Сурдологическое обследование что это – Сурдологическое обследование: цена в Москве
Сурдологический центр
Сурдология – раздел оториноларингологии, решающий вопросы диагностики, лечения, профилактики нарушений слуха у детей и взрослых, медицинской и технической реабилитации нарушений слуховой функции.
В настоящее время проблема нарушения слуха имеет большое распространение и является очень актуальной. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают от потери слуха, приводящей к инвалидности. До 15% населения имеют нарушения слуха, не приводящие к инвалидности, но ограничивающие возможности человека в профессиональной деятельности, ведущие к социальной дезадаптации, в первую очередь за счет ограничения возможности общения.
Нарушение слуха может быть врожденным и приобретенным:
Врожденная тугоухость — потеря слуха, имеющаяся при рождении. Такое нарушение слуха может быть вызвано наследственными и ненаследственными генетическими заболеваниями или некоторыми осложнениями во время беременности и родов.
Приобретенная тугоухость — потеря слуха, возникшая в результате заболеваний и воздействия внешних факторов в период после рождения в любом возрасте.
К ней приводят:
- инфекционные болезни, включая менингит, корь, свинку;
- острые и хронические отиты;
- использование некоторых лекарственных препаратов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха;
- травмы головы или уха;
- чрезмерный шум, в том числе, связанный с профессиональной деятельностью, воздействие громких звуков при использования персональных аудиоустройств на высокой громкости, при регулярном посещении массовых мероприятий, связанных с высоким уровнем шума;
- старение, в частности из-за дегенерации воспринимающих звук нервных окончаний;
- серные пробки или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.
- кондуктивная тугоухость — тугоухость при патологии наружного и среднего уха, то есть, связанная с нарушением проведения звука
- сенсоневральная тугоухость – связанная с поражением нервных окончаний, непосредственно воспринимающих звук в улитке внутреннего уха, а также различных отделов слухового нерва и слуховой коры головного мозга
- смешанная тугоухость – развивающаяся при сочетание этих факторов
Однако, наибольшую значимость раннее выявление и реабилитация тугоухости и глухоты имеет для детей. Дело в том, что речевое и психическое развитие слабослышащего ребенка напрямую зависит от сроков начала реабилитационных мероприятий. Оптимальный срок постановки диагноза и начала реабилитации ограничен всего 3 – 6 месяцами от рождения. Дальше буквально с каждым месяцем жизни прогноз в отношении интеграции ребенка в речевую среду ухудшается, то есть, растет вероятность развития глухонемоты и, как следствие, инвалидизации ребенка.
В настоящее время золотой международный стандарт в отношении детей с нарушением слуха – завершение скринингового этапа выявления заболевания в возрасте до 1 мес., диагностического этапа до 3 мес., разработка индивидуальной программы реабилитации в возрасте до 6 мес.
Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время внедрена и активно работает система аудиологического скрининга, то есть обследование детей на предмет нарушения слуховой функции непосредственно в роддомах, родители должны самостоятельно обращать пристальное внимание на развитие слуховой функции у ребенка. Особенно важно это при наличии факторов риска по глухоте и тугоухости у новорожденного:
- Отягощенная наследственность (наличие среди ближайших родственников ребенка хотя бы одного человека с нарушением слуха)
- Наследственная синдромальная патология
- Диабетическая эмбриофетопатия
- Токсикозы и угроза прерывания беременности на ранних сроках
- Внутриутробные инфекции (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, вирусные гепатиты и др.)
- Использование во время беременности и для лечения новорожденного лекарственных препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом: антибиотики аминогликозидного ряда – канамицин, гентамицин, амикацин и др.; антибиотики из группы макролидов – эритромицин, азитромицин и др.; петлевые диуретики – фуросемид и др.; нестероидные противовоспалительные препараты – индометацин и др.
- Тяжелая гипоксия плода
- Асфиксия новорожденного
- Глубокая степень недоношенности (менее 32 нед.)
- Переношенность (более 41 нед.)
- Очень низкая масса тела при рождении
- Врожденная патология челюстно-лицевого скелета
- Внутричерепная родовая травма
- Тяжелое гипоксическое поражение ЦНС
- Гемолитическая болезнь новорожденных
- Выраженная гипербилирубинемия
- Длительное (более 96 часов) использование ИВЛ для лечения новорожденного
Важно, что первичное представление о слухе ребенка могут составить сами родители, и, при наличии определенных несоответствий возраста ребенка и стандартных реакций, вовремя обратиться к специалисту – сурдологу. С этой целью разработана анкета – вопросник для родителей
Если Вы отрицательно отвечаете на какие – либо вопросы в соответствии с возрастом ребенка – это серьезный повод для беспокойства и обращения для обследования в сурдологический кабинет, оснащенный соответствующей аппаратурой.
С профессиональной точки зрения, система универсального аудиологического скрининга (раннего выявления патологии слуха) новорожденных, действующая в Российской Федерации, состоит из двух этапов.
Первый этап является обязательным и заключается в проведении автоматической регистрации ОАЭ (отоакустической эмиссии) в роддомах и детских амбулаторно-поликлинических учреждениях. В роддоме данное обследование должен пройти каждый новорожденный на 3 – 4 сутки жизни. Если ОАЭ не регистрируется, это называется ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ! результатом и позволяет заподозрить патологию органа слуха.
В детских амбулаторно-поликлинических учреждениях регистрацию ОАЭ проводят на 4 – 6 неделях жизни повторно детям, у которых в роддоме был зафиксирован положительный результат, а также детям, которые по состоянию здоровья или другим причинам не были обследованы в роддоме, и родившимся вне роддомов.
Второй этап скрининга проводится в случае, если:
- ОАЭ не регистрируется в роддоме и повторно в детских амбулаторно – поликлинических учреждениях
- у ребенка имеются факторы риска по тугоухости и глухоте, НЕЗАВИСИМО от результатов регистрации ОАЭ в роддоме и детских амбулаторно – поликлинических учреждениях.
При выявлении выраженной сенсоневральной тугоухости (по данным КСВП) для точного определения степени нарушения слуха и разработки индивидуальных реабилитационных мероприятий выполняется регистрация стационарных слуховых вызванных потенциалов – ASSR-тест.
Методы исследования слуха:
Все существующие методики обследования слуха – аудиометрические тесты – можно разделить на две большие группы:
— Психоакустические (субъективные), то есть те, в проведении которых обследуемый должен принимать активное участие (например, отвечать, слышит ли он звук, повторять слова и тд). Из этого становится понятным, что подобные методы применяются у детей в возрасте, обычно, старше 6 лет и взрослых. К ним относятся тональная пороговая аудиометрия, надпороговая аудиометрия и речевая аудиометрия.
— Объективные методы – способы исследования слуха, при которых какого-либо деятельного участия испытуемого не требуется. Соответственно, они могут применяться у детей буквально с момента рождения. К ним относятся акустическая импедансометрия, включающая тимпанометрию и регистрацию акустического рефлекса; регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов; регистрация отоакустической эмиссии.
— тональная пороговая аудиометрия
Исходя из названия метода, он заключается в определении минимальных порогов громкости (минимального уровня слуха), воспринимаемых пациентом на каждой из исследуемых частот (обычно от 125 Гц до 8000 Гц). Проверяются минимальные границы слуха по «воздушному звукопроведению», то есть через наушники, и «костному звукопроведению» с помощью костного телефона – вибратора, который плотно прижимается к кости в заушной области. Этот метод обследования является, пожалуй, основным для взрослых пациентов и детей более старшего возраста. С его помощью можно определить не только минимальные пороги слухового ощущения – то есть ответить на вопрос, нарушен ли слух обследуемого по сравнению с нормой, но и рассчитать степень снижения слуха, а также выявить его форму — сенсоневральная, кондуктивная или смешанная. Все это имеет значение для установления диагноза заболевания, приведшего к нарушению слуха, применяется при экспертизе профессиональной пригодности, трудоспособности (в зависимости от степени снижения слуха определяется группа инвалидности) и при настройке усиления программируемых слуховых аппаратов.
— надпороговая аудиометрия — это набор достаточно сложных тестов, выполняемых на аудиометре, в соответствии с названием метода, при громкости, превышающей минимальный порог слуха у конкретного человека, и предназначенных для выявления так называемого феномена ускоренного нарастания громкости — ФУНГ. Этот феномен встречается при поражении нервных окончаний слухового нерва непосредственно в улитке внутреннего уха и по ощущениям пациента проявляется в быстро возникающих неприятных ощущениях при даже не очень значительном повышении громкости звука. Применяется надпороговая аудиометрия для выявления уровня поражения слуховой системы – улитка или более высокие отделы (слуховой нерв, ствол мозга и тд)
— речевая аудиометрия — является одним из важных компонентов аудиологического исследования, и это вполне объяснимо: слышать тональные звуки, конечно, хорошо, но основная функция слуха – это восприятие речи, дающее возможность общения и получения информации. Соответственно, эта функция слуховой системы нуждается в объективной оценке. Речевая аудиометрия позволяет в строгом количественном выражении определить разборчивость речи у пациента с нарушением слуха, а также помогает в процессе настройки слуховых аппаратов, речевых процессоров и оценке эффективности слухопротезирования.
— акустическая импедансометрия – включает в себя две методики – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.
— тимпанометрия — позволяет прицельно выявлять патологию среднего уха – барабанной перепонки, цепи слуховых косточек, а также оценивать функцию слуховой (евстахиевой) трубы. Метод основан на том, что в норме давление в барабанной полости равно атмосферному. При различных патологических процессах в среднем ухе давление в барабанной полости меняется. Эти изменения можно зафиксировать с помощью специального прибора – импедансометра, и по характеру зафиксированных изменений судить о диагнозе заболевания.
— акустическая рефлексометрия основана на регистрации с помощью импедансометра рефлекса стременной мышцы. Сокращение стременной мышцы, находящейся в барабанной полости – это защитный рефлекс слуховой системы на громкий звук. При заболеваниях среднего уха, улитки слухового нерва и других отделов слуховой системы акустический рефлекс изменяется, что позволяет проводить достоверную диагностику различных заболеваний.
— ОАЭ – отоакустическая эмиссия. Один из объективных методов, широко применяемых для выявления нарушения слуха, особенно у детей. В частности, используется для скрининга новорожденных в родильных отделениях. Суть метода заключается в регистрации сверхчувствительными микрофонами звуковых колебаний, производимых улиткой внутреннего уха в состоянии покоя (спонтанная ОАЭ) и в ответ на звуковое раздражение (различные типы вызванной ОАЭ). Является очень чувствительным методом диагностики нарушения слуха, идеальным для первоначального выявления тугоухости у маленьких детей, однако, не дает достаточной информации о степени нарушения, в основном используется по принципу «есть – нет» нарушение слуха.
— СВП – слуховые вызванные потенциалы. В ответ на звуковое раздражение в различных отделах слуховой системы возникает электрическая активность, которую можно зафиксировать с помощью электродов и по характеру этих импульсов судить об функциональном состоянии. В зависимости от отдела органа слуха, где возникает электрическая активность, слуховые вызванные потенциалы делятся на коротколатентные – КСВП – потенциалы улитки и слухового нерва; среднелатентные – ССВП — генерируются слуховыми структурами ствола мозга и первичной слуховой корой; длиннолатентные — отражают электрическую активность первичной и вторичной слуховой коры.
Кроме того, в настоящее время регистрируются, активно изучаются и применяются в диагностике и реабилитации больных слуховые потенциалы, связанные с высшей нервной деятельностью человека – Р 300, N 400.
— ASSR-тест – регистрация стационарных слуховых вызванных потенциалов. Основное их отличие в том, что с их помощью можно определить уровни слуха на различных частотах, а соответственно, оценить степень снижения слуха без активного участия пациента. Крайне актуально такое обследование у маленьких детей, у которых уже выявлено снижение слуха, для оценки его выраженности, а также различных видов реабилитации – подбора и точной настройки слухового аппарата или кохлеарного импланта.
msmed.ru
Объём услуг сурдологического кабинета. Врач-сурдолог в Ханты-Мансийске.
1Начинается осмотр со сбора анамнеза, осмотра наружного уха, барабанной перепонки с помощью отоскопа HEINE 100, при необходимости проводится туалет слухового прохода.
2Затем проводится речевое обследование слуха, так называемая проверка «живой речью» звонкой и шепотной речью, с помощью тестовых речевых таблиц это обследование является основным элементом в экспертизе слуховых расстройств, а так же в оценке эффективности лечения тугоухости.
3В дальнейшем для выявления характера потери слуха проводится камертональное обследование, которое предполагает серию специальных тестов, т.е. с помощью камертонов разного частотного диапазона можно дифференцировать поражение звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. Основные этапы этих обследований отражаются в слуховом паспорте, который включает в себя констатацию факта наличия или отсутствия, кроме перечисленных выше выявленных результатов, в одном или обоих ушах шума.
4Для точной постановки диагноза существуют более сложные аудиометрические способы исследования слуха, реализуемые на специальной электроакустической аппаратуре.
В настоящее время в клинико — аудиологической практике большое распространение получила импедансная аудиометрия, этот метод применяется для объективной оценки функционального состояния звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов слуховой системы, осуществляется это обследование с помощью Импедансометра MI 34.
Тимпанометрия позволяет оценить:
Давление в барабанной полости.
Целостность и степень подвижности барабанной перепонки (перфорации, рубцы, гипермобильность).
Целостность и степень подвижности цепи слуховых косточек ( разрыв цепи слуховых косточек, рубцы).
Наличие патологического отделяемого в барабанной полости.
Состояние звуковоспринимающих структур внутреннего уха, слухового нерва.
Тесты функции слуховой трубы:
Функциональное состояние слуховой трубы, выявление тубарных дисфункций (окклюзия и зияние слуховой трубы).
Тесты перилимфатической фистулы:
Наличие перилимфатической фистулы (чаще при хронических болезнях уха).
Акустическая рефлексометрия:
Оценить состояние акустических структур внутреннего уха (диагностика поражений среднего и внутреннего уха, слухового нерва).
Субъективная оценка слуха осуществляется с помощью клинического аудиометра АС 40.
Тональная пороговая аудиометрия – это определение порогов слышимости на частотах от 125 до 8000 Гц. Измерения проводятся в специально оборудованной, защищенной от шума кабине.
Шумозащитная кабина MINI 250.
Сигнал подается в ухо пациента либо через наушник или вкладыш (исследование воздушной проводимости), либо через костный вибратор (исследование костной проводимости). Пациенту предъявляются звуки различных частот с разной интенсивностью. Когда пациент слышит звук, он сообщает об этом, нажимая сигнальную кнопку. Поскольку результат определяется по реакции пациента, измерения организованы так, что пациент не видит, когда оператор переключает частоты и изменяет интенсивность сигнала. По результатам измерений строится аудиограмма, которая необходима для объективной оценки состояния слуха, то есть для постановки диагноза и решения вопроса объективно оценить состояние слуха и о дальнейшей тактике ведения пациента. При ассиметрии слуха проводится клиническая маскировка.
ostapova-lor.ru
Прием у сурдолога | Сурдологический центр ГУТА-КЛИНИК
Сурдолог – специалист по диагностике, лечению и профилактике заболеваний среднего и внутреннего уха. В отличие от ЛОР-врача (оториноларинголога), который специализируется на лечении единой системы — уха, горла и носа, врач-сурдолог занимается болезнями органа слуха. По сути, сурдология – это раздел оториноларингологии, изучающий причины и развитие различных форм тугоухости, а также разрабатывающий методы ее диагностики, лечения и профилактики.В зоне компетенций врача-сурдолога — диагностика и лечение следующих заболеваний:
Одно из частых осложнений заболеваний органов слуха – тугоухость. Возникает она постепенно, поэтому долгое время остается незаметной для пациента. Организм, подстраиваясь под изменения слуха, маскирует первые симптомы, и болезнь прогрессирует. В зону особого риска входят дети, еще не умеющие говорить, так как снижение слуха приводит к задержке речевого развития. Именно поэтому важно проводить диагностику слуха еще при рождении, а затем повторять ее раз в три месяца до года. Своевременная диагностика позволяет устранить патологию без осложнений, а затем провести адекватную реабилитацию пациента. После 50 лет рекомендуется проходить обследование у врача-сурдолога раз в 5 лет в силу возможных возрастных изменений слуха.
Симптомы нарушения слуха
Независимо от возраста, следует оперативно обратиться к сурдологу в случае следующих симптомов:
- Вы не слышите стук в дверь или звонок телефона.
- Вам трудно понять речь собеседника, если в разговоре участвует несколько человек или вокруг шумная обстановка.
- Вы напрягаете слух во время телефонного разговора.
- Мужские голоса слышите лучше, чем женские.
- Вас часто просят тише говорить.
- Ваши домочадцы жалуются, что вы слушаете телевизор на высокой громкости.
- Вам кажется, что окружающие говорят невнятно.
Консультация у врача-сурдолога
На приеме врач в процессе беседы с пациентом соберет анамнез (сведения о пациенте). Проанализировав полученные сведения, определит методику диагностики, которая станет основой правильного выбора тактики лечения патологии органа слуха. При стойкой тугоухости сурдолог поможет пациенту подобрать и настроить слуховой аппарат.Врач осуществляет прием в специализированном кабинете, оснащенном сурдологическим оборудованием экспертного класса и сурдокамерой, которая обеспечивает максимально точные показания аудиометрии. Именно такой принцип оказания услуг по сурдологии воплощен в медицинском центре «ГУТА-КЛИНИК». Все специалисты Центра имеют высшую квалификационную категорию, научную степень, весомый стаж работы и регулярно повышают квалификацию. Приходите – и убедитесь в этом сами!
audiology.gutaclinic.ru
Педагогическое обследование слуха у детей. Особенности логопедической работы на диагностическом отделении детского сурдологического центра.
Статья, логопеда высшей категории — Провоторой Ольги Евгеньевны:
«Педагогическое обследование слуха у детей. Особенности логопедической работы на диагностическом отделении детского сурдологического центра».
Городской детский сурдологический центр принимает детей от нуля до восемнадцати лет по направлению из детской поликлиники от лор-врача в целях выявления нарушений слуха. Центр делится на два отделения: диагностическое и реабилитационное. На диагностическом отделении проводится обследование слуха, отслеживается динамика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, составляются заключения о состоянии слуха в различные учреждения здравоохранения и народного образования, в том числе для оформления инвалидности. Реабилитационное отделение проводит курс реабилитации детей с нарушением слуха [8].
Логопед диагностического отделения принимает активное участие в приеме детей [6]. Задача логопеда помочь врачу-сурдологу составить мнение о развитии ребенка, степени сформированности речи, оценить насколько снижение слуха повлияло на общее развитие, а также отдифференцировать наличие недоразвития по причине снижения слуха от других причин .Также логопед принимает участие в обследовании слуха детей, помогает решить вопрос необходимости слухопротезирования, эффективности уже спротезированных детей, помогает решить вопрос с образовательным маршрутом ребёнка. На детей, вставших на учёт в сурдоцентре, заводиться карточка, где логопед фиксирует результаты обследования, что помогает наблюдать детей в динамике.
Кроме консультативно-диагностической деятельности логопед составляет заключение о состоянии речи для медико-социальной экспертизы [7]. В этом заключении необходимо отразить как ребенок вступает в контакт, фиксирует ли взгляд во время общения на собеседнике. Оценивается уровень понимания речи и наличие собственной, насколько ребенок сохранен в моторном развитии, есть ли у него патология строения артикуляторного аппарата. Необходимо отметить состояние звукопроизношения, просодические компоненты речи, уровень сформированности представлений об окружающем. Для школьников важно выявить степень сформированности навыков письма и чтения. В диагнозе указывается степень недоразвития речи, наличие дизартрии, ринолалии, а для школьников наличие дисграфии и дислексии (МСЭ при расстройствах развития речи и языка п 3.7).
При обследовании ребёнок тестируется для оценки общего и речевого развития:
— от рождения до года главными критериями будут выступать общее моторное развитие ребенка, развитие мелкой моторики, наличие или отсутствие паталогии строения общего и артикуляторного, наличие вокалаизаций, гуления, лепета. Так же необходимо отметить вступает ли ребёнок в контакт и есть ли зрительный контакт, реагирует ли он на речь или различные звучащие игрушки [3].
-от года до трёх-четырёх лет необходимо отследить умение ребёнка выполнять простые задания: собрать пирамидку, вкладыши, подобрать парные картинки. Отмечается насколько сформированы социально-адаптивные навыки. Наблюдается умение ребёнка играть и насколько развита игровая деятельность [3].
-от четырёх до семи лет ко всем вышеизложенным критериям добавляется обследование степени сформированности обобщающих и пространственно-временных понятий. В этом возрасте заканчивается формирование артикуляторного аппарата, поэтому проверяется состояние звукопроизношения. Также проверяются грамматические (согласования слов, падежные окончания, сохранность слоговой структуры слова, понимание предлогов) и лексические (понимание речи в полном объёме, умение составлять и пересказывать рассказ и т.д.) категории речи.
-от семи до восемнадцати (школьный возраст) необходимо отслеживать формирование навыка письма и чтения и выявлять нарушения [5].
Важным моментом в обследовании является оценка просодических компонентов речи: сила голоса, наличие носового оттенка, монотонность речи, темп речи, интонационная окрашенность. Чем сильнее нарушен слух, тем более страдает речевая просодика [1]. В результате обследования выявляется фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи и его уровень [2], состояние звукопроизношения, уровень сформированности понятий об окружающем.
Кабинет логопеда имеет в длину шесть метров, что важно при проверке слуха (восприятие шепотной речи на расстоянии шести метров считается нормой слуха). Педагогическое обследование слуха проходит бинаурально, то есть восприятие звука идет сразу двумя ушами. Отследить тугоухость с одной стороны таким способом невозможно. Но важным остается насколько ребенок может воспринимать речь и как это повлияло на общее развитие. Педагогическое обследование слуха является субъективным методом, но в то же время оно помогает составить мнение о практическом восприятии звуков и речи ребенком.
Часто прием логопеда совмещен с приёмом сурдолога в целях полноценного обследования слуха. Особенно это актуально для детей до семи лет, когда ребёнка необходимо положительно расположить, и, если ребёнок не понимает, как реагировать на предлагаемые звуки, помочь отследить его реакцию на звуковой раздражитель. Звуковые раздражители могут быть двух видов: неречевые и речевые.
Под неречевыми раздражителями понимаются все звуки, исключая звуки человеческой речи. Чаще используются музыкальные инструменты: барабан, трещотка, бубен, гармонь, погремушка громкая и тихая, колокольчик, а также различные пищащие игрушки. Неречевые звуки в проверке слуха используют, если ребенок не реагирует на речь.
Проверка с помощью речи зависит от возраста ребенка. Если возраст до двух лет, то чаще зовут ребенка по имени нормальным голосом и шепотом, отслеживая на каком расстоянии ребенок отзовется. С двух до шести ребенку предлагается показывать картинки, лежащие на столе, в произвольном порядке называемые проверяющим. С семи лет ребенок повторяет слова за проверяющем вслух или отвечает на его вопросы. Например: «Как зовут маму?», «В каком городе ты живешь?». Таким образом проверяется не только слух, но и понимание услышанного. Примерно с 10 лет вместо слов можно предлагать повторять цифры и отвечать на вопросы. Конечно, учитывание возрастных параметров во время обследования условно. Так как это действительно при норме общего развития.
Обычно логопед сидит с ребенком за столиком в одном конце кабинета так, чтобы испытуемому не было видно проверяющего слух, то есть спиной, вступает в контакт, добиваясь ответной реакции. В это время проверяющий, отходя от ребенка в другой конец кабинета начинает вызывать реакцию на речевые и неречевые звуки. По необходимости, в случае отсутствия реакции, приближаясь к ребенку. Важно, чтобы звуковые раздражители были неожиданным для ребенка. Момент реакции фиксируется и определяется расстояние.
Таблица:
Реакция детей с разным слухом на звучащие игрушки и речь [4].
Степеньснижения
слуха
Погремушка
Разговорная речь/шепот
Свисток, игрушка-пищалка
Барабан
норма
≥ 3 м
5 м / 3-4 м
≥ 4 м
≥ 6 м
I
3 м
5 м / 2-3 м
≥ 4 м
≥ 6 м
II
0,5 м — нет
0,3 – 1,5 м / нет
3 – 4 м
5 – 6 м
III
Нет
1м- у уха /нет
0,5 – 2 м
2 – 5 м
IV
Нет
Нет
Нет – у уха
0,5 – 1,5 м
Бывает, что ребенок не поворачивается на услышанный звук, но определить, что ребенок слышит, можно по изменению мимики, замиранию, вздрагиванию, расширению зрачка и др. Вначале идет проверка реакции на тихие звуки, затем на громкие.
Прием проходит в присутствии родителей. Очень важно, чтобы родители спокойно реагировали на удачи и неудачи своего ребенка. Логопеду необходимо параллельно общаться с ребенком и корректно комментировать и объяснять, что и для чего делается.
Важно, чтобы родители не мешали проведению обследования, но в то же время ребенок должен чувствовать поддержку с их стороны. Все это необходимо объяснять им педагогу. Зачастую реакция родителей на выявленные нарушения слуха бывает крайне болезненной: отчаяние, вплоть до слез, или наоборот протест, возмущение, несогласие, агрессивная реакция. Задача логопеда разъяснять особенности детей с нарушениями слуха, давать консультацию по особенностям общения с таким ребенком, предлагать посещать образовательные, медицинские и муниципальные учреждения, где с таким ребенком можно заниматься.
Порой родители, имеющие ребенка с нарушениями речевого или психического развития, считают, что у него тугоухость. Важно знать основные отличия тугоухости от других нарушений.
Сравнительная таблица дифференциации тугоухости от других нарушений часто принимаемых за нарушение слуха.
ТугоухостьМоторная
алалия
Сенсорная
алалия
ЗПР
Аутистические
расстройства
Порог слуха
Повышен- ный
N слуха
Обычно
1-2 ст.т/у (вторичная)
N слуха
N слуха
(у 20% т/у)
Невербальный
интеллект
N (бывает
немного
снижен)
N (бывает
немного
снижен)
Немного
снижен
снижен
Снижен в разной степени,
N
Восприятие речи
Нарушено, но компенсиру-ется при усилении звука
Сохранно
Резко нарушено
Нарушено в разной степени.
Нарушено в разной степени
Невербальные
коммуникации
Хорошо развиты
Хорошо развиты
Резко нарушено
Развиты в разной степени
Резко нарушены
Вербальные
коммуникации
Нарушены
в разной степени(зависит от степени т/у)
Нарушены
Нарушены
В речи эхолалаии
Речевая активность понижена
Резко нарушены
Спонтан ные эхолалии
Часто приходят дети с сочетанной патологией. Например, задержка психического развития и тугоухость. Важно определить кто ведущий специалист в коррекционной работе с ребенком и сориентировать родителей.
Если степень нарушения слуха незначительная, то нет необходимости проводить слухопротезирование. Родителям объясняется, что, занимаясь с таким ребенком, необходимо обязательно учить фиксировать взгляд на лице собеседника, так как это поможет ребенку подключать и подкреплять слуховой анализатор зрительным. Если тугоухость односторонняя или одно ухо слышит лучше другого, то необходимо во время общения находиться с более сохранной стороны по слуху [4].
Родителям, имеющим детей с нарушением слуха, важно объяснять как, где и с кем заниматься такому ребенку. Если нарушение слуха соответствует 1 или 2 степени и не отягощено задержкой психического развития, то возможна индивидуальная логопедическая работа по коррекции речевых нарушений. Если на первый план выступают психические расстройства с той же степенью тугоухости, то необходимы занятия с дефектологом. При 3 и 4 степени тугоухости ребенку необходимы занятия с сурдопедагогом.
Таким образом, педагогическое обследование слуха позволяет логопеду составить более полную картину состояния общего и речевого развития ребенка, правильно составить план коррекционной работы, определить образовательный маршрут.
Список литературы:
1.Артемова Е.Э.«Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями» Монография – М.,МГГУ им.М.А. Шолохова 2008
2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И. «Логопедия» Москва. Изд. «Просвещение». 1995г.
3. Гезелла А. «Шкалы оценки психомоторного развития» 1925г.
4. Королева И., Янн П. «Дети с нарушениями слуха» Изд. Каро 2013г
5. Чиркина Г.В. «Методы обследования речи детей» 3-е изд.,доп.-М.:АРКТИ,2003
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.12.1998 г. № 383.
7. Приказ Министерства труда и социальной экспертизы РФ от 29.01.2014 г. № 59.
8. Городской сурдологический центр №1 [Электронный ресур] — www.surdocenter1.ru.
infourok.ru
Сурдология в ЦЭЛТ — запись на консультацию к сурдологу
Сурдология — это раздел медицины, занимающийся изучением, диагностикой, профилактикой и лечением патологических состояний, вызывающих нарушения слуха.
Сурдолог является специалистом в оториноларингологии, углубленно занимающийся патологиями ушей и в частности слуха.
Обратиться к сурдологу нужно при появлении следующих симптомов:
- Боль в ухе
- Заложенность уха
- Шум (звон, гул) в ушах
- Снижение слуха или разборчивости речи
Лечим следующие заболевания
В ЦЭЛТ вы можете получить консультацию врача-сурдолога.
- Первичная консультация — 2 700
- Повторная консультация — 1 800
При обращении к врачу-сурдологу на консультации проводится исследование уха в частности, диагностика, включающая:
- Отоскопию — осмотр наружного уха на наличие серной пробки или другой патологии.
- Проверку слуха камертонами, проверку разборчивости речи.
- Тональную пороговую аудиометрию — исследование субъективного порогового восприятия различных частот. Это исследование возможно провести у детей с 3 лет.
- При заложенности уха или подозрении на патологию среднего уха проводят импедансометрию и тимпанометрию. Это исследование возможно провести у детей с рождения для исключения врожденных нарушений слуха.
При выявлении патологии проводится амбулаторное лечение, при необходимости возможно проведение курса сосудистой внутривенной терапии.
Здоровому человеку до 50 лет необходимо проверять слух 1 раз в 10 лет.
Тем, кто старше 50 лет, а так же тем, кто имеет проблемы с сосудами, атеросклероз, артериальную гипертонию, сахарный диабет, остеохондроз шейного отдела позвоночника, кто перенес ОНМК или ИМ, или операцию на сердце или мозге — необходимо проверить слух при выявлении заболевания, а затем каждые 3 года, если нарушения слуха не установлено.
Наши услуги в сурдологии
Администрация АО «ЦЭЛТ» регулярно обновляет размещенный на сайте клиники прейскурант. Однако во избежание возможных недоразумений, просим вас уточнять стоимость услуг по телефону: +7 (495) 788 33 88
Название услуги | Цена в рублях |
---|---|
Прием врача — сурдолога (первичный) | 2 700 |
Прием врача — сурдолога (повторный) в течение 3-х месяцев после первичного | 1 800 |
Аудиометрия | 2 500 |
Импедансометрия и тимпанометрия | 1 900 |
КТ уха | 7 500 |
www.celt.ru
Сурдология
Огромную информацию о окружающем нас мире мы получает с помощью слуха. И когда человек не все слышит или не все разбирает из услышанного, это может ухудшать его качество жизни.
Врач сурдолог – это ЛОР-врач, который занимается проблемами слуха. Врачи сурдологи ГБУ РО «ОКДЦ» проводят консультирование пациентов с нарушениями слуха начиная с периода новорожденности ( в возрасте от 1 месяца).
В сурдологическом кабинете выполняются следующие аудиологические исследования: тональная пороговая аудиометрия, тимпанометрия с импедансометрией, регистрируется задержанная вызванная отоакустическая эмиссия. После постановки диагноза выдаются слуховой паспорт и рекомендации по лечению, профилактике и слухопротезированию. При необходимости назначается дообследование (СКТ, МРТ и др.) и консультации смежных специалистов (отоларингологов, невропатологов).
Когда стоит обратиться к сурдологу:
- Вы стали часто переспрашивать
- Отмечаете ухудшение слуха
- Вы не все разбираете из услышанного
- Замечаете, что слушаете телевизор громче, чем близкие, живущие с вами
- Вас беспокоит звон или шум в ушах
- У вашего ребенка задержка речевого развития
- Ваша работа связана с шумом или вибрацией.
Мы проводим аппаратные методы лечения хронической сенсоневральной тугоухости, в том числе транскраниальную электростимуляцию на аппарате «Трансаир – 01».
Врачи отделения Сурдология
rokdc.ru
98.Сурдологическая помощь.
Сурдологией называется специальный раздел отиатрии, выделенный для всестороннего изучения и организации профилактики и лечения ряда патологических процессов, ведущих или уже приведших к стойкой форме тугоухости.
Одной из наиболее характерных особенностей стойкой тугоухости является ее связь с речевыми расстройствами, что особенно ярко выявляется в раннем детском возрасте, когда глухота или резкая тугоухость обусловливают невозможность развития нормальной речи. У ребенка, который не слышит речи окружающих, образуются только эмоциональные звуки без артикуляции.
Если уже научившийся говорить ребенок становится глухим, то, потеряв контроль над своим голосом, он не может корригировать те неправильные кинестетические импульсы, которые при этом возникают. Речь его теряет свою мелодичность, делается монотонной, неритмичной. Эти же изменения, но в несколько ослабленном виде, отмечаются и в речи поздно оглохших взрослых.
Помощь тугоухим заключается в применении фармакологических и физиотерапевтических средств, а также в использовании приемов, рассчитанных на воспитание слуха (реэдукация), в обучении оглохших чтению с лица. Наконец, большое место в оказании помощи тугоухим занимает так называемое «протезирование» их — подбор аппаратов, улучшающих слух.
Из изложенного видно, что в сурдологической помощи нуждаются главным образом лица с сильной формой тугоухости, т. е. те лица, которые не воспринимают разговорную речь на близком расстоянии.
Тугоухостью называется такая степень понижения слуха, при которой больной испытывает затруднения при обычном речевом общении с окружающими.
Практически глухим считается человек, который даже у самого уха не воспринимает громкую речь.
Практически в группу сурдологических больных включаются: 1) лица со стойкими последствиями гнойных и негнойных средних отитов, с сухими перфорациями барабанных перепонок, рубцами, сращениями слуховых косточек, слипчивыми или адгезивными катарами среднего уха, с образованием спаек между стенками барабанной полости и слуховыми косточками, а также с дефектами в цепи косточек, фиброзом слизистой оболочки, особенно в области окон, частичной или полной эпидермизацией полости, последствиями после РО, атрезией наружного слухового прохода и т. д.; 2) больные отоспонгиозом; 3) лица с дистрофическими изменениями в улитке; 4) лица с поражением слухового нерва, проводников и центров (невриты кохлеарной ветви, корковая глухота).
Диагностика тех заболеваний, которые могут вести к глухоте, изложена в предыдущих главах. Особое внимание следует обратить на точное исследование слуха и его динамику, для чего необходимо проводить повторные исследования слуха. Особенно важно проводить дифференциальную диагностику между заболеваниями среднего уха и дегенерацией кортиева органа, а также невритами кохлеарной ветви. Лица с выраженной перцептивной глухотой, безусловно, нуждаются в сурдологической помощи; наоборот, в отношении лиц с поражением звукопроводящего аппарата должны быть испробованы все виды консервативной и хирургической помощи, прежде чем заявить о необратимости или стойкости изменений в системе среднего уха. Особую осторожность необходимо соблюдать при наблюдении за детьми из-за трудности у них точной аудиометрии. Кроме того, важно иметь в виду, что заболевания лимфатического кольца (аденоиды), а также латентные синуиты у детей могут чрезвычайно неблагоприятно влиять на слуховую функцию.
Профилактика заключается в предупреждении воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей и среднего уха, а также детских инфекций. Следует стремиться к устранению, по возможности, экзогенных и эндогенных источников интоксикации, звуковой травмы и т. д. Показано энергичное лечение острых и хронических средних отитов с целью предупреждения лабиринтитов и стойких последствий гнойных отитов.
Следует обратить внимание на возможный вред для слуха маскирующего действия антибиотиков, особенно при бесконтрольнопроводимом лечении острых отитов и мастоидитов. Нередко при этом наблюдается затяжное течение воспалительного процесса с избыточным образованием грануляционной ткани с последующим фиброзом и рубцеванием. Функциональные результаты могут быть улучшены при активной комплексной терапии (парацентез, мастоидотомия, массаж, физиотерапевтические мероприятия, применение фармакологических и эндокринных препаратов — АКТТ и др.). Следует избегать у детей производства типичной РО, заменяя ее функциональными вариантами операции.
Важным мероприятием является диспансеризация детей с понижением слуха (массовые проверки слуха в школах и детских садах).
studfiles.net