Солнечный удар характеристика – Солнечный удар. Описание, симптомы, профилактика и первая помощь при солнечном ударе

Содержание

Характеристика и образ Незнакомки в рассказе Бунина Солнечный удар сочинение

Главным событием рассказа И. А. Бунина «Солнечный удар» стала встреча мужчины и женщины, ставших заложниками сильных чувств. Ощущение романтики, испытанное прекрасной незнакомкой, которая так и не назвала своего имени, молниеносно переросло в страсть. Поручик оказался в не менее волнующем состоянии. Не случайно автор дал название произведению «Солнечный удар». Именно так можно охарактеризовать внезапную страсть влюбленных. Девушка, не стесняясь, пояснила то, что с ней произошло: «На меня точно затмение нашло…».

Окружающая обстановка – палящее южное солнце, теплый ветер, пляж, вода – все это лишь добавило необычных ощущений отдыхающим.

Образ девушки с начала рассказа имеет характеристику женщины невысокого роста, внешность которой привлекательна и потому, что она направляется на судне с отдыха – отдохнувшая и загорелая. Ряд ключевых слов, которые можно подобрать к ее описанию, связаны с ее податливостью, внезапным решением сойти в незнакомом порту с незнакомым мужчиной: это легкость, замиранье сердца, смех, чужие объятия, безудержное чувство, страсть. Со стороны незнакомки чувствуется отсутствие любви, лишь мимолетное чувство, сметающее все разумное.

После ночи, проведенной с поручиком, она исчезает из его жизни также быстро, как и вошла в нее, оставив лишь незабываемые впечатления о себе. Разум берет верх. Девушка возвращается к своей семье: мужу и дочери. Все становится на свои места.

Как вихрь, вмешавшийся в судьбу поручика, она принесла своим появлением массу новых ощущений, но на этом автор закончил описание следования ее в пути, тем более, дальнейшей портретной характеристики.

Через минутную слабость, возникшую между едва знакомыми людьми во время путешествия, И. А. Бунин показал одну из возможных сторон любовных отношений, которые были прерваны, так и не раскрывшись до конца в силу различных обстоятельств. Это не отношения супругов, которые переходят со временем в привычку, а сиюминутное желание, которое больше напоминает грех. Продолжая скрывать информацию о себе до момента расставания, девушка так и остается таинственной незнакомкой, оставив в душе поручика сожаление и боль от расставания.

Вариант 2

В 1925 году Иван Алексеевич Бунин отдыхал в Приморских Альпах и именно там вышел из-под его пера рассказ «Солнечный удар».  Автор признавал, что зачастую природа вдохновляла его писать на любовную тему. Так же вышло и с рассказом «Солнечный удар». Писателю представилась картина с выходом на палубу после обеда, из ярко освещенного помещения «он» и «она» попадают в темноту ночи…

В самом произведении Незнакомка на первый взгляд занимает мало место. Бунин описывает ее милый смех, небольшой рост, крепкую, загорелую руку. Она ведет себя естественно, полностью ощущает влечение незнакомого молодого поручика, понимает его нетерпение. И сама поддается чувству сказав «делайте, что хотите…».

Молодые люди спускаются с парохода и едут в номер, где бросаются в объятия друг друга. На другое утро они расстаются. Героиня произведения не называет своего имени с той лишь целью, чтобы прекратить это, как ей кажется, мимолетной увлечение. Она признается, что впервые нарушает брачный обет. Ее мучает совесть, так как все мысли ее заняты мужем и трехлетней дочерью. С поручиком она расстается легко, даже позволяет себя проводить до палубы и поцеловать у всех на виду.

Это первая часть произведения. Солнце, летний зной, счастье — все это живо рисуется и  ощущается, вполне в духе Бунина. Кавалер дамы также счастлив, доволен жизнью. Для него это небольшое приключение, «солнечный удар», не стоящий глубоких переживаний.

Но зайдя в свой номер, где недавно была «Она», молодой человек внезапно ощущает огромную потерю. Ее больше нет, но осталась шпилька, которой она закалывала волосы, в воздухе еще пахло ее тонким одеколоном, в ушах звенит ее голос и нежный смех…

Поручик мгновенно решает пойти на почту и послать ей письмо, он жаждет встречи, но вспоминает, что не знает ни ее имени, ни фамилии…

Тоска и грусть заполняет все его существо и по тому, как молодой человек страдает, автор явственно показывает, что эти страдания взаимны. Вероятно и женщина, плывя на пароходе вспоминает «приключение» с тоской и грустью.

Рассказ «Солнечный удар» — это вспышка любви, где Иван Алексеевич Бунин показывает, что это чувство может прийти внезапно и изменить всю жизнь. Короткое время счастья, выделенное героям, приносит им страдания, но если бы не было этого «солнечного удара», они никогда не узнали, что это такое — любовь.

Герои Бунина, как воплощение «Мужчины» и «Женщины» созданы для любви и счастья, но и для страдания. Наша жизнь не совершенна и без разлуки и страдания невозможно жить. Об этом пишет автор, лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин.

Сочинение про Незнакомку

Рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар» повествует нам об истории двух молодых людей. История тривиальная: встретились двое, провели вместе ночь и расстались наутро, не узнав имен друг друга. Дорожное приключение. Но почему-то поручик чувствует после отъезда героини, что не может без нее жить.

Их знакомство произошло на пароходе. Прелестная маленькая женщина, шутя называвшая себя незнакомкой (имени ее мы так и не узнаем), возвращалась домой с отдыха из Анапы. Бунин описывает привлекательную внешность молодой женщины, она загорелая, отдохнувшая. Солнце, вода, теплый ветер - сама окружающая обстановка располагает к проявлению необычных ощущений. Между молодыми людьми вспыхнули пылкие чувства. Их обоих словно поразило солнечным ударом. И, когда поручик предложил сойти на ближайшей пристани, она, поддавшись неожиданному безудержному чувству, согласилась. Они сходят с корабля в город, а на следующий день незнакомка одна уезжает на пароходе домой. Из рассказа мы узнаем, что у нее есть муж и маленькая дочь.

Она не соглашается на продолжение романа. Просит не писать ей, не разыскивать, понимая, что произошедшее между ними – минутная слабость и она должна вернуться в свою настоящую жизнь. С ее стороны нет любви, лишь внезапная страсть. Женщина оправдывается перед поручиком, что она не то, что он мог о ней подумать, и никогда с ней ничего подобного не было и не будет больше. Она сравнивает чувство, которое поразило их обоих, с затмением. И поручик легко с ней соглашается. После этой ночи она быстро исчезает из его жизни. Незнакомка возвращается к своей семье – все становится на свои места. Остались лишь незабываемые впечатления.

Эта встреча стала роковой для поручика. Прекрасная незнакомка вмешалась в его судьбу, как вихрь. Он не может забыть эту женщину, порывается отыскать ее, вернуть, он серьезно ею увлекся. Сначала поручик ощущает пустоту после ее отъезда, а потом испытывает боль от потери. Но спасения нет ни в чем. Он не может оставаться в номере гостиницы, где все напоминает о ней. Бунин описывает страшное чувство одиночества, которое овладело поручиком. Он завидует людям, которые не испытали нестерпимой муки, не дающей ему ни минуты покоя. Сердце его разрывалось на части. И, когда через сутки поручик плывет на пароходе, мы видим другого человека, познавшего какие-то тайны на земле. Он как будто постарел на десять лет. Женщина так и осталась таинственной незнакомкой, оставив в душе поручика сожаление и боль от расставания.

Главная мысль рассказа Бунина в том, что пылкие и сильные эмоции не всегда имеют будущее, но они дарят человеку яркие мгновения счастья.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Незнакомки в Солнечном ударе

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Здоровый образ жизни 3, 5, 8 класс

    Сегодня все больше людей ищут здоровый образ жизни. Жизнь в городе наносит большой ущерб нашему здоровью: постоянный стресс, загрязнение воздуха и сидячая работа имеют вредные последствия

  • Образ и характеристика Николая Болконского в романе Война и мир Толстого сочинение

    Николай Болконский является ярким второстепенным героем в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Кроме того, он является отцом двух центральных героев: Андрея и Марьи.

  • Сочинение Куда приводят мечты? (Итоговое 11 класс)

    Люди мечтают о разном. Одни мечтают о материальном – съездить на море, купить машину, смартфон. Они долго копят, думают о своей мечте. Продвигаются к ней маленькими шажочками.

  • Сочинение по картине Поповича Не взяли на рыбалку 5 класс

    Сегодня, я увидела картину очень талантливого художника, Олега Владимировича Попович. Полотно называется «Не взяли на рыбалку».

  • Сочинение по картине Куинджи Украинская ночь (описание)

    В 1842 году в Украине, в славном городе Мариуполь, родился будущий талантливый художник Архип Иванович Куинджи. Необычная фамилия Куинджи, досталась от деда татара, который носил данное прозвище.

sochinimka.ru

"Солнечный удар", Бунин: анализ рассказа, краткое содержание

Рассказ Ивана Бунина «Солнечный удар» по-своему удивителен и своеобразен. На первый взгляд, сюжетная линия довольно распространенная. Но это только на первый взгляд. Едва ли найдется произведение более тонко организованное, чем «Солнечный удар». Бунин анализирует в нем проблемы личностного характера: моменты выбора, которые оказывают влияние на дальнейшую судьбу человека. Герои делают свой выбор - и оказываются вдалеке друг от друга.

«Солнечный удар» (Бунин): краткое содержание

Во время путешествия на корабле встречаются военный человек - поручик и молодая женщина – незнакомка. Автор не наделяет ее именем, впрочем, как и поручика. Они просто люди, их история совсем не уникальна, похожа на многие из тех, что происходят. Пара проводит вместе ночь. Молодая женщина смущена, но она не раскаивается в том, что произошло. Просто ей нужно ехать, и ему пора сходить с судна. Поручик легко отпускает женщину, провожает ее до пристани и возвращается к себе в номер. Здесь его выбивает из колеи запах ее духов, недопитая чашка кофе, которую они забыли убрать, еще живы воспоминания о вчерашней ночи.

Сердце поручика внезапно наполняется трогательным чувством, которое он не в силах принять и пытается заглушить попытками беспрерывно курить сигареты. Точно ища спасения от надвигающейся нежности, он бросается в город, бездумно бродит по рынку, проходит среди людей и чувствует пустоту в душе. Когда невыразимое чувство мешает ему думать, здраво мыслить и рассуждать, он решает отправить ей телеграмму, но по дороге на почту спохватывается, что не знает ни имени, ни фамилии женщины, ни ее адреса. Вернувшись к себе в номер, он чувствует себя постаревшим на десять лет. Поручик уже понимает, что они больше никогда не встретятся.

Это весьма емкое содержание рассказа, хотя и достаточно краткое. «Солнечный удар» Бунина в пересказе позволит учащимся старших классов лучше подготовиться к урокам литературы. Информация может оказаться полезной и студентам педагогических колледжей, а также тем, кто обучается в ВУЗах.

О чем рассказ «Солнечный удар»?

Произведение Бунина «Солнечный удар» рассказывает о неожиданной любви, которая настигает главных героев (поручика и незнакомку) во время путешествия на корабле. Они оба не готовы к появившемуся чувству.

Мало того, у них совершенно нет времени в этом разбираться: есть только один день, который и решает исход событий. Когда наступает время прощаться, поручик не может и подумать о том, какие муки ему доведется испытать после того, как молодая женщина покинет его уютный номер. Точно перед глазами у него проходит целая жизнь, которая и измеряется, оценивается теперь с высоты вчерашней ночи и того чувства, которое околдовало поручика.

Композиция рассказа

Рассказ условно можно разделить на три части, заключающие в себе разную смысловую нагрузку: первая часть - момент, когда поручик и незнакомка вместе. Оба находятся в смятении, несколько растеряны.

Вторая композиционная часть: момент прощания поручика и молодой женщины. Третья часть – момент пробуждения нежного чувства, с которым трудно совладать. Автор очень тонко показывает моменты перехода одной композиционной части в другую, при этом центром повествования постепенно становится состояние главного героя – поручика.

Идейная составляющая рассказа

Встреча поручика и незнакомки стала для них обоих сродни настоящему солнечному удару, принесла ослепление страстью, а затем горькое прозрение. Об этом и говорит Бунин. Книга «Солнечный удар» овеяна романтическим началом, повествует о потребности каждого любить и быть любимым, но вместе с тем абсолютно лишена иллюзий. Возможно, юноши увидят здесь стремление героев найти свою единственную любовь, но скорее, это попытка отказаться от любви в пользу здравого смысла: «Надо было спасаться…» «Это новое чувство было слишком большим счастьем», которого, очевидно, герои себе позволить не могли, иначе пришлось бы менять весь устоявшийся уклад жизни, производить какие-то перемены в себе и изменять окружение.

Состояние незнакомки

Образ молодой женщины, которую поручик встречает на корабле, Бунин рисует без прикрас и не наделяет ее особыми характеристиками. У нее нет имени – она просто женщина, с которой некий поручик провел ночь.

Зато автор очень тонко подчеркивает ее переживания, тревоги и волнения. Женщина говорит: «Я совсем не такая, какой вы могли бы меня себе представить». Возможно, она искала в этой мимолетной связи потребность любить и быть любимой. Возможно, для нее все, что произошло – не более, чем случайность, неожиданность. Должно быть, в супружеской жизни (о наличии которой упоминается в рассказе) она не получала достаточно тепла и внимания. Мы видим, что незнакомка не строит никаких планов, ничем не обязывает поручика. Именно потому она не считает нужным сообщать свое имя. Ей горько и больно уходить, покидая навсегда поручика, но она делает это, повинуясь своей интуиции. Она подсознательно уже знает, что их отношения ничем хорошим не закончатся.

Состояние поручика

Как показано в рассказе, вероятно, вначале главный герой оказался не готов к тому, чтобы оценить возникшее чувство к незнакомой женщине. Поэтому он так легко отпускает ее от себя, полагая, что их ничто не связывает.

Лишь возвратившись к себе в номер, он ощущает признаки начинающейся «лихорадки» и понимает, что ее невозможно избежать. Он больше не принадлежит себе, он не свободен. На него вдруг невероятным образом подействовала атмосфера номера, в котором они вместе провели ночь: «еще стояла на столе недопитая чашка кофе, еще оставалась неубранной постель, а ее уже не было». Поручик не может принять это чувство, всячески отталкивает его от себя, едва не доходит до исступления.

Метаморфоза поручика и ее значение

То, как меняется его душевное состояние, говорит о пробуждающейся силе чувств. Возможно, поручик, военный человек, не мог даже предположить, что какая-то мимолетная встреча с женщиной так перевернет всю его систему ценностей, заставит переосмыслить значимость жизни и заново открыть для себя ее смысл. Тема любви как величайшей тайны, не знающей компромиссов, раскрыта в рассказе «Солнечный удар». Бунин анализирует состояние своего героя, подчеркивает растерянность и отчаяние, а также то, с какой горечью он пытается задавить в себе пробуждающееся чувство любви. В этой неравной схватке довольно непросто одержать победу. Поручик повержен и чувствует себя уставшим, постаревшим на десять лет.

Основная мысль рассказа

Очевидно, своим произведением автор хотел показать драматический исход любви. Между тем, каждый из нас всегда волен выбирать, как поступить в той или иной сложной ситуации. Поручик и его дама просто оказались не готовы принять щедрый подарок судьбы, потому предпочли расстаться, едва познакомившись. Да и знакомством это назвать трудно – они не назвали друг другу своего имени, не обменялись адресами.

Скорее всего, их встреча была только попыткой заглушить в себе тревожный голос тоскующего сердца. Как можно догадываться, герои несчастны в личной жизни и очень одиноки, несмотря на наличие брака. Они не оставили друг другу адреса, не назвали свои имена потому, что не хотели продолжения отношений. Вот в чем заключается основная мысль рассказа «Солнечный удар». Бунин анализирует и сравнивает героев, кто из них больше не готов к новой жизни, но в результате оказывается, что оба проявляют значительное малодушие.

Театральные постановки и кино

Данное произведение было не один раз экранизировано, а также проиграно на сцене театра, настолько поражает воображение ситуация, которую описал в рассказе «Солнечный удар» Бунин. Михалков снимал одноименный фильм в Бувре. Игра актеров потрясающая, предельно передает чувства героев и их внутреннюю боль, которая звучит тяжелым аккордом от начала до конца.

Наверное, нет другого такого произведения, которое вызывало бы настолько двойственные чувства, как «Солнечный удар». Бунин, отзывы об этом рассказе (весьма противоречивые) это подтверждают, описал ситуацию, которая мало кого оставляет равнодушным. Кто-то жалеет главных героев и считает, что им непременно нужно было отыскать друг друга, другие уверены, что подобные встречи между мужчиной и женщиной должны оставаться тайной, недосягаемой мечтой и не иметь ничего общего с реальностью. Кто знает, стоит ли верить внезапной страсти или нужно искать причину глубоко в себе? Может быть, вся «любовь» - это только восторженная фантазия, свойственная юности?

Иван Бунин «Солнечный удар» и школьная программа

Хочется отметить, что данный рассказ входит в школьную программу обязательного изучения по литературе и предназначен для старших школьников – ребят шестнадцати – семнадцати лет. Как правило, в этом возрасте произведение воспринимается в розовых тонах, предстает перед молодежью историей о большой любви. Людям старшего возраста и достаточно взрослым произведение вдруг открывается с другой стороны и заставляет задуматься над вопросом о том, насколько мы в жизни готовы принимать любовь и как это делаем. Дело в том, что в юности кажется, что любовь сама по себе способна победить любые преграды. К двадцати пяти – тридцати годам приходит понимание, что в жизни ничего не дается даром, и такое чувство, как любовь, нужно оберегать всеми силами души и сердца.

Незабываемо сильное произведение – «Солнечный удар». Бунин анализирует в нем возможность человека принять любовь в особых обстоятельствах жизни и то, как герои справляются с этой задачей, показывает, что в большинстве случаев люди не способны распознать ее в самом начале и взять на себя ответственность за развитие отношений. Такая любовь обречена.

Вот о чем повествует в своем произведении «Солнечный удар» Бунин. Краткое содержание позволяет определить тематику рассказа, его композиционно-идейную составляющую. Если вас заинтересовало данное описание, то рекомендуем обратиться к чтению. «Солнечный удар», без сомнения, относится к числу тех произведений, которые оставляют после прочтения чувство легкой грусти и надолго задерживаются в памяти.

fb.ru

Образ и характеристика Поручик в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

В небольшой по объему рассказ «Солнечный удар» И. А. Бунин вводит лишь двух героев. Благодаря их отношениям автор рассматривает их любовную историю знакомства с печальным концом как одно их проявлений этого высокого чувства.

Один из партнеров этих отношений – мужчина неопределенного возраста. Возможно, этим Бунин хотел подчеркнуть мысль о том, что от подобного чувства человек может стать зависимым в любом возрасте. Автор упоминает о его «голубоватой белизне глаз» на загорелом лице, усах, которые изменили цвет от частого нахождения на солнце. Об офицерской должности напомнила одежда - сброшенный с плеч китель.

Автор произведения дает понять, что жизнь этого поручика будто разделилась на две части. Одна была связана с тем, что происходило с ним до поездки на отдых и знакомства с таинственной незнакомкой. Вторая – состояние героя после расставания с возлюбленной.

Приключение в дороге характеризуется сначала легким флиртом, который резко меняет направление, перерастая в страсть. Не задумываясь, поручик делает предложение женщине провести вмести ночь. Все это сопровождается легкостью, беспечностью.

Позже, оставшись один, без новой знакомой, имя которой он не знал, мужчина стал похож на юного парня с лицом, в котором было что-то «глубоко несчастное». Внутренний мир героя заметно изменился. Несмотря на то, что его сердце билось сильнее от воспоминаний от проведенной ночи, а тело, мысли были окутаны невероятной нежностью, оно было «поражено…слишком большой любовью». Бунин достиг цели, показав истинное чувство, которое сопровождает безумная страсть. Но автор оставил героя в растерянности, напряжении («Совсем разгулялись нервы!»), лишил его спокойствия и беспечности ради того, чтобы показать всему миру, что романтические, страстные отношения не всегда заканчиваются так, как бы хотелось влюбленным.

Психологический портрет главного героя изменен до неузнаваемости. Если во время знакомства с девушкой поручик без объяснений, смело настаивал сойти в неположенном месте с парохода, то потеряв с ней связь, его покинула решительность, а на глазах появились слезы. Ее место заняли разочарование, отсутствие четкости в мыслях и дальнейших действиях.

В рассказе «Солнечный удар» нет трагических событий, но имеет место любовный треугольник, который остался без особого внимания. Но из-за этого герои вынуждены были прервать отношения, так и не дав им раскрыться до конца. Возможно, это и была настоящая любовь, которую автор оставил без продолжения, наделив героя характеристикой человека, постаревшего «на десять лет».

Другие сочинения:

Образ и характеристика Поручик в рассказе Солнечный удар

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ князя Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение

    Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.

  • Сочинение на тему Мой класс русского языка (описание)

    Я в восторге от нашего класса русского языка. Казалось бы, обычный класс, ничего особенного, но нет. А все дело в том, что преподаватель русского языка и литературы – Алла Ивановна

  • Сочинение на тему Что значит быть человеком

    Это означает, что он должен быть смелым, отважным, отзывчивым, неравнодушным и т.д. Таких людей сразу можно выделить из толпы, они чем – то отличаются от остальных людей и притягивают к себе.

  • Сочинения о семье

    Сочинения на тему семьи (про маму, папу бабушек и дедушек, братьев и сестер)

  • Сочинение Зарецкий в романе Евгений Онегин Пушкина

    В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» немало персонажей, которые играют значимую роль в романе, но их присутствие не столь яркое, как у главных героев. Одним из таких персонажей является господин Зарецкий

sochinite.ru

Образ и характеристика Незнакомки в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

Одним из ключевых персонажей произведения является прекрасная Незнакомка, без имени, возраста, адреса, с которой главный герой встречается на палубе корабля.

Писатель представляет героиню в образе маленькой нежной женщины, возвращающейся из Анапы домой к семье, мужу и трехлетней дочке, возможно после лечения или отдыха.

Путешествуя на морском лайнере, женщина знакомится с молодым поручиком, ярким и обаятельным мужчиной, для которого знакомство с Незнакомкой становится роковым. Между молодыми людьми внезапно вспыхивает страстное и безудержное чувство, как будто солнечный удар, повлекшее за собой неповторимую сладострастную ночь любви.

Наутро влюбленные расстаются, и Незнакомка уезжает на корабле домой, к собственной семье, понимая, что все, что произошло, лишь помутнение разума, минутная слабость. Писатель предполагает, что причины, побудившие женщину кинутся в объятия первого встреченного ею мужчины, кроются возможно в недостатке мужского внимания со стороны супруга и отсутствие личного женского счастья в семейной жизни. Незнакомка испытывает смущение, горечь и боль расставания с понравившимся ей мужчиной, но, доверяя своей женской интуиции, она решает незамедлительно прервать так и не начавшиеся отношения.

Поручик с легкостью расстается с Незнакомкой, но вернувшись в гостиничный номер, осознает, что его сердце наполнено трогательной нежностью и зарождающимся искренним чувством к этой женщине. Аромат ее духов, оставленная чашка с недопитым кофе, не заправленная постель – все напоминает ему о неповторимой ночи любви.

Охватившее мужчину чувство мешает ему спокойно жить, здраво рассуждая и мысля, бросаясь в разные места города и ощущая мучающую душевную пустоту. Поручик направляется к почтовому отделению с желанием отправить телеграфное сообщение возлюбленной, но по пути его настигает мысль о том, что ни адреса, ни имени Незнакомки ему неизвестно. Мужчина с отчаянием понимает, что эта встреча больше никогда в жизни не повторится.

Вернувшись в снятый номер в отеле, поручик ощущает себя постаревшим на несколько десятков лет.  

Повествуя об отдельном эпизоде, состоявшемся в жизни героев рассказа, писатель рассуждает об истинном смысле любви, приносящей мимолетные минуты счастья, а затем заставляющей человека мучительно страдать, сознавая невозвратную потерю этих сладострастных минут.

2 вариант

Основное действие в этом рассказе отводится на встречу мужчины и женщины. При встрече у обоих разгораются пламенные чувства к другому. У женщины практически молниеносно нарастает страсть. Незнакомка не соизволила назвать своё настоящее имя на протяжении всего рассказа. Тот, кто встретил эту таинственную женщину, являлся поручиком. Он также был поражён её красотой и уже не мог ни о чём думать, кроме как о ней. Данное произведение названо "Солнечный удар" не спроста. Одним только названием представляется возможным описать те чувства, которые испытывали оба человека. А окружающая их природная среда - жаркое солнце, приятный ветерок, море и песок, лишь усиливает ощущения влюблённой пары.

Описывая внешность девушки, автор выделяет довольно низкий рост. Кроме того она привлекательна поручику ещё и потому, что она возвращается на корабле загорелая и жизнерадостная. Она с легкостью спускается с корабля вместе с незнакомым для неё мужчиной. У женщины особо заметна лёгкость, добродушный смех, объятия чужого человека, безудержная страсть. С её стороны сильно выделяется только лишь страстный порыв. У неё совсем не наблюдается хотя бы небольшая частичка любви, только безумный вихрь страсти.

Она проводит одну ночь с чужим поручиком, после чего благополучно и спешно удаляется. От неё у мужчины остаются всего лишь незабываемые ощущения, но ничего более. Это было мимолётное чувство страсти и только. После данного инцидента женщина наконец понимает, что ей настало время возвращаться к своей семье. К любимому мужу и дочке. На этом всё вновь становится для обоих как обычно. Как будто бы ничего и не происходило за этот короткий промежуток времени.

Из этого можно выделить следующее. Автор показывает в этом творчестве мимолётную слабость. То есть склонность взрослых людей к мгновенному страстному вихрю. А. Бунин раскрывает здесь одно из видов любовных отношений. Дальше страсти они не смогли зайти, так как этому мешали различные стечения обстоятельств. Даже отношениями это назвать нельзя, поскольку это желание получить быстрое удовольствие. Незнакомка так и не сказала поручику, как её зовут на самом деле. От этого у мужчины остаётся боль.

Сочинение про Незнакомку

Главный сюжет в романтическом произведении И.А. Бунина «Солнечный удар» разворачивается вокруг встречи женщины и мужчины. Их любовь сделала их заложниками чувств и судьбы. Романтические отношения между поручиком и таинственной Незнакомкой, которая не решилась, а может и не хотела называть своего имени с молниеносной скоростью стали страстными и волнующими. Само название рассказа «Солнечный удар», говорит об этом внезапном чувстве, которое накрыло с головой и бросило в пучину эмоций молодых людей. Со слов Незнакомки, она даже и не поняла, как с ней такое произошло.

Отдых на пляже, где вокруг отдыхающих чистый песок, шелест ветра, бьющиеся о берег волны только усилили и без того разгоревшиеся эмоции.

Таинственная Незнакомка предстает перед читателем в образе молодой и хрупкой, невысокого роста девушки, но очень привлекательной. Отдохнув и вдоволь позагорав на солнце, она возвращается на судне обратно. Встретив поручика, Незнакомка прекрасно понимает и ощущает всем телом, как она привлекательна для незнакомого мужчины.

Не по зову сердца, а по зову плоти она, не боясь ничего, и возможно ради любопытства отправляется с незнакомцем в номер. Там они падают друг к другу в объятия. На следующее утро их ждет расставание. Девушка не назвала своего имени возможно потому, что не рассчитывала на продолжение романа. Ей казалось, что это просто мимолетное увлечение, которое пройдет так же быстро, как и началось. Но в душе она сильно переживает, так как в первый раз предала своего мужа, поддавшись мимолетно вспыхнувшей страсти.

Затем снова все идет своим чередом, жаркое солнце и горячий песок, мужчина и женщина счастливы и наслаждаются каждый своим отдыхом. Но отправившись к себе обратно в номер, на поручика наваливается страшная печаль и тоска. В его душе возникает странное ощущение, будто он потерял что-то очень важное и ценное для себя. Внезапно в его голове возникает мысль отправить Незнакомке письмо. Но он вдруг вспоминает, что ни знает не только ее адреса, но и даже фамилии и имени.

Но автор показывает читателю, что не только мужчина, но и девушка, оставшись на пароходе, так же тоскует и вспоминает их мимолетную встречу.

Смысл сюжета произведения «солнечный удар» - показать человеку то, что любовь и страсть может настигнуть в любой момент, от этого нельзя себя уберечь. Это пылкое и страстное чувство накрывает с головы до ног, от него никто не сможет спрятаться. Жизнь человека не может быть совершенной, разлука мучительна для любого человека, особенно если есть сильное чувство. Таинственная Незнакомка сильно изменила поручика. Благодаря женщине, он смог познать такое странное, но притягательное и сильное чувство – любовь. Но в этом рассказе она принесла не успокоение для души человека, а только непреодолимую грусть и тоску.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Незнакомки в рассказе Солнечный удар

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова Смерть чиновника

    Главный герой - Червяков. Его фамилия является говорящей, показывает на его ничтожность, на его убогое положение. Он работает экзекутором, то есть, проводит различного рода наказания для людей

  • Характеристика и образ Николая Болконского в романе Толстого Война и мир сочинение

    Князь Николай Болконский – очень заметный персонаж романа Льва Толстого «Война и мир». Это один из тех героев, который на первый взгляд кажется угрюмым и «сухим» человеком, но который постепенно раскрывается

  • Образ и характеристика Ольги Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.

  • Образ и характеристика Ипполита в романе Идиот Достоевского

    Ипполит – молодой юноша, которому скоро предстоит оставить этот свет, он страдает от чахотки и полностью отгородился от мира. Молодой человек всего 17 лет размышляет как умудренный философ.

  • Анализ рассказа Миль пардон, мадам! Шукшина

    Как говорят современные ученые, для мозга не существует практически никакой принципиальной разницы между переживаниями, которые происходят только в пространстве собственного ума или такими переживаниями

sochinite.ru

Анализ рассказа "Солнечный удар" Бунина И.А.

Русская литература всегда отличалась необыкновенной целомудренностью. Любовь в представлении русского человека и русского писателя — чувство в первую очередь духовное. Притяжение душ, взаимопонимание, духовная общность, сходство интересов всегда были важнее, чем тяготение тел, стремление к физической близости. Последнее в согласии с христианскими догмами даже осуждалось. Над Анной Карениной Л. Толстой вершит строгий суд, что бы там ни говорили различные критики. В традициях русской литературы было и изображение женщин легкого поведения (вспомним Сонечку Мармеладову) как чистых и непорочных созданий, чья душа никак не затронута “издержками профессии”. И уж никоим образом не могла приветствоваться и не оправдывалась кратковременная связь, спонтанное сближение, плотский порыв мужчины и женщины друг к другу. Женщина, вступившая на этот путь, воспринималась как существо или легкомысленное, или отчаявшееся. Для того чтобы оправдать Катерину Кабанову в ее поступках и увидеть в ее измене мужу порыв к свободе и протест против гнета вообще, Н.А. Добролюбову в статье “Луч света в темном царстве” пришлось привлечь всю систему общественных отношений России! И конечно, никогда такие отношения не назывались любовью. Страсть, влечение в лучшем случае. Ho не любовь.

Бунин принципиально переосмысливает эту “схему”. Для него чувство, внезапно возникающее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается столь же бесценным, как и любовь. Причем именно любовь и есть это пьянящее, самозабвенное, внезапно возникающее чувство, вызывающее ассоциацию с солнечным ударом. Он убежден в этом. «Скоро выйдет, — писал он своему знакомому, — рассказ “Солнечный удар”, где я опять, как в романе “Митина любовь”, в “Деле корнета Елагина”, в “Иде”, — говорю о любви".

Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе — основной форме проявления космической жизни. Она трагедийна в своей основе, так как переворачивает человека, резко меняет течение его жизни. Многое сближает в этом отношении Бунина с Тютчевым, который тоже считал, что любовь не столько вносит гармонию в человеческое существование, сколько проявляет “хаос”, таящийся в нем. Ho если Тютчева все же привлекал “союз души с душой родной”, выливающийся в конечном счете в роковой поединок, если в его стихах мы видим неповторимые индивидуальности, которые изначально, даже стремясь к этому, не в состоянии принести друг другу счастье, то Бунина не волнует союз душ. Скорее, его потрясает союз тел, рождающий в свою очередь особое понимание жизни и другого человека, чувство неистребимой памяти, которое и делает жизнь осмысленной, а в человеке проявляет его природные начала.

В любви герои Бунина подняты над временем, обстановкой, обстоятельствами. Что мы узнаем о героях “Солнечного удара”? Ни имени, ни возраста. Только то, что он поручик, что у него “обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз”. А она отдыхала в Анапе, а теперь едет к мужу и трехлетней дочери, что у нее прелестный смех и одета она в легкое холстинковое платье. Ну, может быть, еще, что она проста, весела и естественна в любом своем проявлении. Героиня вообще присутствует только в самом начале произведения, сразу после проведенной в гостинице ночи покидая своего случайного спутника. Все остальное пространство повествования занимают воспоминания о ней, перебирание каких-то эпизодов, связанных с ее поведением, словечками, повадками (дважды Бунин упоминает, как она прислоняет руку к щеке — ладонью наружу), вернее, та нестерпимая, обжигающая память, когда с ужасом осознаешь, что с человеком, ставшим тебе почему-то невероятно дорогим и близким, ты больше не увидишься, не сможешь поделиться с ним своими впечатлениями, не скажешь ему, как “мучительно и восторженно любишь” его. Отсюда берет начало цепь бесконечных и бесцельных блужданий поручика по городу, когда он посещает начинающий пустеть летний базар, и собор, где уже идет вечерняя служба, и запущенный садик на берегу реки. Серия бессмысленных, ничем не объяснимых действий, совершаемых абсолютно машинально, только чтобы заполнить неожиданно образовавшуюся пустоту. Ест ли он ботвинью со льдом, пьет ли, закусывая малосольными огурцами, рюмка за рюмкой водку, спит ли, забывшись тяжелым сном, сорит ли деньгами, давая внушительные суммы на чай лакеям, — всюду его преследует ужас, отчаяние от одной мысли, что она потеряна для него “навсегда, навеки”. И как сменяется ликующий солнечный день глубокой темнотой синей летней ночи, так ничего не остается в поручике от того быстрого, энергичного человека, каким он был еще утром. Ведь “затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство”, мог ли он предположить, что все кончится “неразрешимой мукой”, пониманием своего бессилия и невозможности что-либо сделать, исправить, объяснить...

Можно сказать, что весь рассказ “Солнечный удар”, выросший, как признавался сам писатель, из одного мысленного “представления о выходе на палубу... из света в мрак летней ночи на Волге”, посвящен описанию этого погружения во тьму, которое переживает поручик, потерявший свою случайную возлюбленную. Это погружение во мрак, почти “умопомрачение” происходит на фоне нестерпимо душного солнечного дня, наполняющего все вокруг пронизывающим зноем. Обжигающими ощущениями буквально переполнены все описания: номер, где проводят ночь случайные попутчики, “горячо накален за день солнцем”. И следующий день начинается с “солнечного, жаркого утра”. И позже “все вокруг было залито жарким, пламенным... солнцем”. И даже к вечеру в комнатах распространяется жар от нагретых железных крыш, ветер поднимает белую густую пыль, огромная река блестит под солнцем, даль воды и неба ослепительно сияет. А после вынужденных скитаний по городу погоны и пуговицы кителя поручика “так нажгло, что к ним нельзя было прикоснуться. Околыш картуза был внутри мокрый от пота, лицо пылало...”.

Солнечность, слепящая белизна этих страниц должны напоминать читателям о настигшем героев рассказа “солнечном ударе”. Это одновременно и безмерное, острейшее счастье, но это все же удар, хотя и “солнечный”, т.е. болезненное, сумеречное состояние, потеря рассудка. Поэтому если вначале эпитет солнечный соседствует с эпитетом счастливый, то потом на страницах рассказа возникнет “радостное, но здесь как будто бесцельное солнце”.

Бунин очень осторожно раскрывает неоднозначный смысл своего произведения. Он не дает участникам кратковременного романа сразу понять, что с ними произошло. Первой слова о каком-то “затмении”, “солнечном ударе” произносит героиня. Позже он в недоумении повторит их: «В самом деле, точно какой-то “солнечный удар”. Ho она еще говорит об этом не задумываясь, больше обеспокоенная тем, чтобы сразу прекратить отношения, так как ей, может быть, “неприятно” будет их продолжение: если они поедут опять вместе, “все будет испорчено”. При этом героиня неоднократно повторяет, что подобного с ней никогда не происходило, что случившееся дня нее самой непонятно, непостижимо, уникально. Ho поручик как бы мимо ушей пропускает ее слова (потом он, правда, со слезами на глазах, может быть, только для того, чтобы воскресить ее интонацию, повторит их), он легко соглашается с ней, легко довозит ее до пристани, легко и беззаботно возвращается в номер, где только что они были вдвоем.

А вот теперь-то и начинается главное действие, потому что вся история сближения двоих людей была только экспозицией, только подготовкой к тому потрясению, которое свершилось в душе поручика и в которое он сразу не может поверить. Сначала речь идет о странном ощущении пустоты комнаты, которое его поразило, когда он вернулся. Бунин смело сталкивает в предложениях антонимы, чтобы заострить это впечатление: “Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею — и пуст... Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было”. И в дальнейшем этот контраст — присутствия человека в душе, в памяти и его реального отсутствия в окружающем пространстве — будет усиливаться с каждым мгновением. В душе поручика нарастает ощущение дикости, неестественности, неправдоподобности произошедшего, нестерпимости боли от потери. Боли такой, что от нее надо во что бы то ни стало спасаться. Ho спасения нет ни в чем. И каждое действие только приближает к мысли, что ему не “избавиться от этой внезапной, неожиданной любви” никаким способом, что вечно будут преследовать его воспоминания о пережитом, “о запахе ее загара и холстинкового платья”, о “живом, простом и веселом звуке ее голоса”. Когда-то Ф. Тютчев умолял:

О, господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней.

Героям Бунина не надо заклинать — “мука вспоминанья” всегда при них. Писатель великолепно рисует то страшное чувство одиночества, отторжения от других людей, какое испытал поручик, пронзенный любовью. Достоевский считал, что такое чувство может испытывать человек, совершивший страшное преступление. Таков его Раскольников. Ho какое преступление совершил поручик? Только то, что он оказался поражен “слишком большой любовью, слишком большим счастьем”!? Однако именно это сразу же выделило его из массы обыкновенных людей, живущих обыденной, ничем не примечательной жизнью. Бунин специально выхватывает из этой массы отдельные человеческие фигуры, чтобы прояснить эту мысль. Вот у подъезда гостиницы остановился извозчик и просто, беспечно, равнодушно, спокойно сидя на козлах, курит цигарку, а другой извозчик, отвозящий поручика на пристань, весело говорит что-то. Вот бабы и мужики на базаре энергично зазывают покупателей, нахваливая свой товар, а с фотографий смотрят на поручика довольные новобрачные, хорошенькая девица в заломленном картузе и какой-то военный с великолепными бакенбардами, в украшенном орденами мундире. И в соборе церковный хор поет “громко, весело, решительно”.

Конечно, веселье, беззаботность и счастье окружающих увидены глазами героя, и, наверное, это не совсем так. Ho в том-то и дело, что отныне он видит мир именно таким, проникаясь к людям, не “ударенным” любовью, “мучительной завистью”. Ведь они действительно не испытывают той нестерпимой муки, того неимоверного страдания, которое не дает ему ни минуты покоя. Отсюда его резкие, какие-то конвульсивные движения, жесты, порывистые действия: “быстро встал”, “торопливо пошел”, “в ужасе остановился”, “стал напряженно смотреть”. Писатель особое внимание уделяет именно жестам персонажа, его мимике, его взглядам (так, в поле его зрения неоднократно попадает неубранная постель, возможно, еще хранящая тепло их тел). Важны также его впечатления от бытия, ощущения, произнесенные вслух самые элементарные, но потому и ударные фразы. Только изредка получает читатель возможность узнать о его мыслях. Так выстраивается бунинский психологический анализ, одновременно и тайный и явный, какой-то “сверхнаглядный”.

Кульминацией рассказа можно считать фразу: “ Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах, во всем этом незнакомом городишке и в этой старой уездной гостинице была она, эта радость, а вместе с тем сердце просто разрывалось на части”. Известно даже, что в одной из редакций рассказа было сказано, что у поручика “зрела упорная мысль о самоубийстве”. Так прочерчивается водораздел между прошлым и настоящим. Отныне существует он, “глубоко несчастный”, и некие они, другие, счастливые и довольные. И Бунин согласен с тем, что “дико, страшно все будничное, обычное” сердцу, которое посетила великая любовь — то “новое... странное, непонятное чувство”, которое этот ничем не примечательный человек “даже предположить в себе не мог”. И свою избранницу мысленно герой обрекает в дальнейшем на “одинокую жизнь”, хотя прекрасно знает, что у нее есть муж и дочь. Ho муж и дочь присутствуют в измерении “обычной жизни”, как в “обычной жизни” остались простые, незатейливые радости. Поэтому для него после расставания весь мир вокруг превращается в пустыню (недаром в одной из фраз рассказа — по совсем другому поводу — упоминается Сахара). “Улица была совершенно пуста. Дома были все одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие... и казалось, что в них нет ни души”. В номере веет зноем “светоносного (а значит, бесцветного, ослепляющего! — М.М.) и совершенно теперь опустевшего, безмолвного... мира”. Этот “безмолвный волжский мир” приходит на смену “безмерному волжскому простору”, в котором растворилась, навеки исчезла она, любимая, единственная. Этот мотив исчезновения и одновременно присутствия в мире человеческого существа, живущего в людской памяти, очень напоминает интонацию бунинского рассказа “Легкое дыхание” —

о сумбурной и неправедной жизни юной гимназистки Оли Мещерской, обладавшей этим самым необъяснимым “легким дыханием” и погибшей от руки своего любовника. Он заканчивается такими строчками: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”.

В полном соответствии с контрастом единичного существования человека-песчинки (такое определение напрашивается само собой!) и беспредельного мира возникает столь значимое для концепции жизни Бунина столкновение времен — теперешнего, настоящего, даже сиюминутного времени и вечности, в которую перерастает время без нее. Слово никогда начинает звучать рефреном: “он уже никогда не увидит ее”, “никогда уже не скажет” ей о своем чувстве. Хочется написать: “Отныне вся моя жизнь навеки, до гроба ваша...” — но не можешь ей отослать телеграмму, так как неизвестны имя и фамилия; готов хоть завтра умереть, чтобы сегодня провести вместе день, доказать свою любовь, но любимую невозможно вернуть... Сначала поручику кажется невыносимым прожить без нее лишь бесконечный, но единичный день в забытом Богом пыльном городишке. Потом этот день обернется мукой “ненужности всей дальнейшей жизни без нее”.

Рассказ имеет, по сути, кольцевую композицию. В самом его начале слышен удар о причал приставшего парохода, и в конце слышны те же самые звуки. Между ними пролегли сутки. Одни сутки. Ho они в представлении героя и автора отделены друг от друга по меньшей мере десятью годами (эта цифра дважды повторяется в рассказе — после всего случившегося, после осознания своей потери поручик чувствует себя “постаревшим на десять лет”!), а на самом деле вечностью. Вновь едет на пароходе уже другой человек, постигнувший какие-то самые важные вещи на земле, приобщившийся к ее тайнам.

Поразительно в этом рассказе ощущение вещности, материальности происходящего. Действительно, создается впечатление, что такой рассказ мог написать человек, только реально переживший нечто подобное, запомнивший и одинокую шпильку, забытую возлюбленной на ночном столике, и сладость первого поцелуя, от которого перехватило дыхание. Ho Бунин резко возражал против отождествления его со своими героями. «Никогда моих собственных романов я не рассказывал... и “Митина любовь”, и “Солнечный удар” — все это плоды воображения», — возмущался он. Скорее, в Приморских Альпах, в 1925 г., когда писался этот рассказ, мерещилась ему сияющая Волга, ее желтые отмели, встречные плоты и розовый пароход, плывущий по ней. Все то, что уже не суждено было ему увидеть. И единственные слова, которые “от себя” произносит автор рассказа, — это слова о том, что они “много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот ни другой”. Герои же, которым не суждено более увидеть друг друга, не могут знать, что будет происходить с ними в той “жизни”, которая возникнет за пределами повествования, что они будут чувствовать впоследствии.

В сугубо “плотной”, материальной манере повествования (недаром кто-то из критиков назвал выходящее из-под его пера “парчовой прозой”) выразилось именно мировоззрение писателя, жаждущего через память, через прикосновение к предмету, через оставленный кем-то след (когда-то посетив Ближний Восток, он радовался, что увидел в каком-то подземелье “живой и четкий след ступни”, оставленный пять тысяч лет назад) противостоять разрушительному действию времени, одержать победу над забвением, а значит, и над смертью. Именно память в представлении писателя делает человека подобным Богу. Бунин с гордостью произносил: “Я человек: как бог, я обречен / Познать тоску всех стран и всех времен”. Так и человек, узнавший любовь, в художественном мире Бунина может считать себя божеством, которому открываются новые, неизвестные чувства — доброта, душевная щедрость, благородство. Писатель говорит о таинственности токов, что пробегают между людьми, связывая их в нерасторжимое целое, но при этом настойчиво напоминает о непредсказуемости результатов наших поступков, о том “хаосе”, который скрывается под благопристойным существованием, о трепетной осторожности, которую требует такая хрупкая организация, как человеческая жизнь.

Бунинское творчество, особенно в преддверии катаклизма 1917 г. и эмиграции, пронизано чувством катастрофизма, подстерегающего и пассажиров “Атлантиды”, и беззаветно преданных друг другу возлюбленных, которых все-таки разводят жизненные обстоятельства. Ho не менее громко будет звучать в нем гимн любви и радости жизни, которые могут быть доступны людям, чье сердце не состарилось, чья душа открыта творчеству. Ho и в этой радости, и в этой любви, и в самозабвении творчества Бунин видел опасность страстной привязанности к жизни, которая иногда может быть настолько сильна, что его герои выбирают смерть, предпочитая острой боли наслаждения вечное забвение.

lit-helper.com

Солнечный удар - Бунин И.А. - Краткие содержания - Каталог статей

Солнечный удар

Познакомились они летом, на одном из волжских пароходов. Он — поручик, Она — прелестная маленькая, загорелая женщина (сказала, что едет из Анапы). «…Я совсем пьяна, — смеялась она. — Вообще я совсем с ума сошла. Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании». Поручик целовал её руку, а сердце его блаженно и страшно замирало…

Пароход подходил к пристани, поручик умоляюще пробормотал: «Сойдем…» И через минуту они сошли, на запыленной пролетке доехали до гостиницы, прошли в большой, но страшно душный номер. И как только лакей затворил за собой дверь, оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой. 

А утром она уехала, она, маленькая безымянная женщина, шутя называвшая себя «прекрасной незнакомкой», «царевной Марьей Моревной». Утром, несмотря на почти бессонную ночь, она была свежа, как в семнадцать лет, немного смущена, по-прежнему проста, весела, и — уже рассудительна: «Вы должны остаться до следующего парохода, — сказала она. — Если поедем вместе, все будет испорчено. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…» И поручик как-то легко согласился с нею, довез до пристани, посадил на пароход и при всех поцеловал на палубе. Так же легко и беззаботно возвратился он в гостиницу. Но уже что-то изменилось. Номер показался каким-то другим. Он был ещё полон ею — и пуст. И сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью, что он поспешил закурить и несколько раз прошелся взад и вперед по комнате. Не было сил смотреть на неубранную постель — и он закрыл её ширмой: «Ну вот и конец этому „дорожному приключению"! — подумал он. — И прости, и уже навсегда, навеки… Ведь не могу же я ни с того, ни с сего приехать в этот город, где её муж, её трехлетняя девочка, вообще вся её обычная жизнь!» И мысль эта поразила его. Он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас и отчаяние. «Да что же это такое со мной? Кажется, не в первый раз — и вот… Да что в ней особенного? В самом деле, точно какой-то солнечный удар! И как же я проведу без нее целый день в этом захолустье?» Он ещё помнил её всю, но теперь главным было это совсем новое и непонятное чувство, которого не было, пока они были вместе, которого он и предположить не мог, затевая забавное знакомство. Чувство, о котором некому было сказать теперь. И как прожить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этой неразрешимой мукой?… Нужно было спасаться, чем-нибудь себя занять, куда-нибудь идти. Он пошел на базар. Но на базаре все было так глупо, нелепо, что он бежал оттуда. Зашел в собор, где пели громко, с сознанием исполненного долга, потом долго кружил по маленькому запущенному садику: «Как вообще можно спокойно жить и вообще быть простым, беспечным, равнодушным? — подумал он. — Как дико, как нелепо все будничное, обычное, когда сердце поражено этим страшным „солнечным ударом", слишком большой любовью, слишком большим счастьем!». Возвратясь в гостиницу, поручик зашел в столовую, заказал обед. Все было хорошо, но он знал, что не задумываясь умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть её, высказать ей, доказать, как он мучительно и восторженно любит её… Зачем? Он не знал зачем, но это было необходимее жизни. Что же теперь делать, когда избавиться от этой неожиданной любви уже невозможно? Поручик встал и решительно отправился на почту с уже готовой фразой телеграммы, но у почты в ужасе остановился — он не знал ни фамилии, ни имени её! А город, жаркий, солнечный, радостный, так нестерпимо напоминал Анапу, что поручик, с опущенной головой, шатаясь и спотыкаясь, зашагал назад. Он вернулся в гостиницу совершенно разбитый. Номер был уже прибран, лишен последних следов её, — только одна забытая шпилька лежала на ночном столике! Он лег на кровать, лежал, закинув за голову руки и пристально глядя перед собой, потом стиснул зубы, закрыл глаза, чувствуя, как по щекам катятся слезы, и, наконец, заснул…. Когда поручик проснулся, за занавесками уже желтело вечернее солнце, и вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, словно были десять лет назад. Он встал, умылся, долго пил чай с лимоном, заплатил по счету, сел в пролетку и поехал к пристани. Когда пароход отчалил, над Волгой уже синела летняя ночь. Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.

litra-krat.ucoz.ru

Солнечный удар Википедия

1943 год. Британскому солдату оказывают первую помощь при солнечном ударе поливая его водой.

Солнечный удар (лат. apoplexia solaris; гелиоз[1]) — болезненное состояние, расстройство работы головного мозга вследствие интенсивного или продолжительного воздействия солнечного света на поверхность головы[2][3].

Симптомы

Солнечный удар сопровождается головной болью, слабостью, рвотой, повышением температуры тела (иногда выше 40 °С), нарушениями пульса, судорогами и другими симптомами. В тяжелых случаях — комой[2] и даже смертью (так, в частности, солнечный удар стал побудительной причиной смерти генерала Глиноецкого[4]). Симптомы перегревания усугубляются при повышении влажности окружающей среды.

Патогенез

Под продолжительным воздействием интенсивных инфракрасных лучей солнца нагревается кожа. Вследствие рефлекторного импульса с кожных рецепторов на кору мозга, передающегося обратно к сосудистой системе, гиперемируются кожные сосуды. Расширение последних сопровождается экссудацией и эмиграцией лейкоцитов в тканевые пространства кожи и подкожной клетчатки. Одновременно ультрафиолетовые лучи своим фотохимическим эффектом вызывают изменения тканевого белка, распад лейкоцитов и молодого эпителия кожи. В результате поступления в организм продуктов распада начинается повышение теплопродукции, которое не может быть устранено рефлекторным усилением теплоотдачи в силу высокой температуры окружающего воздуха.

Первая помощь

Пострадавшего необходимо перенести в тень, сделать холодный компресс, использовать влажные обёртывания и т. п. В тяжелых случаях — искусственное дыхание[2].

Профилактика

Во избежание солнечных ударов, в жаркую солнечную погоду рекомендуется носить лёгкие головные уборы из светлого материала, сильнее отражающего солнечный свет и такую же одежду, не мешающую испарению. Будет полезным уменьшить нагрузки и делать более частые перерывы во время работы и при передвижениях под солнечными лучами. Важно избегать переполнения желудка и питья алкоголя; предупредительной мерой является обильное введение жидкости[5].

Специалисты NIOSH разработали рекомендации по сбережению здоровья работников, подвергающихся воздействию нагревающего микроклимата[6].

Солнечный удар у животных

Солнечный удар возникает при длительном пребывании животных под солнцем, при перегонах по открытой местности. Поражению способствуют переутомление, слабость сердца. В начале болезни появляются признаки утомления. В выраженных и тяжёлых случаях болезни появляются признаки, характерные для гиперемии мозга и его оболочек. Животное возбуждено, возникают приступы буйства, стремление двигаться вперёд,фибриллярные подергивания мышц, статическая и динамическая атаксия. Вскоре наступает коматозное состояние, животное падает и лежит без движения или совершает плавательные движения конечностями[7].

Лечение: животное без промедления помещают в тень деревьев или навеса и освобождают от работы, как только появляются признаки заболевания. К голове и области сердца прикладывают холодные компрессы(лёд). При наличии отечных хрипов в лёгких прибегают к кровопусканию, вливанию в прямую кишку тёплой воды. При возбуждении животных назначают морфин, хлоралгидрат, бромистые препараты[8].

См. также

Примечания

  1. ↑ Солнечный удар // Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.
  2. 1 2 3 Солнечный удар — статья из Большой советской энциклопедии. 
  3. Акимов Г.А., Шейман М.С. Тепловой удар // Большая медицинская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. Б.В. Петровский. — 3 изд. — Москва : Советская энциклопедия, 1985. — Т. 25. Теннис - Углекислота. — 544 с. — 150 000 экз.
  4. ↑ Глиноецкий, Николай Павлович // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  5. Гуревич Г. Солнечный удар // Большая медицинская энциклопедия. — 1970.
  6. Бренда Джеклич; Джон Уильямс; Кристин Мусолин; Айто Кока; Юнг-Хюн Ким; Нина Тёрнер и др. NIOSH criteria for a recommended standard: occupational exposure to heat and hot environments / John Howard, MD. — 3 ed. — Cincinnati, Ohio: U.S. Department of Health and Human Services, Centers for Disease Control and Prevention, National Institute for Occupational Safety and Health, 2016. — 192 p. — (DHHS (NIOSH) Publication No. 2016-106). Есть перевод: PDF Wiki
  7. Б.В.Уша и др. Внутренние болезни животных. — М.: КолосС, 2010. — 311 с.
  8. Г.В.Домрачев и др. Патология и терапия внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных. — М., 1960.

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *