неделю.Спросите у любого специалиста из рекламы: Кончита в современном мире может продать только новость о себе (как продаются новости о любых нетипичных видах поведения), но не может продать никакой товар, даже свое пение, дольше чем на один сезон. В маркетинге не платят денег за оригинальность, а платят за повторение знакомого. Сценарии для мировых ситкомов и экологически чистые батончики без глютена для жителей небольшого города производят для целевых аудиторий в справедливой уверенности, что тех, кто считает себя как все, и тех, кто считает себя особенным, можно одинаково легко посчитать и измерить — не по головам, так по тегам и лайкам.

www.wonderzine.com

Гендер — это… Что такое Гендер?

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.[1]

В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями)[источник не указан 678 дней].

Пол и гендер

Понятие гендерная роль («gender role») заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками.[1]

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально определяемые роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Словоупотребление грамматической категории «гендер» подразумевало то, что видимые различия личностных и поведенческих характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, а определяются спецификой социального взаимодействия[2].

С точки зрения структурной социологии, и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное, поэтому использование термина «гендер» представляет собой плеоназм, но его использование призвано подчеркнуть, что речь идёт о социологическом подходе к вопросу пола, когда речь идёт о широкой дискуссии[1].

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или человеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в биологии[3].

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности.

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера — мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, в частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций[4].

См. также

Примечания

Литература

  1. Анисимов Е. В. Женщины у власти в XVIII веке как проблема // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — С. 328—335.
  2. Бурдьё П. Мужское господство / Бурдье П. Социальное пространство. Поля и практики. — М., СПб, 2005 г. ISBN 5-89329-761-X.
  3. Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология)» // «Структурная социология». — М., 2010.
  4. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества — СПб.: Питер, 2007, ISBN 5-318-00459-8.
  5. Кон И. С. «Пол и гендер. Заметки о терминах»

Ссылки

dic.academic.ru

Гендерное равенство. Гендерная дискриминация. Гендерная теория :: SYL.ru

Равенство людей – одна из тех проблем, которую на протяжении последних столетий пытается решить человечество. Сначала мы избавились от рабства и крепостного права, провозгласили всех людей — независимо от цвета кожи, национальности и религии — свободными, обладающими одинаковыми правами. Когда определённый баланс в обществе был достигнут, своё место под солнцем начали отстаивать женщины. Они выступали за гендерное равенство, т. е. равноправие полов, и многие, в том числе и представители сильной половины человечества, их поддержали. Сегодня дамы не менее образованны, умны и целеустремлённы, нежели их вторые половинки. Так почему же некоторые мужчины до сих пор считают, что место женщины — исключительно на кухне? Попробуем разобраться.

Сильная женщина – продукт эпохи

И это действительно так. Согласитесь, в далёкие времена первобытнообщинного строя роли были распределены самой природой. Мужчины, обладающие более крепким телосложением и железной волей, ходили на охоту и обеспечивали свою избранницу и детей едой, защищали их, оберегали. Женщины воспроизводили на свет потомство и охраняли домашний очаг, готовили еду и ухаживали за главой семьи. С тех пор фактически ничего не менялось. Вплоть до конца XVIII века у представительниц слабого пола не было другого выхода, кроме как быть кухаркой, прачкой, уборщицей и куртизанкой. Большего от них не требовалось, на какое-то время это всех устраивало.

Но со временем часть женщин взбунтовалась. Им надоело, что ими физически и морально помыкают мужчины – такие же люди, как они. Прекрасный пол сумел получить доступ к школам и университетам, добился права выходить замуж по любви, а не по желанию родителей, начал работать, обеспечивать себя и своих детей. Гендерное равенство начинало потихоньку зарождаться. Причин этому было несколько. Во-первых, долгие годы унижений, ущемления в правах и свободах провоцировали женщин на радикальные меры, лишь бы вырваться из «полового» рабства. Во-вторых, мужчины уже не являлись теми сильными и бесстрашными «добытчиками», которые обеспечивали семью и в случае чего могли защитить от врага. Они могли себе позволить завести другую жену, бросить детей, не работать… Женщины понимали, что и сами могут вполне справиться с новой для себя ролью – быть главой семьи. Сначала от безысходности, а потом и просто от осознания того, что они ничем не хуже мужчин.

Первые ласточки

Проблема гендерного равенства особенно остро возникла в конце XVIII века. Женщины начали требовать уравнять их в правах с мужчинами. Социальный прогресс шагал семимильными шагами, на смену монархии и отголоскам феодального строя приходила демократия, улучшалось общее благосостояние… Сигналом к действию послужила Французская революция. В 1789 году радикальные идеи распространялись не только в Париже, а и во всех уголках Европы. В Лондоне, например, Мэри Уолстонкрафт написала и издала «Обоснование прав женщин», а француженка Олимпия де Гуж – «Декларацию прав женщин». Постепенно, можно сказать, по крупицам представительницы слабого пола добиваются признания своих прав, в частности юридических: возможности владеть и распоряжаться имуществом, а также судьбой собственных детей. Двери престижных вузов в Кембридже и Оксфорде для них по-прежнему оставались закрытыми, но дамы не унывали и не терялись. Желание развиваться было настолько велико, что женщины начали сами открывать университеты и колледжи, которые дали путевку в жизнь первым дипломированным специалистам-врачам в США и Великобритании.

Пока представительницы высших слоёв общества пытались решить гендерный вопрос в области качественного образования и достойного трудоустройства, их сёстры из более бедных сословий работали в ужасных и тяжёлых условиях на заводах и фабриках. Нет, независимость и самоуважение в этом случае не были их целью – они просто пытались выжить и заработать детям на кусок хлеба. Взирая на эту несправедливость, женщины-реформаторы поняли, что ключевым фактором решения проблемы станет избирательное право. А за него нужно бороться. Первые кампании стартовали в середине XIX века в Лондоне и Вашингтоне. Однако успехов в Америке борьба не принесла. В отличие от более продвинутых в этом плане Новой Зеландии, Австралии, Норвегии и Финляндии, где слабый пол обрёл политическое право голоса ещё до Первой мировой войны.

Рождение феминизма

Когда в 1914–1917 годах Европу терзали военные баталии, гендерное равенство отошло на второй план. Женщины забыли о своих принципах и всеми силами помогали мужчинам на фронте и в тылу. Но уже в 60-х годах XX столетия борьба возобновилась с новой силой. В Соединённых Штатах Америки было сформировано Движение за права женщин, которое вскоре перекочевало за океан и захлестнуло европейские страны. Феминизм – так назвали его люди во всём мире. Оно привлекало внимание социума не только попытками решить вопросы равноправия, но и выносом на всеобщее обсуждение таких проблем, как легализация абортов и сексуальное насилие.

Феминистки добились принятия ряда законов во благо женщин: теперь они могли наравне с мужчинами устроиться на работу и получить достойную оплату труда. Правда, гендерная теория не так скоро смогла воплотиться в жизнь на практике. Только в 90-х годах прошлого века движение кардинально изменило устоявшиеся взгляды общества, но до полной победы всё равно ещё очень далеко. Во-первых, некоторые люди очень критически смотрят на лозунги феминисток. Многие мужчины и даже часть женщин по-прежнему считают, что прекрасный пол не настолько умён, чтобы занимать высокие посты в правительстве или даже просто руководящие должности. Во-вторых, если в Европе и США дамы, которые содержат семью или баллотируются в президенты, уже не вызывают удивления, то в некоторых странах, особенно мусульманских, женщины лишены даже элементарных прав.

Суть гендерного равенства

Многие люди до конца не понимают значение этого понятия. Гендерная социология описывает его как возможность представителей обоих полов на равных правах принимать участие в различных сферах частной и общественной жизни. Равенство в этом случае не стоит рассматривать как антипод половому различию — скорее, оно являет собой противоположность гендерному неравенству. Его суть – доказать, что и мужчины, и женщины имеют одинаковые права на трудоустройство, образование, голосование, самореализацию и так далее. Гендерное неравенство, которое продолжает процветать в разных сферах жизни, требует постоянной борьбы с этим негативным и нецивилизованным явлением.

Что касается гендера, то этот термин социология относит к ролям обоих полов, которые получены ними ещё при рождении. Они зависят всегда от конкретных обстоятельств: политических, социальных, экономических, культурных. На роли влияют расовая, классовая и этническая принадлежность, возраст, сексуальная ориентация и даже полученное воспитание. Если биологическая половая суть человека остаётся стабильной, то гендерные роли могут меняться в зависимости от вышеупомянутых факторов. В последнее время к ним присоединилось и влияние информационных технологий, пропаганда СМИ и трансформированные культурные традиции.

Стереотипы

Навязанные обществом правила поведения уже давно надоели представителям и сильного, и слабого пола. Сложилось мнение, что если ты мужчина, то обязательно должен быть агрессивным, сильным, твёрдым, предприимчивым и доминантным. Одновременно женщина – заботливой, уступчивой и милосердной. Но это не что иное, как гендерная дискриминация. Почему глава семьи не может быть мягким? В принципе, он может, но тогда на него моментально повесят ярлык подкаблучника, неудачника или даже гея. В нашем обществе мужчинам запрещено плакать и жаловаться на судьбу, иначе на них поставят крест как на сильном самце и кормильце. Хотя это нарушение его прав: пусть невзначай проронит слезу, если есть такая необходимость, качества лидера от этого не пострадают.

Это же касается и женщин. Если она немного повышает голос и пытается разобраться в ситуации, её тут же нарекают скандалисткой. Принято, что представительницы слабого пола постоянно устраивают истерики, поэтому любое проявление эмоциональности сразу же подпадает под это понятие. Гендерные характеристики полов – не только их способность проявлять чувства, это также самооценка, которая у женщин, в силу навязанных стереотипов о слабости её пола, всегда находится на низком уровне. Исследования доказали, что сами девушки-студентки всегда ниже оценивали свои диссертации, чем те, которые сделали их коллеги-парни. Хотя такое суждение было в большинстве случаев несправедливым и безосновательным. Обществу давно уже пора начать бороться со всеми стереотипами и навязанными принципами и характеристиками, так как каждая личность индивидуальна и неповторима.

Образование

Гендерная социология делает акцент на правильном воспитании мальчиков и девочек. Цель – обучить детей основным правилам создания равного общества, уметь преодолеть навязанные стереотипы, сотрудничать с противоположным полом и уважать друг друга. Просвещать чадо нужно с пелёнок. Например, показывайте на собственном примере, что девочка не должна сидеть и плакать, если её обидели. Пусть малышка занимается единоборствами, так она научится защищать себя и своих близких. В результате будущая женщина станет уверенной в себе, что также отразится и на её способности идти по карьерной лестнице и преодолевать неудачи в личной жизни. Что касается мальчика, то его следует привлекать к выполнению домашних обязанностей. С детства привыкнув мыть посуду и выносить мусор, он не будет воспринимать свою жену как служанку. Равноправие в данной семье будет соблюдено.

Гендерная теория гласит, что подобное образование не ограничивается домом, школой или работой. Процесс саморазвития в этой сфере продолжается всю жизнь. Только переступив через собственный эгоизм и желания, поборов исторически сложившиеся принципы и навязанные стереотипы, мы сможем достигнуть успеха на этом нелёгком пути.

Нарушение прав женщин

В первую очередь это бытовое насилие. Будучи более крепкими и подкачанными, мужчины пользуются этим преимуществом, часто ним злоупотребляя. По последним данным, в странах Европы от 20 до 50 процентов жён, дочерей, сестёр терпят домашнее насилие. Одна из пяти женщин подвергается не только избиению, но и изнасилованию. Гендерная дискриминация проявляется во всей красе при собеседовании во время приёма на работу, недаром в анкете или резюме до сих пор используется графа «пол». Владельцы компаний и начальники отдают предпочтение кадрам-мужчинам: они, по их мнению, более дисциплинированы и трудолюбивы, не уходят в декрет и не берут больничных, чтоб посидеть с ребёнком, у них аналитический склад ума и в поведении присутствует логика. Знайте: это очередной миф. И, конечно, нарушение прав женщин. Многие из них способны обойти своих коллег-мужчин как в продуктивности труда, так и в его качестве.

Во многих странах женщина до сих пор не воспринимается как полноценный член общества. В Саудовской Аравии им запрещено голосовать и даже садиться за руль, в Йемене они не могут свидетельствовать в суде, им нельзя покидать дом без разрешения мужа. В Марокко изнасилованная женщина считается не жертвой, а виновницей происшедшего. Права представительниц прекрасного пола также наиболее часто нарушаются в Мали, Мавритании, Чаде, Сирии, Пакистане, Иране и других странах Африки и Ближнего Востока.

Нарушение прав мужчин

Как бы нелепо это ни звучало, но сильный пол также часто страдает от ущемления своих прав. Гендерный тип мужчин предусматривает доминантные поведенческие реакции. Несмотря на это, главы семейств также поддаются насилию со стороны женщин: моральному и физическому. Встречаются и случаи сексуального надругательства, правда, обычно их регистрируют среди однополых заключённых. Часто мужчины говорят, что обязательный призыв в армию – также нарушение их прав и свобод. И с этим можно согласиться: любые насильственные действия человека, общества или целого государства по отношению к отдельной личности подразумевают её дискриминацию. Маленьким нарушением прав представителей сильного пола является и предубеждение, что они должны во всём уступать женщине. Гендерное общение между полами предусматривает, что именно мужчины обязаны говорить комплименты, дарить подарки и расплачиваться за свою спутницу в ресторанах. Что также несправедливо, особенно если эти двое одинаково работают и зарабатывают.

Мужчин также часто ограничивают в отцовских правах. После развода суд на стороне матери: ребёнок всегда остаётся с ней, если она не алкоголичка, наркоманка или умалишённая. Представители сильного пола не имеют репродуктивных прав, они не решают, стать им отцом сейчас или позже. Всё исходит от желания женщины: если она хочет младенца, она сохраняет беременность, в противоположном случае – делает аборт. И часто голос партнёра не имеет большого значения. Нарушение прав сильного пола прослеживается и в том, что они позже выходят на пенсию, получают более длительные тюремные сроки. Женщины сейчас запротестуют: мол, они сильнее и выносливее, поэтому и существует такая тенденция. Но противники феминистического движения тут могут возликовать и ухмыльнуться: если дамы всю жизнь борются за равноправие, то оно должно чётко соблюдаться во всём и при любых обстоятельствах.

Торговля людьми и их органами

Что касается этой категории нарушений прав человека, то здесь в одинаковой мере страдают и женщины, и мужчины. Поэтому о ней стоит поговорить отдельно. Каждый год регистрируют миллионы случаев кражи взрослых и детей: их продают в сексуальное или трудовое рабство, в целях изъятия органов. Часто жертвы сами идут на осознанный риск, любыми способами пытаясь выехать за границу. Они подписывают сомнительные контракты и оказываются в борделе или в руках у рабовладельца. Причины негативного явления стары, как мир: бедность, необразованность, безработица, аморальность и жадность.

Гендерное неравенство проявляется даже в этой общей, казалось бы, проблеме. Ведь при поисках потенциального раба злоумышленники в большей мере склонны выбрать женщину – молодую, здоровую, красивую. Она не только сможет работать, но и предоставит сексуальные услуги. Что касается продажи людей на органы, то тут чаще всего выбор падает на детей и подростков с юным и сильным организмом, у которых отсутствуют хронические болезни. С этими преступлениями непосильно борются правоохранительные органы, создаются специальные службы и комиссии, подписываются декларации и петиции, но на данный момент искоренить его не представляется возможным.

Нормативные документы

Равенство женщин и мужчин уже давно стало одной из главных проблем современного общества. С целью исправить эту оплошность проводятся всевозможные заседания и конференции. Первая была организована ООН в Мехико в 1975 году. На ней достигли большого прогресса в плане решения вопроса относительно расширения имеющихся на данный момент женских прав. Также был создан специальный Фонд развития, главным заданием которого стало финансирование всех нововведений в данной сфере.

Гендерное равенство послужило основой «Женской конвенции», подписанной с целью ликвидации всех форм дискриминации слабого пола. Это международный документ, имеющий юридическую силу и обязывающий государство охранять права прекрасного пола, защищать их от разного рода ущемлений и унижений. Приняли декларацию в 1979-м, но только спустя два года она вступила в законную силу.

Цель документа – искоренить ограничение свобод и прав женщин в любой сфере жизни, независимо от их семейного положения, цвета кожи или религиозных убеждений. Страны, которые его подписали, обязаны периодически отчитываться перед ООН о результатах проведенной работы.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *