Ринолалия это что – причины, симптомы, диагностика и лечение
причины, симптомы, диагностика и лечение
Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.
Общие сведения
Ринолалия — искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи. Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.
Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.
Ринолалия
Классификация ринолалии
Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.
Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.
Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.
При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.
Причины ринолалии
По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.
Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.
Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.
Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.
Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.
Симптомы ринолалии
При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.
Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.
Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.
При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.
Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.
Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.
Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.
При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.
Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м’], [н], [н’]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.
Диагностика ринолалии
Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.
При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.
На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.
Коррекция ринолалии
При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.
Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.
Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.
Прогноз и профилактика ринолалии
Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.
Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.
www.krasotaimedicina.ru
причины, симптомы, диагностика и лечение
Ринолалия — это состояние, которое характеризуется дефектами строения органов носоглотки, вследствие чего возникает искажение произношения звуков речи, а именно расстройство артикуляции и звукообразования различной степени выраженности. В просторечье данное состояние называют «гнусавость», то есть все звуки приобретают характерное носовое звучание. Нередко состояние бывает осложнено недоразвитием — как лексической стороны речи, так и ее грамматической составляющей. Еще одно распространенное осложнение — это различные нарушения психологического характера, а также затрудненная социализация пациентов с ринолалией.
Содержание статьи:

Согласно данным статистики, дети страдают этим заболеванием значительно чаще, чем пациенты старшего возраста. Кроме различных отклонений от нормы акустических параметров, у пациентов наблюдаются различные отклонения аэродинамических условий в речеобразовании. Так как возникают особые условия, речевой аппарат вынужден к ним приспосабливаться, в результате чего и возникают вариативные искажения произношения.
Классификация ринолалии и её этиологические причины
По характеру патологических нарушений небно-глоточного смыкания можно выделить следующие формы патологии:
- закрытая ринолалия, которая возникает вследствие пониженного в силу ряда физиологических причин носового резонанса;
Среди этиологических причин возникновения данного патологического состояния можно выделить основные органические и функциональные расстройства. Так наиболее частые причины закрытой формы ринолалии — это функциональные нарушения небно-глоточного смыкания или органические нарушения носового пространства.
К органическим причинам возникновения закрытой ринолалии можно отнести различные заболевания или изменения, которые приводят к плохой проходимости носа и затрудненному носовому дыханию. Среди таких причин можно выделить следующие:
- хроническая гипертрофия задних нижних раковин слизистой оболочки носа;
- аденоидные разрастания;
- полипы носовой полости и т.д.
Функциональная закрытая ринолалия часто отмечается у детей и наблюдается при нормальной проходимости носа.
Причины открытой ринолалии также могут быть органическими или функциональными. Органические причины можно условно разделить на врожденные и приобретенные. Врожденная открытая ринолалия органического происхожденияь в большинстве клинических случаев возникает из-за расщепления мягкого или твердого неба, которое носит врожденный характер. Приобретенная форма открытой ринолалии возникает вследствие паралича мягкого неба или при возникновении в силу различных причин отверстия между ротовой и носовой полостями.
Функциональная открытая ринолалия наблюдается у детей с вялой артикуляцией. Кроме того, нередко развивается у детей с истерией, подчас имеет характер не столько самостоятельного дефекта, сколько дефекта подражательного.
К органическим причинам открытой ринолалии можно отнести врожденные несращения лица и неба, а именно:
- расщелина верхней губы;
- расщелина верхней губы и альвеолярного отростка;
- расщелина мягкого или твердого нёба;
- подслизистые расщелины неба и т.д.
Вышеперечисленные патологии возникают еще в пренатальный период и являются следствием негативного воздействия на плод различных внешних и внутренних факторов. К таким фактором относят прием различных лекарственных препаратов (как правило, гормональных), инфекционные заболевания матери во время беременности, психические потрясения беременной, алкоголь, курение и сочетание нескольких факторов одновременно.
В данном случае выраженность ринолалии будет зависеть от величины и формы врожденного дефекта.
Симптомы и клинические проявления ринолалии
При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии. Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.
Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития — протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.
При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.
Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.
У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.
Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболевания верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.
Дифференциальная диагностика ринолалии
Диагностика ринолалии, как правило, не составляет трудности для специалистов, однако определенные проблмы возникают при определении вида ринолалии. Для того чтобы такая дифференциальная диагностика стала эффективной, пациенту необходимо пройти обследование у следующих узких специалистов:
- отоларинголога;
- дефектолога;
- логопеда;
- невролога;
- ортодонта;
- фониатра;
- педиатра и т.д.
Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов. Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:
- рентгенография носоглотки;
- риноскопия;
- электромиография;
- фарингоскопия и т.д.
Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.
Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:
- строение артикуляционного аппарата;
- его подвижность;
- нарушения голоса;
- параметры физиологического и фонационного дыхания и т.д.
Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.
Мероприятия по коррекции ринолалии
Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов. Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Кроме того, необходимы общеукрепляющие процедуры и санация ЛОР-органов, которая необходима для предупреждения нарушения слуха.
Логопедическая коррекция, направленная на устранение ринолалии, включает:
- формирование правильной работы артикуляционного аппарата;
- нормализацию дыхания — как в физиологическом, так и в речевом аспекте;
- коррекцию произношения;
- решение проблем с фонетическим восприятием, если таковые имеют место;
- устранение назального тембра голоса;
- предупреждение дисграфии;
- закрепление навыков свободного общения;
- работу над увеличением словарного запаса;
- контроль общего развития речи и т.д.
Совокупность данных мероприятий позволяет социализировать ребенка и восстановить, в некоторой степени, речевые функции. Помимо прочего, ребенку, страдающему ринолалией, требуется помощь психологов.
Профилактика и медицинский прогноз ринолалии
Систематическая и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течение заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным и понятным для восприятия.
Результативность лечения зависит от следующих факторов:
- насколько своевременно начата терапия;
- наличия сопутствующих патологий;
- степени компенсаторных возможностей;
- особенностей личности ребенка и сохранности интеллекта;
- качества проведенных хирургических вмешательств и т.д.
Определяющее значение имеет речевая среда и готовность родителей помогать ребенку всеми доступными способами. Результаты работы могут оцениваться по степени нормализации речевой функции и по отсутствию назального говорения.
Функциональная ринолалия имеет весьма благоприятный медицинский прогноз. Профилактика заключается в том, чтобы еще в пренатальный период избегать факторов, которые способны спровоцировать наличие у ребенка врожденных дефектов. Если такие дефекты речевого аппарата все же имеют место, то необходима их своевременная коррекция.
Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения.
www.mosmedportal.ru
Ринолалия — классификация, причины, коррекция
Ринолалия – это нарушение артикуляции, обусловленное неправильным строением и функционированием речевого аппарата (носоглотки, носовой полости, твердого и мягкого неба). Из-за этого голосовая струя излишне или, напротив, недостаточно резонирует в носовой полости при разговоре, а гласные и согласные приобретают носовое звучание. Ринолалия у детей характеризуется не только искаженным произнесением звуков, но и задержками в развитии лексико-грамматической стороны речи по причине вторичных нарушений письма и фонематических процессов.
Диагностика ринолалии заключается в консультациях оториноларинголога, логопеда и челюстно-лицевого хирурга для установления функциональных и анатомических дефектов артикуляции, а также степени нарушения устной и письменной речи.
Коррекция ринолалии может включать как логопедическую и психотерапевтическую работу, так и физиотерапевтическое, ортодонтическое и хирургическое лечение.
Классификация и причины ринолалии
В зависимости от особенностей нарушения взаимодействия ротоглотки и носоглотки различают закрытую или открытую ринолалию.
Для закрытого типа заболевания характерно направление речевого выдоха только через рот. Из-за пониженного физиологического носового резонанса сильнее всего искажаются согласные звуки: м, мь, н, нь. При нормальной артикуляции воздух проникает в носовую полость, поскольку носоглоточный затвор открыт. При отсутствующем резонансе эти звуки – полностью ротовые: м произносится как б, н меняется на д. Понятийный аппарат речи из-за этого сильно страдает. Звучание гласных также смазано, поскольку они лишены некоторых тональных характеристик.
В соответствии с причинами ринолалии закрытого типа различают 2 ее формы:
- Органическую. Вызывается анатомическими деформациями в носовой полости. Непроходимость удаляется хирургическим путем, после чего дефект речи пропадает, а дыхание становится нормальным;
- Функциональную. Возникает в результате гиперфункции мягкого неба, которое за счет приподнятости направляет воздушную струю через рот. Это часто происходит при невротических расстройствах, поэтому лечением занимаются логопед и невролог. После лечения иногда сохраняется привычка неправильно произносить звуки.
Открытая ринолалия более распространена, чем закрытая. Воздух проходит одновременно через нос и рот, что обусловлено постоянно открытым сообщением между ротовой и носовой полостью. В результате возникает носовой резонанс, который меняет тембр всех звуков.
Это речевое нарушение также может быть органическим или функциональным. В первом случае причинами ринолалии являются как врожденные дефекты (расщелины верхней губы, мягкого и твердого неба), так и приобретенные вследствие травм, рубцов, парезов, параличей или опухолей. Во втором случае функциональная ринолалия обусловлена гипокинезом или гипофункцией мягкого неба, выражающейся в недостаточном его подъеме при фонации. Чаще всего встречается такая ринолалия у детей с низким мышечным тонусом, со слабыми нервными импульсами или после частых заболеваний носоглотки.
Если факторы, вызывающие закрытую и открытую ринолалию, комбинируются, то принято говорить о смешанном типе заболевания. Акустические и артикуляционные характеристики произносимых звуков страдают потому, что происходит утечка воздуха через нос при уменьшении носового резонанса.
Коррекция ринолалии
Комплексная коррекция ринолалии состоит в проведении следующих мероприятий:
- Хирургическое исправление анатомических дефектов;
- Ортодонтическое устранение и профилактика повторных деформаций верхней челюсти;
- Лечебная общеукрепляющая физкультура;
- Оториноларингологическая санация с целью предотвращения нарушения слуха;
- Психотерапевтическая помощь.
Ринолалию у детей следует лечить как можно раньше, лучше всего завершить терапию до достижения подросткового возраста.
Основные направления ранней логопедической помощи:
- Нормализация речевого и физиологического дыхания;
- Восстановление правильного небно-глоточного смыкания;
- Формирование корректной артикуляции;
- Исправление звукопроизношения;
- Устранение назального тембра голоса;
- Закрепление навыков свободного речевого общения;
- Приведение в норму просодической стороны речи;
- Развитие звукового анализа и фонематического восприятия;
- Предупреждение дисграфии и дислексии;
- Контроль над общим развитием речи.
В коррекционной работе должны соблюдаться последовательность и систематичность обучения, а предлагаемый материал должен быть наглядным и доступным. Логопед должен постоянно следить за направлением воздушной струи, положением языка и лицевыми мышцами.
Эффективность лечения ринолалии зависит от ряда внешних и внутренних факторов:
- Выраженности артикуляционных дефектов;
- Сопутствующих нарушений и заболеваний;
- Сроков начала лечения;
- Времени и качества проведенных операций;
- Возраста больного;
- Степени его компенсаторных возможностей;
- Состояния слуха;
- Особенностей личности;
- Состояния интеллекта;
- Влияния речевой среды.
После коррекции ринолалии результат оценивают по степени нормализации речи и отсутствию назализации.
При подготовке к общеобразовательной школе детей, страдающих ринолалией, необходимо обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход и учитывать не только особенности заболевания, но и микросоциальное окружение.
Правильное распределение лечебной и учебной нагрузки нужно для того, чтобы ребенок без переутомления мог выполнить все стоящие перед ним задачи. Под влиянием хирургических вмешательств дети, как правило, ослаблены соматически, у них снижена работоспособность, активность и выносливость. Поэтому лечение ринолалии должно быть четко организовано. Его продуктивность напрямую зависит от совместной работы врачей, педагогов и других специалистов.
Видео с YouTube по теме статьи:
www.neboleem.net
виды, причины, лечение и коррекция
Безусловно, каждый мечтает, чтобы его наследник был самым здоровым. Появление диагноза в медицинской карте – словно нож, попадающий прямо в хрупкое родительское сердце. Без паники! Если ясно представлять, как нужно действовать, ситуация поправима. Если вашему ребенку поставили диагноз ринолалия – это не так трагично, как могло показаться на первый взгляд.
Что это такое
Начнем с основ. Ринолалия, по определению Соболевой Е.А., заключается в неестественном тембре и некорректном произношении из-за нарушений речевого аппарата в результате прямого соединения между носовой и ротовой полостью.
Когда мы проговариваем носовые согласные («м», «н»), мягкое небо опускается. Это позволяет нам спокойно вдохнуть воздух. Если же заменить их на ротовые гласные (допустим, «о», «а») – небо поднимается вверх, соприкасаясь со стенками глотки, куда тотчас же проникает воздушный поток.
Если этого смыкания не получается – увидим искажение речи.
Со стороны это заметно по следующим признакам:
- Звучание голоса, как при сильном насморке (что является ключевым отличием от дизартрии).
- Неспособность четко проговаривать и гласные, и согласные.
Классификация
Соболева Е.А. выделяет такие виды ринолалии.
Закрытая ринолалия – неспособность человека прогнать струю воздуха при произнесении назальных звуков. Она, в свою очередь, делится на таки подвиды:
- Органическая закрытая ринолалия – в случае, если причиной стало поражение носоглотки или же самого носа.
- Задняя закрытая ринолалия – когда виной нарушению увеличение слизистой, опухоли или искривления перегородки носика.
- Функциональная – базирующаяся на психосоматике. Например, привычке, оставшейся после излечения физиологических предпосылок.
Порой происходит обратная ситуация, при которой звуки слишком сильно назализируются. Это открытая ринолалия, к ней относятся:
- Функциональная открытая ринолалия – небо не повреждено, а просто-напросто не справляется со своими обязанностями.
- Органическая открытая ринолалия в некоторых случаях развивается внутриутробно. Это такие паталогии, как «заячья губа». Или при дисфункции небной части по вине паралича или при травмировании.
Некоторыми авторами упоминается еще и третья разновидность – смешанная ринолалия, сочетание черт и той, и другой.
Причины
Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.
Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:
- Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
- Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
- Гормональные сбои.
- Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
- Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
- Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.
Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.
Отчасти профилактика ринолалии связана с бережным отношением матери к собственному здоровью во время вынашивания крохи. В этот ответственный момент вы ответственны за будущую жизнь. Так что немного здравого эгоизма в сочетании с оптимизмом – правильное решение!
Диагностика
Структура речевого дефекта при ринолалии будет различаться. Прислушайтесь к своему малышу.
- Закрытая ринолалия характеризуется глухим произношением, как будто вся носовая полость чем-то забита.
- Открытая – любые звукосочетания имеют назальный характер.
- Смешанная – сочетает в себе обе вышеперечисленные формы ринолалии.
Чем опасно
Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.
Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.
- При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
- Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.
Отмечены и другие неприятные симптомы:
- Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
- Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
- В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
- К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
- Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.
Коррекция
Лечение ринолалии основано на комбинации следующих средств:
- Оперативное вмешательство.
- Работа логопеда, отоларинголога и психотерапевта.
Решение о хирургической коррекции должен принимать врач, здесь от вас ничего не зависит. Но поспособствовать улучшениям – прямая обязанность родных.
Известный специалист Ипполитова А.Г. пишет, что логопедия – наилучший помощник в лечении ринолалии.
Упражнения и игры
Постановка звуков при ринолалии с детьми должна производиться в игровой форме. Вы здесь – не сторонний наблюдатель, а такой же участник, показывающий каждое действие на личном примере. Возможно применять такие упражнения:
- Укладываемся на ровную поверхность. «Впомни-ка, мы с тобой однажды видели лягушку? Как она смешно надувает пузико! Давай-ка попробуем. Вдох – живот стал большой-пребольшой. А теперь квакушка станет сдувать пушинки с одуванчика. Медленно и аккуратно, чтобы не пропустить ни одну – фуух». Очень важно – не допускать резкого выдоха, ведь именно плавный «спуск» воздуха после диафрагмального наполнения кислородом необходим для коррекции фонационного дыхания. На животик можно положить небольшой шарик – маленькие любят смотреть за тем, как он скатывается, если животик опускается.
- Ваш лучший друг – мыльные пузыри. Их выдувание – не только веселая забава, но и полезность.
- Для отработки дыхания подойдет игра «Дегустатор». Пытайтесь вместе понюхать продукты в магазине и на кухне. Затем можно завязать глаза – и попытаться угадать, что есть что. Отличной наградой станет угаданная вкусняшка.
- Грейте друг другу ладошки и щечки теплым дыханием. Задувайте свечки или спички. Дуйте на одуванчики. Пойте песенки без слов. Можно придумать еще тысячи аналогичных игр.
Вам предстоит ежедневно работать вместе с вашим чадом. Помните, что ему нужна поддержка и помощь – без чуткого родительского контроля он едва ли готов систематически выполнять рекомендации. Радуйтесь даже мельчайшим успехам, хвалите свое солнышко – и прогресс не заставит себя долго ждать.
orechi.ru
виды, причины, признаки, симптомы, лечение
Ринолалия – представляет собой патологию, при которой нарушается и искажается произношение звуков в частности, и речи в целом. Это довольно редкое расстройство, которое диагностируется у 1–2 детей на 1000. Подобная разновидность речевого дефекта может носить как врождённый, так и приобретённый характер, отчего и предрасполагающие факторы развития также будут отличаться.
Недуг имеет специфическую симптоматику, игнорировать которую родители не могут. Основными симптомами принято считать невнятную или невыразительную речь, позднее произношение первых слов малышом, а также большое количество психологических признаков.
В подавляющем большинстве случаев установление правильного диагноза не является проблемой, однако могут возникнуть трудности с определением разновидности заболевания. Именно на этом фоне диагностика носит комплексный характер и включает в себя консультирование специалистов из различных областей медицины.
Лечение у детей зачастую основывается на консервативных методиках, однако при некоторых формах заболевания в обязательном порядке обращаются к хирургическому вмешательству.
Этиология
Патогенез недуга заключается в неправильном взаимодействии между носовой полостью и ротоглоткой. Это становится причиной того, что во время образования звуков поток воздуха идёт неправильным путём, на фоне чего искажается произношение.
Нарушение тембра голоса и звукопроизношения может носить первичный или приобретённый характер — в каждом случае предрасполагающие факторы будут отличаться.
Причины врождённой формы недуга представлены:
- нарушением целостности мягкого или твёрдого неба, что в медицинской сфере носит название синдром «волчьей пасти»;
- расщеплениями верхней челюсти или верхней губы – такое расстройство широко известно как «заячья губа»;
- дефектами мягкого неба, а именно его укорочением;
- патологиями маленького язычка – сюда стоит отнести его полное отсутствие или, наоборот, раздвоение;
- расщелинами твёрдого неба, которые носят скрытый характер.

Причины ринолалии
Помимо этого, вызвать первичную ринолалию могут тяжёлые заболевания, перенесённые женщиной во время вынашивания плода в первом триместре. К таким болезням стоит отнести:
Не последнюю роль в возникновении такого расстройства речевой функции также играют:
- воздействие токсических веществ на организм беременной;
- пристрастие будущей матери к наркотическим веществам, спиртному или никотину – далеко не все представительницы женского пола, узнав о том, что ожидают ребёнка, считают нужным избавляться от пагубных пристрастий;
- частые стрессовые ситуации, которым подвергаются женщины в положении;
- протекание расстройств эндокринного характера до или вовремя беременности.
Стоит отметить, что вышеуказанные дефекты, провоцирующие возникновение ринолалии, образуются у плода на ранних этапах внутриутробного развития, а именно на седьмой или восьмой неделе.
Также считается, что не последнее место занимает отягощённая наследственность. Высока вероятность развития у ребёнка подобного нарушения речи, если у одного из родителей присутствуют:
- расщелина губы или неба;
- несимметричность кончика носа;
- асимметрия крыльев носа.
Механизмы развития приобретённой ринолалии будут диктоваться разновидностью недуга. Например, способствовать развитию вторичной открытой органической ринолалии будут:
- деформации неба рубцового характера;
- такие состояния, как паралич или парез мягкого нёба;
- сдавливание опухолью таких нервов, как блуждающий и языкоглоточный.
Открытая функциональная приобретённая ринолалия развивается на фоне:
- перенесённого ранее вмешательства по иссечению аденоидов;
- пареза мягкого нёба, возникшего на фоне дифтерии.
Закрытая ринолалия органической природы зачастую возникает из-за широкого спектра анатомических изменений в носу или носоглотке. Из этого следует, что источниками могут выступать
- искривление перегородки, расположенной в носовой полости;
- появление доброкачественных новообразований или полипов;
- гипертрофия слизистой носа;
- злокачественные опухоли в носу;
- образование непарной миндалины.
Функциональная форма закрытой ринолалии представлена таким этиологическим фактором, как высокий тонус мягкого неба. Подобное состояние выражается в том, что невозможен полноценный выход струи воздуха через нос. Это нарушение может возникнуть из-за:
- аденоидэктомии, т. е. операции по иссечению аденоидов;
- различных отклонений неврологического происхождения;
- банального копирования гнусавости речи окружающих людей.
Классификация
Ринолалия, определение которой состоит в неправильном функциональном взаимоотношении носовой полости и ротоглотки, имеет несколько разновидностей.

Классификация ринолалии
Основная классификация делит подобное заболевание на две формы:
- открытая ринолалия – воздух одновременно проходит через рот и нос;
- закрытая ринолалия – отличается тем, что воздух проходит не через нос, что обуславливается присутствием преграды в носовой полости или в зоне носоглотки. Это становится причиной того, что в значительной мере искажаются звуки «м» и «н». Помимо этого, гласные подвергаются изменениям, а именно теряют свою тональность и звонкость;
- смешанная ринолалия – присутствуют признаки двух вышеуказанных форм, а голос у ребёнка приобретает носовое звучание.
Примечательно то, что открытая ринолалия диагностируется в несколько раз чаще закрытого или смешанного типа недуга.
По причинам возникновения как открытая, так и закрытая ринолалия бывает:
- органической. Для открытой формы возникновение обуславливается врождёнными, реже приобретёнными дефектами ротоглотки или носовой полости. Закрытый тип недуга вызывают деформации носа;
- функциональной – функциональная открытая ринолалия обусловлена перенесённой ранее какой-либо болезнью носоглотки. При закрытой разновидности болезни воздушный поток направлен через рот, а предрасполагающие факторы часто представлены неврологическими расстройствами.
Помимо этого, существуют такие виды ринолалии:
- передняя – в подавляющем большинстве случаев выражается на фоне разращения аденоидов, отчего они приводят к перекрытию хоаны;
- задняя – развивается из-за хронического насморка, полипов или искривления перегородки носа.
Симптоматика
Структура речевого дефекта при ринолалии, т. е. симптоматика болезни, будет несколько отличаться в зависимости от её разновидности.
Например, для открытой формы патологии будут характерны такие симптомы:
- нарушение дыхательной функции;
- трудности во время вскармливания грудного ребёнка или самостоятельного питания детей от двух лет;
- недостаток массы тела новорождённого;
- присутствие врождённых расщелин лица;
- опущение верхнего века;
- тихая речь;
- непроизвольные колебательные движения глаз;
- гиперрефлексия;
- задержка речевого развития – первые слова дети зачастую произносят в возрасте двух лет;
- появление гримас во время общения;
- скупой словарный запас, что ещё больше затрудняет речевое описание происходящего в жизни ребёнка;
- олигофрения;
- раздражительность и замкнутость;
- повышенная предрасположенность к таким недугам, как отит и бронхит, пневмония или евстахиит.
Характеристику закрытой формы ринолалии составляют следующие клинические проявления:
- изменение тембра голоса;
- нарушение в произношении носовых звуков;
- трудности при общении с посторонними людьми;
- неестественность и тусклость голоса;
- необходимость в постоянном дыхании через рот;
- склонность к простудным недугам;
- развитие астенического синдрома;
- нарушение письма, что выражается в дислексии или дисграфии;
- недостаточный запас слов, по сравнению со сверстниками аналогичной возрастной категории.
Диагностика
Ребёнка с ринолалией и выражением вышеуказанной симптоматики необходимо отвести на консультацию к логопеду. Однако по причине того, что подобное нарушение может развиваться на фоне большого количества разнообразных факторов, то в обследовании пациента также принимают участие такие специалисты:
- челюстно-лицевой хирург;
- невролог;
- отоларинголог;
- ортодонт;
- фониатр;
- дефектолог;
- психолог.
Первичная диагностика включает в себя:
- изучение истории болезни и жизненного анамнеза пациента – при этом также учитывается информация касательно протекания беременности. Это даст возможность клиницисту не только установить причину развития заболевания, но и определить его разновидность;
- проведение тщательного физикального осмотра – для выявления внешних нарушений, например, заячьей губы или волчьей пасти;
- детальный опрос родителей или взрослого пациента.
Логопедическое обследование основывается на оценивании:
- артикуляционного аппарата, в частности его строения и подвижности;
- дыхания — физиологического и фонационного;
- голоса и произношения всех звуков;
- состояния чтения и письма – определяется у детей школьного возраста.
Иногда для установления этиологического фактора могут потребоваться инструментальные обследования, среди которых выделяют:
- рентгенографию носоглотки;
- риноскопию;
- электромиографию;
- фарингоскопию;
- КТ и МРТ.

Риноскопия
Лабораторные исследования крови и других биологических жидкостей человека не имеют диагностической ценности.
Лечение
Коррекция ринолалии будет полностью диктоваться разновидностью протекания подобного речевого дефекта.
В случаях диагностирования органической разновидности патологии показано устранение анатомических дефектов, что выполняется при помощи:
- применения глоточного обтуратора;
- хирургической корректировки деформаций лица – сюда стоит отнести уранопластику, велофарингопластику и хейлопластику;
- удаления аденоидов и полипов в носу;
- иссечения новообразований глотки;
- септопластики.
Терапия функциональной ринолалии основывается на:
- физиотерапевтических процедурах;
- психотерапии;
- длительной работе логопеда с пациентом.
Помимо этого, в лечении также принимают участие:
- логопедический массаж – особенности логопедической работы состоят в осуществлении пальцевого массажа некоторых частей твёрдого неба и вибрационного массажа мягкого неба;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционные упражнения.
Наиболее эффективными упражнениями артикуляционной гимнастики выступают:
- «удав» — при этом язык сворачивают в трубочку и неспешно высовывают изо рта. Количество повторений – семь раз
- «игла» — рот закрыт, а языком необходимо поочерёдно дотрагиваться до внутренней поверхности каждой щеки;
- «часы» — широко раскрывают рот, язык складывают в трубочку и делают им круговые движения;
- «лиана» — язык свешивают к подбородку и удерживают в таком положении примерно на пять секунд;
- «метроном» — рот широко открыт, а язык передвигают из одного угла рта к другому;
- «взлёт-посадка» — отличается от предыдущего упражнения тем, что язык, насколько это возможно, вытягивают к носу, после чего максимально опускают к подбородку.
Если коррекция подобного нарушения требовала осуществления операции, то после вмешательства в обязательном порядке осуществляется работа логопеда, касательно особенностей постановки звуков при ринолалии в новых для пациента анатомических условиях.
Коррекционные работы с врачом лучше всего начинать как можно раньше, для того чтобы к тому времени, как ребёнку исполнится 12–15 лет достичь положительных результатов терапии.
Профилактика и прогноз
Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие ринолалии, включают в себя:
- ведение здорового образа жизни во время вынашивания ребёнка;
- избегание при беременности тяжёлых инфекционных заболеваний;
- своевременную ликвидацию анатомических дефектов у детей;
- полноценное обучение малыша правильному произношению звуков;
- предотвращение челюстно-лицевых травм у детей и переохлаждений детского организма;
- регулярное посещение логопеда – это нужно для контроля над правильным развитием речи.
Прогноз при различных типах недуга будет отличаться. При функциональной разновидности ринолалии исход в подавляющем большинстве случаев благоприятный и напрямую зависит от профессионализма логопеда. Что касается органической ринолалии, то все зависит от успеха хирургического вмешательства и раннего начала коррекционной работы с логопедом.
simptomer.ru
Причины и симптомы заболевания ринолалия
Ринолалия относится к группе патологий, которые называются общим недоразвитием речи (ОНР). Она характеризуется неспособностью правильно произносить звуки, неправильной артикуляцией.
Вызывают эти проблемы физиологические патологии развития речевого аппарата, то есть неправильное строение ротоглотки. При этом причиной возникновения ринолалии могут стать как врожденные аномалии, так и приобретенные деформации. Рассмотрим, что это такое, и чем опасна ринолалия у детей.
Особенности вида ОНР ринолалия
При ринолалии происходит неправильное движение воздуха при произнесении слов, обусловленное искажением строения носа, неба, ротовой полости. Вследствие этого поток воздуха формируется неверно, произносимые звуки имеют только носовое или ротовое звучание, тембр голоса нарушается.
В голосе присутствует гнусавость, если он идет через нос. При некоторых патологиях строения, наоборот, не наблюдается носового звучания и искажены другие звуки («н», «м», гласные).
Важно: неспособность к нормальной речи становится причиной нарушения фонематических процессов, то есть способности делить речь на слова, звуки, а значит, и составлять предложения. В дальнейшем это приводит к невозможности нормально писать и становится причиной задержки общего развития.
Патология наблюдается, в среднем, у одного ребенка на 1000. Не заметить эти нарушения невозможно. Для дифференциальной диагностики ринолалии и последующего лечения необходимы помощь отоларинголога, челюстного хирурга, логопеда, ортодонта. В большинстве случаев детям требуются также консультации психолога.
Разновидности ринолалии
Основной причиной возникновения дефектов речи при ринолалии являются нарушения естественной связи между носовыми ходами и ротовой полостью. По виду нарушений ринолалию разделяют:
- Открытая. При этом нарушении проход между ртом и носом все время открыт, что приводит к искажению звуков – гнусавости.
- Закрытая. Эта форма патологии обусловлена постоянно перекрытым проходом для движения воздуха через нос. В результате только ротового звучания наблюдаются нарушения произношения звуков «н» и «м». Кроме этого, иначе произносятся и гласные звуки.
- Смешанная. Сочетанная патология с нарушениями обоих видов.
Закрытую ринолалию делят на переднюю и заднюю, в зависимости от места нахождения препятствия для прохода звукового потока. Развитию передней формы способствуют аденоиды, задняя форма возникает из-за гипертрофии слизистых, полипов.
По причинам появления нарушений звукообразования болезнь подразделяют на:
- функциональную, то есть вызванную болезнями и травмами ЛОР-органов;
- органическую – появившуюся из-за существующих нарушений строения органов.
Открытая форма ринолалии является самой распространенной.
Причины возникновения ринолалии
Причины появления ринолалии могут быть разные – врожденные и приобретенные в процессе жизни и в результате медицинских манипуляций.
Среди врожденных причин выделяют:
- Аномалии строения челюсти – «заячья губа»;
- Патологические изменения неба – «волчья пасть»;
- Расщелины, дефекты строения маленького язычка, миндалин, укорочение неба.
Врожденные аномалии развития ребенка появляются вследствие патологий беременности и следующих причин:
- при инфекционных заболеваниях матери на начальных сроках беременности – грипп, краснуха, паротит, некоторые другие;
- токсическое воздействие химических производств;
- прием лекарственных препаратов без согласования с врачом;
- вредные привычки – пристрастие к наркотикам, курение;
- эндокринные заболевания;
- стрессы, негативные эмоции.
Наиболее сильное воздействие эти факторы оказывают на 7-8 неделе срока, отрицательно влияя на формирование эмбриона.
К сведению: большое влияние на вероятность развития патологии оказывает наследственный компонент. Если у какого-то из близких родственников имеются врожденные дефекты строения носа или глотки, риск появления ринолалии возрастает.
Болезни, травмы и медицинские вмешательства становятся причиной приобретенных деформаций носа и ротоглотки. К провоцирующим факторам и причинам открытой формы ринолалии относят:
- рубцы и шрамы неба;
- парез и паралич мышц ротовой полости;
- новообразования, которые давят на нервы и закрывают проходы для воздуха.
Закрытую ринолалию вызывают болезни и травмы носа и носовых проходов. Причин появления препятствий для прохода звуковых потоков воздуха много:
- отечность и разрастание слизистых;
- новообразования в носовых проходах;
- полипы;
- деформации носовой перегородки;
- аденоиды;
- появление избыточной миндалины.
Рубцы могут появиться после удаления миндалин или аденоидов в результате послеоперационных осложнений. Нередко причиной закрытой ринолалии являются неврологические патологии и психологические нарушения в поведении детей – желание воспроизвести чужую искаженную речь, подражание ей.
Симптоматика
Помимо неспособности правильно произносить звуки и нарушений артикуляции у детей развиваются другие симптомы. Они в значительной степени зависят от характера повреждений ротовой полости и носа.
С первых дней жизни врожденные деформации лица приводят к невозможности нормально дышать и употреблять пищу. Несращение неба и губ мешают младенцу сосать молоко и получать необходимое питание. Это становится причиной замедленного развития, ослабления жизненных сил.
Открытые носовые ходы приводят к плохому очищению воздуха, он, не прогревшись до нужной температуры, проходит в бронхи и легкие. Этот вид ринолалии нередко сопровождают:
- отиты;
- бронхиты;
- пневмонии.
Открытая органическая ринолалия, кроме речевой симптоматики, сопровождается еще и целым комплексом неречевой:
- Болезни верхних дыхательных путей.
- Нарушения прикуса.
- Анемия. Недополучение питательных веществ приводит к изменению состава крови – нехватке гемоглобина.
Такие дети мало производят звуков в грудничковом возрасте, не говорят «агу», как большинство малышей. Часто просто беззвучно шевелят губами. Говорить они начинают поздно, после 2-х лет, при этом разобрать их речь невозможно. Нередко присутствуют и неврологические отклонения – гипертонус мышц, опущение века, непроизвольные движение глазных яблок.
Попытки высказаться и непонимание окружающих приводят к нарушениям мимики. Словарный запас детей значительно ниже нормы, так как произносить их трудно. В дальнейшем это приводит к затруднению в чтении и письме, ограничению обучаемости.
Даже при нормальном интеллекте, без патологических отклонений и задержки психического развития, дети становятся замкнутыми и неконтактными.
При закрытых формах ринолалии присутствует следующая речевая и неречевая симптоматика:
- изменение звучания голоса – интонации искусственности, неживого звука;
- невнятное произношение звуков, замена одних звуков на другие;
- постоянный насморк, большое количество слизи, скапливающейся в горле;
- дыхание ртом;
- развитие астении – синдрома усталости, апатии, безразличия к окружающему.
Нарушения проходов между ртом и носовыми ходами приводит к многочисленным осложнениям в приеме пищи, возможности нормально общаться с окружающими и требует своевременной коррекции, выполнения специальных упражнений.
В заключение
Симптомы ринолалии хорошо заметны родителям и окружающим. Чем быстрее будет произведены диагностика для выявления характера деформации речевого аппарата и лечение, тем быстрее ребенок начнет нормально говорить. Это позволит ему не отстать в развитии, не приобрести черты угрюмого одиночки. Своевременное устранение дефектов дает хороший прогноз в возвращении нормальной речи.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
blog.oratorskoeiskusstvo.com
что это такое, виды, причины возникновения, способы коррекции
Дислалия, дизартрия, ринолалия – это патологические состояния, связанные с работой голосового аппарата. Рассмотрим подробнее, что представляет собой ринолалия, каковы особенности этого нарушения, при котором страдает способность человека производить звуки. Кроме того, патология влияет на тембр голоса. Причиной тому становятся анатомические, физиологические несовершенства органов, необходимых для говорения.
Общее определение
Как и дислалия, ринолалия – это такое состояние, при котором есть определенные проблемы с произношением, что и зафиксировано в наименовании недуга. Слово образовано от греческих корней: «нос» и «речь». Если обратиться к истокам и правилам словообразования, можно перевести на русский термин как «речь с носовым оттенком». Раньше было принято говорить о косноязычии, общем собирательном понятии, в которое включалась ринолалия и другие нарушения. От этого термина постепенно начали уходить во второй половине прошлого столетия. Ранее косноязычием называли также дизартрию и дислалию, проблемы с говорением, причина которых – тугоухость.
Современные врачи рассматривают разные формы ринолалии. Есть собирательный термин «механическая дислалия», в который входит все разнообразие этого патологического состояния и дислалии. Со временем появились научные работы, предлагающие рассматривать отдельно механические нарушения с разными специфическими особенностями. Отличительная черта ринолалии – сочетание голосового нарушения и артикуляции. При этом нарушается способность человека произносить гласные и согласные. Затронута возможность производить звуки, при этом патология влияет на голос, произношение становится носовым.

Типы и категории
Формы ринолалии классифицируют, ориентируясь на особенности патологического развития органов, ответственных за возможность человека говорить. Врач анализирует анатомические дефекты, оценивает, как смыкаются небо и глотка. Принято выделять комбинированную форму, закрытую и открытую. Исходя из этиологии, все случаи подразделяют на функциональные и органические.
Закрытая патология
При закрытом типе нарушения носовой резонанс ниже нормы – это можно заметить в момент, когда человек издает звуки. Выдох направлен всегда через рот вне зависимости от звуков, которые проговаривает больной. Речь при ринолалии такого типа особенно привлекает внимание особенностями звучания носовых звуков, поскольку без резонанса они превращаются в ротовые. К примеру, вместо «м» человек произносит «б», «н» подменяется звуком «д». Будь артикуляция нормальной, затвор носа и глотки был бы открытым, за счет чего воздух мог бы проникнуть в полость носа. За счет подмены звуков понятийный речевой аппарат существенно страдает. Возможно прикрытие прохода на некоторый процент. Это создает своеобразные сочетания и комбинации производимых человеком звуков. Пытаясь выговорить «м», больной произносит «мб», «н» превращается в «нд».
Кроме согласных, наблюдается неправильное произношение гласных. Человеку недоступны некоторые тона, за счет чего речь звучит бедно. Гласные звуки отличаются смазанностью, им присуща неестественность, речь звучит однообразно.
Откуда взялась?
Как показали исследования, закрытая ринолалия возможна в случае органических нарушений, из-за которых меняется пространство носа, появляется преграда для проникновения струи воздуха в полости органа. Есть вероятность функциональных небных нарушений. Может быть патология занавески неба, клапана глотки, ответственного за проникновение воздушного потока в полость носа. Была введена классификационная система, объединяющая причины ринолалии, из нее следует разделение всех факторов на функциональные и органические.
Органические причины возможны, если полость носоглотки, носа претерпела изменения относительно стандартных из-за специфики анатомии человека. Чтобы устранить дефект, необходимо прооперировать пациента, избавив от преграды в полости. Тем самым проходимость восстанавливается, человек может нормально говорить. Устранив причину, человек получает возможность свободно дышать, пропадают речевые дефекты. При отсутствии существенных улучшений после операции необходимо пройти курс занятий с логопедом. Программу составляют такую же, как при функциональных отклонениях.

Органический тип: виды
Исходя из характеристик ринолалии, случаи закрытого типа органической природы делят на передние и задние. Первый провоцируется хроническим ринитом, при котором разрастается носовая слизистая. Причиной могут стать полипы и опухолевые процессы в носовой полости, изменение свойств перегородки. Задняя форма возможна, если носоглоточная полость становится меньше, к примеру, из-за разрастания тканей.
Функциональный тип
Такой вариант патологии диагностируют, если исследования не позволяют установить наличие органических повреждений, которые могли бы послужить причиной неправильного произношения звуков. Работа с больным показывает, что мягкое небо слишком активно работает, постоянно находится в приподнятом положении и не позволяет струе воздуха попасть в полость носа, в силу чего он вынужден проходить только через рот. Закрытый функциональный тип обычно приводит к более выраженному нарушению тембра голоса и способности выговаривать звуки. Подобное расстройство чаще выявляют у детей, которым присущи невротические нарушения. Первопричиной считается поражение ЦНС, то есть мягкое небо фактически здорово. Отмечается высокий уровень частоты встречаемости такого класса ринолалии. Что это такое, знают далеко не все, поэтому у многих патологическое состояние просто не опознают.
Возможна ситуация, когда органическая ринолалия провоцировалась аденоидами, но человек перенес операцию по их удалению, причем после мероприятия способность нормально говорить не восстановилась. Это также причисляется к функциональному нарушению. Чтобы справиться с ним, необходимо практиковать коррекционную работу. Нарушение признают центральным. Не всегда хватает только лишь курса сотрудничества с логопедом. Обычно больного также консультирует невролог.
Открытый тип
Как следует из медицинской практики, открытая ринолалия встречается намного чаще закрытой. Обычно патологическое состояние можно объяснить нарушением разделения полостей рта и носа. Воздух проходит довольно слабой струей, при говорении одновременно выходит через рот и через нос. Это приводит к изменению тембра произносимого, формируется резонанс. Носовые звуки становятся особенно выраженными по звучанию.
Есть вероятность врожденного нарушения, если у больного есть расщелина на губе сверху, патология неба. Может быть приобретенная форма расстройства, связанная с полученными травмами, параличом мышц, опухолевым процессом. Ринолалию могут спровоцировать рубцовые формирования, парез.

Функциональная разновидность
Такая открытая ринолалия возможна при гипокинезе неба и недостаточности функционирования, при этом не удается обнаружить очевидные органические нарушения. Как показывает работа с пациентом, при фонации подъем недостаточен. Такое нередко бывает, если импульсы нервной системы слабее нормы, мышечная система пациента вялая. Ринолалия может объясняться невозможностью контролировать речь из-за ухудшения слуха.
Функциональный открытый тип в настоящее время распространен меньше, нежели органический. Чаще такое наблюдается у лиц с ослабленным физическим состоянием. Преимущественный процент приходится на сниженный тонус мышц.
Комбинированный тип
Иногда издаваемые при ринолалии звуки позволяют заподозрить смешанную форму патологии. Ее диагностируют, если присутствуют факторы, из-за которых наблюдаются признаки как закрытого типа патологии, так и открытого. Расстройства речи определяются тем, какое нарушение доминирует. При комбинированном типе воздух частично «теряется» через носовую полость. Наряду с этим резонанс меньше нормы, отчего нарушаются акустические параметры выговариваемого, сбивается артикуляция, меняется голосовой тембр.
Небные расщелины и детский возраст
В преимущественном большинстве случаев лицевые, небные дефекты, наблюдающиеся у ребенка с рождения, объясняются экзогенными или эндогенными факторами, повлиявшими на эмбрион в период его внутриутробного развития. Возможны патогенные факторы. Наиболее важны те, что влияли на сроке вынашивания с 7 по 9 неделю – именно в этот период формируется система челюстей и лицо.
Известно большое разнообразие форм небных расщелин. Появление того или иного типа определяется конкретным фактором и периодом его влияния на плод, а также степенью того, насколько нарушено нормальное развитие. В медицинской литературе, посвященной тому, что такое ринолалия, это патологическое состояние рассматривается с точки зрения причин, провоцирующих лицевые дефекты, проблемы с губными и небными расщелинами. Обычно первыми внимание привлекают генетические аспекты. Наследственность аномалий – вопрос, рассмотренный многочисленными авторами, но пока не удалось окончательно выявить все аспекты ситуации.

Причины и последствия
Как показали исследования, появление небных и губных расщелин во многом зависит от биологических факторов. Работы ученых, занимавшихся определением того, что такое ринолалия, это явление (факт влияния материнского заболевания на вынашиваемый ею эмбрион) рассматривают довольно разносторонне. Установлена взаимосвязь с перенесенным гриппом. Свою роль может сыграть коревая краснуха и малярия. Есть вероятность ринолалии у ребенка, если мать в период беременности болела токсоплазмозом, паротитом, паратифом. Есть определенные опасности, связанные с инвазией палочки, вызывающей дизентерию и брюшной тиф.
Свою роль могут сыграть химические агрессивные явления. Спровоцировать ринолалию может бытовой контакт с бензином и хлором, другими соединениями, нашедшими широкое применение в повседневности. Опасны ядовитые химикаты, кислоты и фенольные вещества, а также формальдегиды и азотные окиси. Из года в год все сильнее негативное влияние окружающей среды, что обусловлено загрязнением воздуха. Ухудшение экологии приводит к повышению частоты рождаемости детей с пороками. Во многом это связано с радиационным облучением. Известны случаи, когда дети с расщелинами рождались у людей, ранее получивших большую дозу радиации. После аварии на ЧАЭС существенно увеличился процент появившихся на свет с расщелинами, приведшими к ринолалии, в тех областях, которые подверглись влиянию радиации.
Факторы и последствия
Зачастую требуется коррекция ринолалии детям, родители которых злоупотребляли спиртным, наркотическими веществами, табачной продукцией. Известно влияние на анатомические особенности и вероятность аномального развития плода медикаментозных средств. Особенно опасными считаются сбивающие жар препараты, средства от судорог, паразитов, а также ряд антибиотиков. Беременным нельзя принимать содержащие гидрокортизон составы, психотропные и успокоительные. Стать причиной неправильного формирования эмбриона могут витаминные комплексы, гормональные препараты, искусственные гормоны. Бесконтрольный прием медикаментов существенно увеличивает вероятность появления на свет малыша с отклонениями в строении органов, ответственных за генерирование звуков.
Установлено, что выше среднего вероятность аномального развития, если мать в период вынашивания не получала необходимых нутриентов, микроэлементов. Следствием этого может стать формирование трещин, а значит, ребенок по своему опыту узнает, что такое ринолалия. Это явление угрожает крохе, если рацион матери был беден медью и цинком. Очень важны магний, марганец. Расщелины могут сформироваться и при нехватке витаминов, и при их избыточном поступлении в организм. Особенно опасно пресыщение ретинолом.
Разностороннее явление
Ученые, занимающиеся коррекцией ринолалии, в настоящее время не могут прийти к одному мнению относительно того, как сильно влияет на вероятность появления отклонения у ребенка социальная обстановка. Предположительно, стать причиной формирования у плода расщелин могут стрессы, травмы психики, перенесенные матерью. Определенные риски связаны с бытовой неустроенностью, резким воздействием на психику женщины, проблемами в семье. Пока не удалось оценить в полной мере, насколько этот фактор действительно значим.
Высока вероятность ринолалии, если в период беременности у женщины было нарушено функционирование эндокринной, кровеносной системы, почек. Риски связаны с анемией, истощением и гинекологическими болезнями. До 20% всех случаев не находят объяснения. Предположительно, играет роль перенесенный ранее аборт, вынашивание двух плодов сразу, возраст родителей и то, какой это по счету ребенок у женщины.

Особенности лечения
При врожденной ринолалии коррекционные меры начинают с операции. В настоящее время нет единого мнения относительно того, какие сроки для проведения вмешательства оптимальны. В целом практика такова, что ученые пытаются выявить наиболее ранние возможные сроки коррекции, при этом стремясь минимизировать нежелательные последствия. Так, слишком рано проведенное хирургическое вмешательство может стать причиной очень узкой челюсти сверху или нарушения строения рядов зубов.
При формировании расщелины на губе ребенку назначают операцию на 2-3 месяце жизни, если нет противопоказаний. Вмешательства на небе организуют в разные сроки, многое зависит от того, какую именно операцию нужно сделать. Обычно хирурги берут пациентов 2-3-летними, если зубы вышли, корни встали на место. После реабилитационного периода ребенка направляют к логопеду на занятия. Ринолалия корректируется комплексно, одного лишь вмешательства врача зачастую не хватает для исключения дефекта.
Особенности оперирования
Планируя операцию, необходимо оценить общее состояние ребенка. Если малыш физически очень слаб, вмешательство откладывают – иногда на довольно долгий срок. Зачастую необходимо оперировать ребенка в несколько этапов. Перед операцией применяют обтураты, меняя их в случае необходимости. Обычно это обусловлено ростом малыша и, как следствие, изменением размеров расщелины.
Операцию назначают, чтобы скорректировать анатомическое строение, а вместе с тем и функциональность органов, при помощи которых люди разговаривают. Впрочем, только лишь операция, как бы она ни прошла, речь не нормализует, поскольку к моменту ее проведения у ребенка уже устанавливаются некоторые шаблоны, навыки произношения, образования звуков. Малыша нужно заново воспитывать и приспосабливать к обновленной анатомии – для этого необходимо практиковать специальные упражнения. Ринолалия хорошо корректируется классической дыхательной гимнастикой, разработанной Стрельниковой. Можно использовать практически любые комплексы упражнений, но не нагружать больного слишком сильно, особенно в первое время.

Коррекция: какие есть подходы?
Если обнаружена ринолалия, стоит обратиться к логопеду. Иногда на помощь приходят психологи. Специалист, имеющий педагогическое образование, работает с ребенком, помогая ему создать правильные шаблоны говорения исходя из особенностей отклонения. Кроме того, к работе могут привлечь стоматолога.
Дыхательная гимнастика в избавлении от ринолалии зарекомендовала себя давно и хорошо. Этот подход применяется как врачами нашей страны, так и иностранными специалистами. За счет динамических упражнений можно исключить не только ринолалию, но и астму, облегчить течение ишемии и избавиться от заикания.

Чтобы проблемы ринолалии были минимальными, при наличии к ней предпосылок и при условии физиологических, анатомических дефектов, имеет смысл с раннего возраста работать с ребенком по специальной методике обучения. Взрослые помогают крохе контролировать голос. Разработан метод Орловой, направленный на формирование нормального голоса при распространенных типах ринолалии. Он основан на опыте логопедов и популярных коррекционных методиках, при этом учитываются нюансы психического состояния ребенка, которому присущи расстройства голоса.
fb.ru