Симптом наперстка в стоматологии – .

Содержание

Причины и условия формирования патологического прикуса. Функция дыхания

Функция дыхания

Во всех возрастных периодах нормой является носовое дыхание. При этом создается целый ряд благоприятных условий для формирования прикуса:
• сомкнутые губы уравновешивают давление, оказываемое на челюсти мышцами языка;
• рот закрыт, и нижняя челюсть зафиксирована в положении, соответствующем нормальному прикусу;
• поток воздуха, проходящий через носоглотку, увлекает с собой воздух из полости рта, в результате чего здесь создается отрицательное давление, которое оказывает равномерное стимулирующее воздействие на все участки альвеолярных отростков и неба;
• язык прилежит к небу и уравновешивает давление, оказываемое на него воздушной струей, проходящей через носовые ходы.

Ротовое дыхание считают патологическим главным образом из-за того, что в этом случае воздух не проходит через очищающие, согревающие и увлажняющие «фильтры» носовой полости, не вентилирует пазухи черепа. С точки зрения стоматолога, дыхание через рот является вредным еще и потому, что резко изменяет нагрузку на растущие кости и неизбежно приводит к серьезным деформациям челюстно-лицевой области.

В связи с тем, что при привычном ротовом дыхании рот остается приоткрытым, нижняя челюсть смещается книзу и кзади, диафрагма дна полости рта расслабляется, из-за чего страдает эстетика (увеличивается нижняя треть лица, возникает «второй подбородок») и изменяется соотношение челюстей (нижняя челюсть занимает дистальное положение). Разомкнутые губы не могут уравновесить то давление, которое оказывается на фронтальные зубы языком, поэтому зубы выдвигаются вперед и формируется протрузия.

При ротовом дыхании язык, освобождая путь потоку воздуха в ротоглотку, выдвигается вперед и располагается на дне полости рта. Челюсти не получают необходимых механических стимулов роста, что и приводит к деформации зубных рядов. Поток воздуха, проходя через полость рта, оказывает положительное давление главным образом на твердое небо и поэтому стимулирует избыточный рост формирующих его костей. Такое небо выгибается в полость носа и имеет вид высокого, резко сужающегося кверху купола, и поэтому называется «готическим». Поскольку положительное давление потока воздуха практически не воздействует на альвеолярные дуги, они остаются недоразвитыми, а зубные ряды — суженными, со скученностью зубов (рис. 7.5).


Рис. 7.5. Патология прикуса при ротовом дыхании.

Причины ротового дыхания могут быть различными. Во-первых, дыхание через рот может быть затруднено временно, в результате острого ринита и других острых респираторных заболеваний. Если эпизоды ОРЗ не повторяются слишком часто, то формирование прикуса не нарушается. Хроническое ротовое дыхание чаще всего связано с нарушением проходимости носовых ходов (искривление носовой перегородки, хронический ринит, полипы и т.д.) и патологией носоглотки (гиперплазия аденоидов). Еще одной причиной привычного ротового дыхания является снижение тонуса мышц, поднимающих нижнюю челюсть и замыкающих ротовую щель, т.е. нейромышечный стереотип открытого рта, формирующийся на фоне ЛОР-патологии и часто сохраняющийся после восстановления проходимости носовых ходов или возникающий самостоятельно.

Для предупреждения формирования патологического стереотипа ротового дыхания родители должны обеспечивать и контролировать характер дыхания ребенка с самого раннего возраста. Носовые ходы должны быть всегда свободны, поэтому необходимо регулярно прочищать их от слизи. Рот младенца должен быть закрыт как во время сна, так и в период бодрствования. Нужно следить за тем, чтобы во время сна голова ребенка не была запрокинута. Если у спящего ребенка мышцы, закрывающие рот, расслабляются, нужно легко прикоснуться к подбородку ребенка и, не тревожа его сон, закрыть рот; можно подвязывать нижнюю челюсть косынкой. При первых признаках стойкого нарушения проходимости носовых ходов ребенка следует показать ЛОР-врачу.

Диагностика патологии функции дыхания проводится в ходе клинического стоматологического обследования.

Приоткрытый рот и иссушенная красная кайма губ свидетельствуют о ротовом дыхании. Следует выяснить из анамнеза, какой характер — острый или хронический — имеет данное нарушение функции. О продолжительности нарушения функции дыхания можно более или менее объективно судить по состоянию прикуса пациента (см. выше) и некоторым лицевым признакам.

При длительном, многолетнем ротовом дыхании, сформированном с раннего детства, ноздри остаются «неразработанными», плоскими, с щелевидными входами, а переносица расширяется (это объясняют компенсаторным увеличением размеров недостаточно вентилируемой при ротовом дыхании лобной пазухи).

Чтобы определить стратегию лечения, выясняют, существуют ли объективные возможности для дыхания через нос. Пациента просят плотно закрыть рот на 10—15 с (или набрать в рот воды) и попробовать при этом дышать; для контроля движения воздуха к ноздрям пациента подносят рыхлый ватный фитиль или сухое стоматологическое зеркало. Если дыхание через нос возможно, то единственной причиной привычного ротового дыхания считают снижение тонуса мышц, закрывающих рот, что следует лечить при помощи специальной миогимнастики (см. далее) и контролирующих мер.

Если обнаруживается непроходимость носовых ходов, пациента направляют на лечение к терапевту, педиатру (в случае ОРЗ) или к оториноларингологу (при хронической патологии). После ЛОР-санации пациента приглашают на повторное обследование и, если обнаруживают, что функция дыхания не нормализовалась, организуют для него курс миогимнастики.

Функция глотания

Акт глотания является сложным действием, которое становится возможным при хорошей координации работы многочисленных мышц. С точки зрения влияния на формирование прикуса, самое важное место в этом комплексе занимает язык.

Существенное значение имеют размеры языка. При макроглоссии язык занимает всю полость рта, продвигается в прилежащие зоны и деформирует там органы и ткани: прокладывается между зубами и формирует открытый прикус, уменьшает размеры надгортанника. Контуры увеличенного языка обычно фестончатые, с отпечатками зубов, кончик языка при его высовывании свободно достигает подбородка, что помогает клинической диагностике макроглоссии. Эта аномалия часто имеет место при микседеме, кретинизме, гипофизарном нанизме, болезни Дауна.

В случае истинной макроглоссии, подтвержденной данными цефалометрии, для предупреждения (или лечения) открытого прикуса проводят операцию резекции языка. При микроглоссии язык занимает лишь небольшую часть полости рта, в покое не прикасается к зубам, а при высовывании с трудом достигает нижних резцов. Дно полости рта приподнято, его свободные участки видны по обе стороны языка. Зубная дуга не испытывает центробежного давления языка и поэтому не достигает нормальных размеров. В результате премоляры прорезываются скученно, третьи моляры располагаются в углах нижней челюсти, зубы боковых сегментов смещаются и наклоняются к центральной линии, нижние резцы наклоняются в оральном направлении, верхние резцы — в лабиальном. Наличие у ребенка гипоглоссии диктует необходимость его постоянного наблюдения у ортодонта.

Давление, оказываемое мышцами языка на опорные зоны во время глотания, достигает 300—800 г/см2, поэтому патология глотания рассматривается в ортодонтии как очень важный управляемый фактор риска. Глотание является врожденной функцией, но, как было отмечено ранее, с возрастом норма глотания должна изменяться в соответствии с изменяющимися условиями в полости рта и таким образом благоприятствовать правильному формированию прикуса.

Ребенок рождается с уже сформированным инфантильным типом глотания, приспособленным к беззубым челюстям и к основному способу добычи пищи ребенком до шестимесячного возраста — к сосанию. При нормальном развитии после прорезывания зубов язык подвергается функциональным и позиционным перестройкам: он постепенно перемещается кзади, приучается контактировать во время глотания с фронтальными зубами (смешанный тип нормального глотания), а позже — с небно-альвеолярной зоной (соматический тип). Переходный период «созревания» смешанного глотания до уровня соматического в норме заканчивается к 4—5 годам жизни ребенка.

Цикл соматического глотания состоит их четырех фаз

I фаза. Передняя треть верхней поверхности языка остается плоской или вогнутой. Пищевой комок собирается на плоскости передней трети языка или в подъязычной зоне, впереди от смещенного кзади языка. Задняя часть спинки языка изогнута, плотно контактирует с мягким небом (пища не проглатывается!). В этой фазе губы и зубы чаще не сомкнуты.

II фаза. Спинка языка сворачивается желобком или прогибается в средней трети. Кончик языка движется вверх. Мягкое небо поднимается и смещается кзади, при этом образуются две щели: небно-язычная и небно-глоточная. Пищевой комок продвигается кзади. Наблюдается легкое смыкание губ и передних зубов.

III фаза. Передняя часть языка прижимается к твердому небу. Задняя треть спинки языка снижается, открывая пищевому комку вход в глотку. Начинает сокращаться верхний глоточный констриктор, мягкое небо изгибается — формируется небно-глоточное смыкание, т.е. разобщение носоглотки и ротоглотки. Зубы и губы сомкнуты.

IV фаза. Спинка языка выгибается вверх и передвигается кзади. Ткани глотки и мягкого неба смещаются вниз и кзади. В результате пищевой комок продавливается за пределы ротоглотки подобно тому, как зубная паста выдавливается из тубы.
Однако, своевременное созревание функции глотания происходит далеко не во всех случаях: инфантильное глотание сохраняется у 90% трехлетних детей и у 3% двенадцатилетних.

Патологическое инфантильное глотание отличается от соматического во второй и третьей фазе: язык не смещается кзади, а наоборот, вытягивается вперед, прокладывается между зубами и замыкает собою губную щель (при этом губы и зубы не имеют нормального контакта). Язык отталкивается от губ, периоральные мышцы — круговая мышца рта, щечная, подбородочная — напряжены. Часто при патологическом инфантильном глотании наблюдается, так называемый симптом наперстка или мяча для гольфа:

если в кожу вплетаются волокна подбородочной мышцы, то при ее сокращении на подбородке образуются втяжения, ямки. При таком глотании язык оказывает вертикальное давление на фронтальные участки зубных дуг верхней и нижней челюстей, в результате чего альвеолярные отростки выгибаются, соответственно, вверх и вниз, образуя вертикальную щель и формируя открытый прикус. Из-за дискоординации мышц, участвующих в акте глотания, дистальные участки зубных дуг не получают должных стимулов к развитию и остаются суженными.

Причиной патологического инфантильного глотания может быть вынужденное переднее положение языка (рис. 7.6): при ротовом дыхании таким образом инстинктивно увеличивается пространство для прохождения воздуха, при гипертрофии глоточных миндалин — облегчается продвижение пищевого комка в глотку. Среди других причин недоразвитости функции глотания называют макроглоссию, нарушение тонуса мышц языка, длительное кормление из бутылочки, привычное сосание языка, отсутствие адаптации к твердой пище, предшествующие аномалии прикуса, патологию ЦНС.


Рис. 7.6. Деформация прикуса при патологическом инфантильном глотании.

Диагностика инфантильного глотания заключается в определении переднего положения кончика языка во время глотания при клиническом исследовании. Врач пальцами разводит и удерживает губы ребенка, просит его проглотить слюну, наблюдая при этом, не прокладывает ли ребенок язык между зубами. Другим важным признаком патологии глотания является симптом наперстка. Более достоверную информацию можно получить, используя методы миографии, палатографии (получение на небе отпечатков языка, покрытого краской или оттискным материалом), рентгенографии и т.д.

При смешанном патологическом глотании нарушения функции и их причины практически совпадают с таковыми при инфантильном глотании, с тем отличием, что в III фазе язык не прокладывается между зубами, а упирается в них.

Следствием постоянного давления на зубы становится избыточный рост фронтальных участков челюстей, вестибулярный наклон зубов, наличие между ними трем. При клиническом исследовании в III и IV фазах глотания видно, что зубы верней и нижней челюстей плотно сжаты, а язык внедряется в широкие межзубные промежутки.

Стоматолог должен внушить родителям, что формирование правильного глотания у здорового ребенка во многом зависит от организации его вскармливания. Родители должны своевременно (на 4—5-м месяцах жизни) вводить в рацион ребенка плотные по консистенции виды прикорма, не вкладывать ложку в рот ребенка, но приучать его снимать пищу с ложечки губами, не допускать запивания пищи, пресекать избирательное отношение ребенка к твердой и жидкой еде и т.д. 

Для нормализации глотания следует выявить и по возможности устранить все объективные предпосылки недоразвития этой функции: нормализовать дыхание, устранить имеющиеся зубочелюстные аномалии, при помощи специальных комплексов миогимнастики (см. далее) повысить тонус мышц языка и таким образом создать стереотип правильного глотания. В ряде случаев для коррекции глотания необходимо применять специальные ортодонтические аппараты, препятствующие выдвижению языка вперед.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

medbe.ru

занятие 9

Кафедра стоматологии детского возраста КрасГМА

ЗАНЯТИЕ № 9 (V семестр)

Тема занятия:

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ, ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ.

Форма и организация учебного процесса:

Практическое занятие.

Актуальность темы:

Проблема оказания стоматологической помощи детям с зубочелюстными аномалиями и деформациями в условия стоматологических поликлиник является актуальной в связи с высокой распространенностью ЗЧА в структуре стоматологической заболеваемости у детей. Кроме того, важными являются сведения о влиянии вредных привычек на формирование зубочелюстных деформаций.

Цель занятия:

На основе знаний о морфологической и функциональной норме в развитии зубочелюстной системе, научиться выявлять и устранять вредные привычки у детей.

Обучающийся должен:

  • изучить классификацию вредных привычек по В. П. Окушко;

  • изучить способы устранения вредных привычек;

  • изучить морфо — функциональные особенности периода формирования временного прикуса;

  • изучить морфо — функциональные особенности беззубого рта новорожденного;

  • изучить морфо — функциональные особенности периода сформированного временного прикуса;

  • изучить морфо — функциональные особенности периода сменного прикуса;

— научить проводить диагностику морфо – функциональных нарушений в постоянном прикусе;

  • отработать навыки по проведению профилактических осмотров и оценке состояния органов и тканей полости рта.

  • оценке состояния органов и тканей полости рта.

План изучения темы:

1. Исходный контроль знаний (тесты).

2. Самостоятельная работа:

  • проведение осмотров полости рта у детей;

  • разработка рекомендаций по подбору предметов и средств гигиены полости рта детям с учетом возраста, состояния гигиены полости рта и степени активности кариеса зубов;

  • разработка рекомендаций по устранению вредных привычек;

— решение ситуационных задач.

3. Итоговый контроль знаний:

— решение ситуационных задач

Основные понятия и положения темы:

Под «вредными» привычками в стоматологии принимают разнообразные детские привычки, отрицательно сказывающиеся на росте и развитии челюстных и других лицевых костей и прилежащих к ним мягких тканей.

Классификация вредных привычек (по В.П.Окушко)

1. Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции )

а) привычка сосания пальцев

б) привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов

в) привычка сосания и прикусывания языка.

2. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции )

а) нарушение функции жевания

б) неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.

в) неправильная речевая артикуляция

3. Зафиксированные позо — тонические рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое

а) неправильная поза тела и нарушение осанки

б) неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.

Сочетание нескольких вредных привычек у дошкольников наблюдается в 13%. Частота вредных привычек с возрастом уменьшается: от 24% в 1-3 года до 12% в 3-5 лет и 7,6% у 6-7 летних детей, тогда как частота ЗЧА, напротив, увеличивается.

Наиболее распространены вредные привычки сосания. Следствием длительного пользования пустышкой и соской является открытый прикус во фронтальном участке, протрузия резцов верхней челюсти, сужение верхнего зубного ряда. Можно предположить, что появлению вредных привычек сосания должно способствовать кормление ребенка из соски с большим отверстием, когда молоко свободно вытекает из бутылки.

Привычка сосать большой или указательный палец возникает обычно в 5 лет. Если не устранить вредную привычку, то могут возникнуть серьезные деформации зубных рядов, открытый во фронтальном участке прикус, сужение верхнего зубного ряда и др.). Раннее выявление и ликвидация вредной привычки позволяют предупредить развитие деформации или исправить ее с помощью простых съемных ортодонтических аппаратов.

Отмечено появление вредных привычек сосания у здоровых детей во время соматических и инфекционных заболеваний, стрессовых ситуаций.

Появление ЗЧАД тесно связано с удалением зубов. Только у половины детей с удаленными временными молярами сохраняется ортогнатический прикус. У остальных детей выявлены дистанальная и в полтора раза чаще мезиальная окклюзия. При оценке положения зубов обнаруживается смещение соседних впереди и позади расположенных зубов в сторону дефекта зубного ряда. Особенно нежелательно удаление временных моляров для прорезывания первых постоянных моляров. Установлено, что чем раньше были удалены зубы, тем больше вероятность появления аномалий.

Нарушение деятельности мышц ЧЛО может привести к неправильному росту челюстей и деформации зубных рядов. При ортогнатическом прикусе функциональные нарушения круговой мышцы рта наблюдаются только в 12,4%, тогда как при аномалиях окклюзии — в 68%. Доказана эффективность тренировок с вестибулярной пластинкой для устранения сагиттальной щели и уменьшения длины верхней зубной дуги.

Выявлено повышение тонуса собственно жевательных мышц у детей с дистальным прикусом, а сократительная способность и амплитуда сокращения оказались сниженными. Биоэлектрическая активность круговой мышцы рта снижена, но повышена активность мышц языка, причем сократительная способность последних больше, чем сократительная способность мышц верхней губы.

Установлено, что удлинение фронтального отдела верхнего зубного ряда и наклон резцов верхней челюсти вперед тем больше, чем выраженнее отклонение функциональных показателей мышц верхней губы и языка. У детей с прогеническим прикусом имелось несколько увеличенное давление языка на верхний и нижний зубной ряд, в отличие от детей с ортогнатическим и прогнатическим прикусом. При открытом прикусе была снижена сила сокращения височных и жевательных мышц, но увеличена сила мышц, опускающих нижнюю челюсть, снижение сократительной способности жевательных мышц во время жевания может быть одной из причин зубоальвеолярного удлинения в боковых отделах.

Кроме всех вышеизложенных факторов необходимо учитывать также состояние окружающей среды, поскольку для нормального развития и формирования ЗЧС, как и организма в целом, требуются определенные экологические условия, причем их ухудшение отрицательно сказывается на этих закономерных процессах. Распространенность ЗЧА у обследованных детей, проживающих в Брянской области и подвергшихся радиоактивному излучению, была в 1,8 раза выше в группе детей, родившихся после Чернобыльской аварии, чем в контрольной.

Установлен более высокий уровень стоматологической заболеваемости у детей, проживающих в промышленных районах и подвергающихся воздействию атмосферных загрязнителей крупных промышленных предприятий г. Новосибирска, г. Читы , г.Красноярска.

Врач-ортодонт обязательно должен обращать большое внимание на общее состояние и развитие детского организма. Особенно тесный контакт между ортодонтом и педиатром должен иметь место при лечении детей с хроническими заболеваниями (астма, диабет, заболевания крови и т.п.). Применение ортодонтической аппаратуры, либо безаппаратурных методов лечения у таких детей дает дополнительную нагрузку, часто усугубляющую течение хронического заболевания. Любое воздействие на организм вызывает ответную реакцию со стороны ЦНС. Кроме того, возможны негативные изменения в полости рта при аппаратурном лечении.

Основную роль в разработке методики профилактики и раннего лечения аномалий играет изучение и внедрение в практику работы ортодонта этиопатогенетической терапии. Вопросы распространенности патологии требуют всестороннего комплексного исследования причин их возникновения и развития, поскольку до 90% исследований, выполненных в мире, относятся к изучению влияния изолированных факторов на один из компонентов здоровья.

СХЕМА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЙ

(«вредные привычки», их последствия и способы устранения)

Вредная привычка

Вид зубочелюстной деформации

Способы устранения

1. Сосание пальцев

Дистальная окклюзия, ложная прогнатия верхней челюсти, ложная прогнатия нижней челюсти, глубокая резцовая окклюзия, вертикальная резцовая дизокклюзия.

Ортодонтические аппараты

(вестибулярная пластинка, двойной щит), соска с надрезами, одетая на палец, манжетки на локтевые сгибы

2.1.Прикусывание нижней губы

Прогнатия верхней челюсти с протрузией верхних резцов, дистальное смещение нижней челюсти и задержка развития ее фронтального отдела

Ортодонтические аппараты

(нижнечелюстная пластинка с вестибулярной дугой и пластмассовой подушкой, вестибулярная пластинка)

2.2. Сосание верхней губы

Небный наклон верхних резцов, недоразвитие фронтального участка верхней челюсти

То же

2.3. Сосание щек

Сужение обеих челюстей, вертикальная резцовая дизокклюзия.

Аппарат — двойной щит

2.4. Прикусывание или сосание

глубокая резцовая окклюзия, вертикальная резцовая дизокклюзия., протрузия верхних резцов, ретрузия нижних резцов, дистальная окклюзия.

Аппарат — вестибулярная пластинка, локтевые манжетки

3. Сосание и прикусывание прокладывание языка

вертикальная резцовая дизокклюзия., прогнатия нижней челюсти, перекрестный прикус, ретенция зубов, неправильное прорезывание зубов и их положение

Аппарат — двойной щит, пластинка с заслонкой для языка, вестибулярная пластинка

4. Жевание на одной стороне

Перекрестный прикус, мезиальная окклюзия, замедление процесса смены зубов на нерабочей стороне.

Беседа с родителями и ребенком

5. Нарушение функции глотания ( инфантильное глотание)

вертикальная резцовая дизокклюзия., диастема, протрузия верхних резцов, ретрузия нижних резцов, сужение верхней зубной дуги

Миогимнастика

6. Ротовое дыхание

вертикальная резцовая дизокклюзия, прогнатия верхней челюсти, формирование «готического» неба

Аппарат — вестибулярная пластинка с выпиленными отверстиями, подбородочная праща с вертикальной тягой, двойной щит

7. Сон на низкой подушке

Дистальная окклюзия.

Беседа с родителями и ребенком

8. Сон на высокой подушке

Мезиальная окклюзия.

То же

9. Подкладыва-ние руки под щеку во время сна

Перекрестный прикус

То же

10. Сосание соски пустышки после 1 года жизни

Дистальная окклюзия, вертикальная резцовая дизокклюзия

Аппарат — вестибулярная пластинка. Назначение перед сном препаратов седативного действия (по возрастным дозировкам )

ЛДС: Нарушение функции речи

Виды нарушения речи

1. Шепелявость (сигматизм)

— подражание (вредная привычка)

— укороченная уздечка языка

— нервно- психический или психогенный фактор

2. Гнусавость и косноязычие

— раннее прорезывание сверхкомплектных зубов или потеря зубов

— при врожденных расщелинах

Клинические методы выявления нарушения речи

Беседа с ребенком.

Недостаток слуха: а) устный счет; б) чтение стихов.

Фразы с большим количеством шипящих.

Связь нарушения речи с аномалиями зубочелюстной системы

Зубочелюстные аномалии и деформации нередко приводят к неправильной речевой артикуляции языка и губ .

Нарушение речи определяется у 70% детей с зубочелюстными аномалиями. Около 30% детей говорит правильно, что связано с адаптацией за счет усиленной функции отдельных мышц или их групп.

Методы устранения нарушения речи

Консультация и лечение у логопеда и лечение аномалий.

ЛДС: Клиническая характеристика функции глотания

Нормальное глотание

Неправильное глотание (инфантильное)

инфантильный тип (до 2-3 лет)

соматический тип(2,5-3 года)

Характеристика лицевых признаков и положения языка

Язык отталкивается от сомкнутых губ, функция жевания находится в стадии становления

Язык отталкивается от сомкнутых зубных рядов и небного вода. Губы сомкнуты, мышцы лица не напряжены. Отмечается перистальтика мышц подбородочной области.

При значительном нарушении функции глотания определяется активность всех мимических мышц, а иногда мышц шеи, иногда дрожат веки, вытягивается и наклоняется голова. Симптом наперстка — точечные углубления в области углов рта и подбородка за счет напряжения мышц нижней челюсти, губы и подбородка.

Диагностическая проба

а) проглатывание воды

Толчок кончика языка о внутреннюю поверхность губы и последующее ее выбухание.

б) Быстрое отодвигание губ после глотания

Язык располагается между зубными рядами (губы не сомкнуты), щеки являются опой для языка.

Причина нарушения функции глотания

Вредная привычка, следствие аномалии и деформации зубочелюстной системы (прогнатический и открытый прикус) функциональные нарушения нервной системы и соматические заболевания

Связь аномалий зубочелюстной системы с нарушениями функции глотания

Неправильное положение языка приводит к открытому, прогеническому, прогнатическому, перекрестному, глубокому прикусу, в зависимости от направления силы действия мышц языка, на тот или иной участок челюсти.

Практическая работа:

Для подготовки к занятию необходимо изучить материал, который позволяет логически подойти к необходимости назначения различных профилактических мероприятий детям с вредными привычками в зависимости от возраста и выявленных нарушений в зубочелюстной системе.

В связи с этим, следует повторить материал, касающийся основ строения и физиологии зубочелюстной системы. Необходимо вернуться к теоретическим основам профилактики кариеса зубов и зубочелюстных аномалий и деформаций, а также повторить вопросы, касающиеся понятия «здорового образа жизни» с точки зрения стоматолога.

С целью реального знакомства со способами выявления и методами устранения нарушений в зубочелюстной системе целесообразно провести осмотры полости рта у детей ДОУ, с последующими рекомендациями по устранению вредных привычек.

Задания на уяснение темы занятия, методики вида деятельности:

Тесты, ситуационные задачи с эталонами решений.

Список тем УИРС:

1. Роль генетических факторов в развитии ЗЧА у детей.

2. Диагностика нарушений функций зубочелюстной системы.

3. Влияние экзогенных факторов на развитие ЗЧАД.

4. Способы устранения вредных привычек у детей.

Рекомендуемая литература:

  1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с.

  2. Баум Л. с соавт, Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005.

  3. Особенности обезболивания при лечении стоматологических заболеваний у детей / Ред. С.А. Рабинович. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 120 с.

  4. Луцкая И. К. Руководство по стоматологии: Практическое пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 540 с.

  5. Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

7

studfiles.net

  2.2. ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ

  Основными функциями зубочелюстной системы являются жевание, глотание, речь, дыхание, открывание и закрывание рта.
Нарушение жевания из-за отсутствия отдельных или всех зубов либо их неправильного смыкания отрицательно влияет на пищеварение, может быть причиной перегрузки или недогрузки отдельных участков зубных рядов, зубоальвеолярного удлинения смещения зубов в сторону дефекта или нижней челюсти в различных направлениях. Нередко затруднены откусывание пищи при зубочелюстных аномалиях, локализующихся в переднем участке зубных дуг, и ее пережевывание при нарушениях в их боковых участках.
Резко выраженные изменения прикуса, особенно сагиттальные и вертикальные, характеризуются уменьшением площадей жевательных поверхностей зубов, контактирующих во время жевания. Такие нарушения приводят к удлинению времени пережевывания пищи и затрудняют ее измельчение. Деформации зубных дуг, обусловленные ретенцией зубов, их ранней потерей в результате- кариеса, пародонтоза, воспалительных или травматических повреждений, приводят к неблагоприятным последствиям, которые бывают особенно значительными при множественной или полной адентии.
Неправильное глотание отрицательно влияет на функции мышц в области рта, на формирование зубочелюстной системы и может быть причиной удлинения срока ортодонтического лечения и реци-дивов зубочелюстных деформаций. Неправильное глотание определяют на основании данных электромиографии и клинического обследования больного. При этом наблюдают повышенную активность мимических мышц, особенно подбородка и нижней губы. С целью выявления изменений больному предлагают проглотить воду. Если в это время отмечают толчок кончика языка о внутреннюю поверхность губы и последующее ее выбухание, то диагностируют нарушение функции глотания. При этом зубные ряды разобщаются, и увеличивается высота нижней части лица. В некоторых случаях на коже подбородка и возле углов рта заметны точечные углубления («симптом наперстка»), характеризующие повышенное напряжение мимических мышц. Если во время глотания быстрым движением раздвинуть губы, то можно увидеть характерное расположение кончика языка между зубными рядами. Подрастая, ребенок продолжает при глотании упираться языком в губы и щеки. Постоянное переднее положение языка способствует развитию аномалий прикуса. Губы и щеки становятся опорой для языка. Инфантильный способ глотания сохраняется на многие годы или на всю жизнь (рис. 3). При врожденной расщелине твердого и мягкого неба нарушение глотания возникает вследствие сообщения между полостями рта и носа.
Функция речи. Артикуляция может быть неправильной, что заметно в покое, но особенно во время речи. Для определения изменений пациенту предлагают произнести фразы с большим количе-
0    t r^r\f\
3—1303
33


ством свистящих и шипящих звуков. Нечеткое произношение и расположение кончика языка между зубными рядами свидетельствуют о неправильной артикуляции, что нередко сочетается с наличием щели между зубными рядами. В таких случаях требуется консультация логопеда.
Функция дыхания. Затрудненное носовое или ротовое дыхание характеризуется несмыканием губ, изменением положения языка» что влияет на формирование зубных рядов и прикуса. При этом ноздри обычно узкие, переносица широкая, губы не сомкнуты, контур подбородка нередко двойной (симптом глосоптоза). Положение языка в полости рта нарушается: его кончик смещается кзади» спинка располагается низко, пространство между корнем языка и мягким небом увеличивается.
Затрудненное носовое или ротовое дыхание определяют путем поочередного прикладывания к ноздрям ворсинок ваты, при этом наблюдают их отклонение при вдохе и выдохе либо отсутствие колебаний. Пациенту предлагают также взять в рот воду и удерживать ее. Если дыхание носовое, то это возможно, если оно ротовое, то через некоторое время больной вынужден проглотить воду, чтобы сделать вдох. В таких ситуациях требуется консультация отори-ноларинголога, поскольку увеличенные аденоиды и миндалины являются механическими препятствиями для носового дыхания.
Нарушение закрывания рта может быть симптомом расстройства функции дыхания или самостоятельным изменением. Постоянное ротовое дыхание (несмыкание губ) приводит к нарушению синергизма и антагонизма циркулярных и радиальных пучков круговой мышцы рта с преобладанием последних (симптом «шатра»
34

или «лука»). Под нижней губой образуется глубокая супрамен-тальная борозда, неправильная функция подбородочной мышцы приводит к выпячиванию губ. Нарушается клапанная функция губ, исчезает отрицательное давление в полости рта, развивается глосо-птоз, изменяются функции глотания и речи.
В тех случаях, когда нарушение закрывания рта не связано с изменением дыхания, речь идет об ослаблении психологической готовности пациента к совершению волевых поступков, поскольку рот с филогенетической точки зрения является «инструментом» нападения и защиты.

www.med24info.com

Причины неровных зубов

Для каждого пациента решившего лечиться брекетами, важно разобраться в причинах неровных (кривых) зубов. Если не выполнить этого важного этапа, лечение будет идти долго и не эффективно. Результат будет не идеальным, а с течением времени наступит рецидив.

Формирование прикуса происходит в детстве, под воздействием нагрузок направленных на зубы и зубные ряды. Если у ребенка нет баланса сил или силы аномальны, то формируется неправильный (патологический) прикус.
Лечение брекетами также построено на приложении сил к зубам. Лечебные, ортодонтические силы направлены в правильном направлении и имеют верную дозировку по величине. Такие лечебные силы продуцирует брекет система.

Важно!
Если силы, формируемые брекет системой и разрушающие силы, ставшие причиной неровных зубов, будут действовать одновременно, то возникнет конфликт. Ведь они действуют в разных направлениях. Лечение будет идти плохо, а результат лечения будет некачественным – это во-первых.
Во-вторых. Если не устранить причину неровных зубов, то после лечения брекетами обязательно будет наблюдаться рецидив. Это касается любой ортодонтической патологии.

 

Какими бывают неровные зубы?

Врачи ортодонты, формулируя ортодонтический диагноз, описывают два параметра — это форма патологии и сложность случая. Пациенту также полезно знать, что является более простым в его лечении, а что более сложным.

  1. Неровные зубы — это самая простая патология. Но проявления могут быть разными. Это всевозможные наклоны, повороты и развороты зубов, а также комбинации. Степень выраженности неровных зубов определяется степенью скученности зубов.
  2. Неровные зубные ряды (аномалии формы зубного ряда). В норме форма зубного ряда эллипс. Исправление деформация зубного ряда является более сложной задачей, чем лечение неровных зубов. Чаще нарушения формы проявляются в виде сужения зубного ряда. Выделяют три степени аномалии: легкая форма, средняя и тяжелая.
  3. Нарушения прикуса — нарушения правил смыкания зубов верхней и нижней челюсти. Нарушения прикуса является самой сложной ортодонтической патологией, часто сочетается с неровными зубами и деформацией формы зубных рядов. Выделяют зубоальвеолярную и скелетную форму патологии прикуса. Зубоальвеолярная — это легкая форма, деформации на уровне положения зубов и их корней. Скелетная — более сложная, деформации на уровне базиса (основания) челюстей.

Все три вида ортодонтических проблем негативно влияют на улыбку и пропорции лица.

Давайте разбираться в причинах неровных зубов. Важно понимать к каким последствиям ведет каждая из них. Как они влияют на ход ортодонтического лечения. Тогда мы сможем разобраться, почему наступает рецидив лечения брекетами. Почему зубы искривляются вновь и вновь даже у звезд и знаменитостей. Но, о зведах во второй половине нашей статьи.

Почему зубы становятся кривыми?

Ученые и практикующие врачи выделяют несколько причин неровных зубов и патологического прикуса.

  • Генетические причины
  • Патологические силы и нагрузки в челюстно-лицевой области
  • Раннее удаление молочных зубов
  • Влияние зубов мудрости
  • Общее состояние здоровья и соматические заболевания
  • Лишние (сверхкомплектные) зубы

 Генетические причины неровных зубов

 Течение всех процессов в организме определяется генотипом человека. Гены передаются из поколения в поколение и определяют строение зубочелюстной системы.

В настоящее время врачи не умеют управлять генным материалом, для нормализации формы и строения зубочелюстной системы. Но будет неправильным не учитывать генотип человека. Влиять на дисбаланс роста челюстей и зубов через другие механизмы — это задача для правильной ортодонтии.

Патологические силы, приводящие к неровным зубам

Как мы уже анонсировали в начале статьи зубочелюстная система формируется под воздействием сил и нагрузок, влияющих на нее. Нагрузки есть полезные и вредные. О некоторых из них: 

Жевательные нагрузки

Жевательные нагрузки полезны для формирования зубочелюстной системы. Это известный медицинский факт — чем больше работает орган, тем выше его потенция к росту. Каждый спортсмен, тренируя мышцы, увеличивает их объем. Каждый ребенок, употребляя более жесткую пищу, стимулирует челюстные кости к более активному росту. Поэтому ортодонты рекомендуют детям употреблять больше жесткой пищи.

Существует гипотеза, что неровные зубы — это продукт прогресса цивилизации. Современный человек употребляет слишком мягкие продукты, прошедшие механическую, химическую и термическую обработку. Наши предки, наоборот, ели грубую пищу.

Да такая точка зрения может существовать, но лишь как гипотеза. То есть она не работает на все 100%. Ведь археологические раскопки подтверждают другой факт — наши предки, которые ели грубую пищу тоже имели неровные зубы.

Вывод. Жесткая пища стимулирует к более активному росту челюстей, но не гарантирует ровных зубов.

Но употреблять в пищу лишь твердую пищу – это лишь полдела. Важно, чтобы жевательный аппарат работал верно. А ведь человек относится к биологическому виду с промежуточным типом жевания. Нам присущи жевательные движения грызунов, хищников и жвачных животных. Именно по этому принципу зубы делятся на разные функциональные группы: резцы, клыки и премоляры, моляры.


  • Резцы человека должны откусывать. Если этот функциональный акт описать примитивно – это движение нижней челюсти открыть/закрыть, точно как у грызунов. Фронтальная группа в этот момент получает нагрузки вдоль оси зубов;
  • Клыки и премоляры разрывают пищу как у хищников. И пусть не так агрессивно, но именно они дробят пищевые куски на более мелкие фрагменты. Здесь также преобладают вертикальные нагрузки, но есть небольшой горизонтальный вектор силы;
  • А вот моляры работают, перетирая пищу. При этом нижняя челюсть скользит вправо/влево. Это значит, что преобладают горизонтальные нагрузки, направленные поперек продольной оси зубов.

Привычки, нарушившие принципы такой механики, приводят к зубочелюстным аномалиям. Нарушение этих законов часто приводит к проблемам в ортопедической стоматологии. Например, если мостовидная конструкция объединяет разные функциональные группы, приводит к разрушению зубов.

 

Нарушение носового дыхания

Болезни носоглотки, нарушение носового дыхания, привычка дышать ртом — все эти причины также негативно влияют на прикус пациента. Это влияние осуществляется также через нагрузки. Работает это через механизм нарушения нормального давления между полостью рта и полостью носа. Также постоянно открытый рот заставляет язык принимать вынужденное положение. Это приводит к недостаточному давлению языка на верхнюю челюсть и избыточному давлению на нижнюю. Чаще всего нарушение нормального носового дыхания приводит сильному сужению верхнего зубного ряда и формированию высокого  узкого неба (готическое небо).

Давление языка

 Давление языка и нарушение правильной работы языка  — это, пожалуй, сама актуальная тема не только как причина неровных зубов, но и как причина препятствующая проведению эффективного лечения.  Французы виновницей необычного поведения мужчины  считают женщину, Cherchez la femme. Ортодонты, сталкиваясь с нарушением прикуса, первым виновником считают язык.

Почему язык? Причины вредного влияния языка лежат в основах физиологии и анатомическом строении. Когда ребенок рождается, он сосет грудь матери. Для этого он напрягает губы, чтобы удерживать сосок. И прижимает язык к губам, чтобы активно втягивать молоко. Если не делать этого, то умрешь от голода. Но такая форма питания должна сохраняться приблизительно до года жизни. От 6 месяцев до 2 лет прорежутся молочные зубы. Если язык будет продолжать находиться в том же положении, то будет давить на зубы, деформируя прикус. Вредное давление губ и языка на зубы в момент глотания называется инфантильным глотанием.  Неправильное глотание можно определить по характерному напряжению губ. В этот момент на подбородке образуются вдавления и ямки — симптом наперстка.

Какие привычки и анатомические предпосылки поддерживают инфантильный тип глотания?

  • Длительное кормление грудью;
  • Длительное использование сосок;
  • Кормление из бутылки с соской в возрасте старше года;
  • Кормление и прием напитков из поильников;
  • Прием пищи с употреблением большого количества жидкости. Привычка запивать во время еды;
  • Короткая уздечка языка.

Особого внимания требуют дети, которые любят запивать во время еды и имеют дефекты дикции. Эти симптомы наблюдаются у детей с короткой уздечкой языка. Такие симптомы — повод обратиться к ортодонту когда ребенку исполниться 5-6 лет.

Сосание большого пальца

Сосание большого пальца относится к вредным привычкам грубо влияющим на прикус ребенка. Палец удерживаемый во рту приводит к развитию очень больших сил. Толкает верхние зубы вперед, а нижнюю челюсть наоборот отталкивает назад. Причина этой стойкой, вредной привычки близка по механизму к инфантильному дыханию. Психологические основы явления прекрасно объясняют работы психологов. Первым из них был Зигмунд Фрейд. Когда ребенок сосет грудь матери, то получает удовольствие от процесса насыщения. Сосание пальца или языка имитирует сосание груди, поэтому поддерживает эффект получения удовольствия.

Нарушение осанки
 Существует теория определяющая взаимосвязь между осанкой человека и формой прикуса пациента. Эта теория особенно популярна среди остеопатов. Невозможно спорить с утверждением, что все в организме находится в тесной взаимосвязи. Поэтому нарушение тонуса мышц спины, обязательно приведет к нарушению тонуса жевательных мышц. Но связь эта не прямая, и на взаимодействие первого и второго звена причинно следственной связи вмешивается еще сотни факторов. Поэтому теория не работает в чистом виде. Но ортодонты справедливо рекомендуют детям активный образ жизни, занятия физкультурой и работу над правильной осанкой. 

 

 

Раннее удаление молочных зубов

Частой ошибкой родителей является небрежное отношение к молочным зубам ребенка. «Они же все равно выпадут», — говорят они. Да, зубы действительно сменятся на постоянные. Но, если придется удалять молочные зубы раньше  времени, то произойдет смещение постоянных зубов. Следствием раннего удаления молочных зубов будут неровные зубы. Зачастую, это дистопия клыков или дистальный прикус.

Сверхкомплектные зубы

Сверхкомплектные зубы — это лишние зубы. Занимая чужое место в зубном ряду, мешают штатным зубам принять свое верное положение. К счастью сверхкомплектные зубы встречаются не часто и отлично лечатся при своевременном обращении к ортодонту.

Зубы мудрости

Зубы мудрости — это безусловное зло. Они болят, воспаляются, разрушают соседние жевательные зубы (семерки), но за ними не замечено, чтобы они влияли на прикус. Ортодонты часто рекомендуют удалять зубы мудрости из соображений профилактики. Но если Вы удалите зубы мудрости — это не гарантирует, что остальные зубы будут сохранять ровное положение.

Общее здоровье

Общие заболевания неблагоприятно влияют на развитие ребенка и его челюстную систему то же. Лечить заболевания и заниматься общим оздоровлением организма необходимо. Но компенсировать проблемы прикуса таблетированными препаратами невозможно. Витамины и препараты кальция только навредят прикусу. Избыток кальция сдерживает рост костей.

Откуда взялись мифы о пользе кальция? Все знают, что рахит приводит к деформациям челюстных костей. А рахит — это недостаток кальция. Но не стоит путать, что такие явления наблюдаются в случае если человек голодает и не получает элементарной нормы пищи. Рахит наблюдается у детей живущих в экстремальных условиях голод, война, многолетние стихийные и социальные катастрофы.
В благополучных условиях организм ребенка имеет достаточное количество кальция. Его избыток приводит к гиперкальциемии. Принимайте такие препараты только по назначению грамотных педиатров.

 Причины рецидива ортодонтического лечения. Почему зубы опять стали кривыми?

Вернемся к вопросу, волнующему каждого пациента. Почему бывают рецидивы ортодонтического лечения? Почему зубы кривятся вновь после снятия брекетов? Почему проблемы возвращаются вновь даже у звезд и знаменитостей, которые могут позволить себе топ лечение, лучшие брекеты и лучших ортодонтов.

Опасность возникновения рецидива очень высока, если проводить лечение не искореняя причины, приведшие однажды к неровным зубам и патологическому прикусу. Наивно думать, что ретейнер способен самостоятельно сохранить полученный результат лечения. Это ошибочное мнение. На самом деле ретейнеры рвутся и ломаются, не защищая от рецидива.
Анастасия Мыскова публичный человек и она часто мелькает перед объективами фотоаппаратов и видеокамерами. Когда она блистала на кортах мира, мы все вместе переживали за нее и радовались ее победам. Но ортодонты особенно внимательно наблюдали за этой обаятельной и симпатичной девушкой. Ведь параллельно с огромными нагрузками от тренировок и соревнований она лечилась брекетами. А брекеты отнимают много физических и моральных сил.

Почему же через несколько лет стали проявляться причины рецидива.

Ответ на вопрос могут дать фото из тех, что попали в публичное пространство. Такая информация не может быть исчерпывающей, но может быть частью правды.

Почему при проявлении эмоций Анастасия высовывает язык? Может ли это быть связано с парафункцией языка? Ответ, очень может быть.

Детские фото, где Анастасия напрягает губы, также указывает на парафункцию губ и языка.


Рецидив ортодонтического лечения может быть результатом неправильной работы губ и языка. Возможно, ортодонты не указали на подобные проблемы, когда Анастасия лечилась. А возможно тренировки и соревнования отнимали так много сил, что было не до губ и языка.
Вывод, который должен сделать каждый пациент с брекетами — нельзя пренебрегать законами физики и ортодонтии. Эти законы беспощадны ко всем, они не жалеют ни денег ни сил которые Вы тратите во время лечения. Даже звезды и знаменитости, которые могут позволить себе элитные варианты лечения подвержены рецидивам.

 

Вместе с материалами о причинах неровных зубов часто ищут

Цены на брекеты

Подробное описание стоимости лечения разными формами брекетов в стоматологии ЦКС Харьков. Цена на установку брекет систем: металлические, керамические, сапфировые, самолигирующие, лингвальные.

Лечение кривых зубов. Керамические и металлические брекеты в действии

Как выбрать брекеты если необходимо лечить кривые зубы? Статья ответит на вопросы какие системы лучше. Ортодонтическое лечение специалистами стоматологии ЦКС в Харькове

Дистальный прикус и его лечение

Только важная информация о дистальном прикусе. Просто возьми и вылечи.

dentalcentr.com.ua

Вредные привычки у детей. Мнение стоматолога

Словосочетание «вредные привычки» всегда ассоциируется с сигаретами или алкоголем, но у малышей есть свои собственные вредные привычки, о которых родители просто не знают, не замечают, и, следовательно, допускают развитие серьезных последствий.

В рамках детской стоматологии вредных привычек огромное количество, и все они, так или иначе, могут влиять на прикус малыша. Именно поэтому, самая главная задача родителей и стоматолога вовремя выявить вредные привычки и бороться с ними.

Неправильное положение тела малыша во сне

Эта привычка может возникать у малышей различного возраста, и виной всему становятся сами родители. Под неправильным положением тела понимается многое, например, когда малыш спит, запрокинув голову или наоборот, когда подбородок ребенка покоится на груди.

На простом профилактическом осмотре у стоматолога доктор может легко заметить ребенка, который спит в неправильном положении.

Для малышей, которые спят с запрокинутой головой, характерен ротовой тип дыхания – пересохшие губы. Кроме того, такое положение тела способствует образованию патологического прикуса, а именно дистального – когда нижняя челюсть не соответствует размеру верхней челюсти и верхняя челюсть значительно выпирает вперед. При сомкнутых зубах ребенка между передними резцами обеих челюстей формируется значительный промежуток, что оказывает свое влияние на внешний вид малыша, способность полноценно питаться, а также на состояние мягких тканей.

Для таких малышей характерны частые респираторные заболевания. Частые болезни связаны с ротовым дыханием, которое обеспечивает более благоприятные условия для размножения патологических микроорганизмов. В полости рта отсутствуют мощные факторы и механизмы защиты, которые в изобилии присутствуют в полости носа. Именно там вдыхаемый воздух проходит очистку от вирусов и микроорганизмов и согревается.

Второй вариант вредной привычки – это сгибание головы, когда подбородок ребенка покоится на груди. Такое положение замедляет полноценное развитие верхней челюсти, создается большое давление на височно-нижнечелюстной сустав, что и провоцирует образование различных заболеваний. В первую очередь родителям нужно опасаться развития патологии прикуса. Такие условия могут спровоцировать развитие прогенического прикуса, когда у малыша нижняя челюсть выдвинута вперед.

Кроме того,  излишняя нагрузка на височно-нижнечелюстной сустав может спровоцировать заболевания ЛОР-органов, и нередко малыши жалуются на частые головные боли.

У таких детей обычно голова опушена даже во время бодрствования.

Как исправить ситуацию?

Исправление ситуации заключается в простом контролировании сна ребенка. В первую очередь необходимо сменить подушку для малыша, которая должна быть более тонкая, и перекладывать его, если это необходимо. Если малыш запрокидывает голову, то подушку необходимо подобрать большего размера, чтобы она была длиннее.

В случае, если карапуз наоборот, сгибает голову, то лучше всего отказаться от подушки вовсе. Для переучивания малыша необходимо время, и родители должны набраться терпения и не отступать от намеченной цели ни при каких условиях.

Нужно контролировать положение тела и самых маленьких детей, и менять его как можно чаще. Дело в том, что при одном и том же положении ребенка создается давление на одну и ту же область лица. Излишнее давление на одно и то же место создает препятствие в полноценном развитии лицевого скелета, в итоге может сформироваться уникальная патология прикуса – перекрестный прикус.

Перекрестный прикус – это аномалия смыкания челюстей, при которой происходит сужение одной из челюстей и ее смешение вправо или влево.

Неправильный захват груди или трудности при искусственном вскармливании

В случае, если малыш находится на искусственном вскармливании, родителям необходимо следить за правильным положением бутылочки. В идеале, после рождения ребенка мамочку должен посетить доктор, который должен рассказать и показать ей, как правильно кормить малыша, дать необходимые рекомендации по уходу за ребенком.

При неправильном положении бутылочки или неправильном захвате соска при грудном вскармливании в акте сосания и глотания начинают участвовать и мимические мышцы, чего в норме быть не должно. Формируется привычка, и переучить малыша глотать правильно практически невозможно. Впоследствии это чревато различными нарушениям мимики лица, и при глотании возникает так называемый синдром наперстка – у ребенка на подбородке появляются «впадинки».

Со временем малыши просто не смогут адекватно выражать свои эмоции, так как мышцы лица уже адаптированы для другой работы. Последние данные говорят о том, что такая патология является причиной преждевременного старения и появления морщинок.

Неправильная работа мышц, а точнее, недостаточная для них нагрузка, не может оказывать достаточного влияния на рост челюстей. И у таких малышей отмечается недостаток в росте чаще всего нижней челюсти, создаются все условия для возникновения ортодонтических проблем – скученность зубов, или вовсе выход одного из зубов за пределы зубного ряда.

Проблемы неправильного кормления ребенка отражаются не только на самом малыше, но и на мамочке. При неправильном захвате соска и груди у мамы формируются различные проблемы: чаще всего это трещины сосков, различные воспалительные явления, нагрубания и т.д.

Как исправить ситуацию?

Помочь в исправлении ситуации помогут специалисты, для того чтобы подобрать правильно бутылочку и научиться правильно ее использовать, необходима консультация участкового педиатра или того доктора, который будет наблюдать малыша.

Для налаживания правильного прикладывания к груди существуют консультанты по грудному вскармливанию. Но если нет возможности обратиться за помощью к такому специалисту, есть надежный вариант – участковый педиатр.

«Рот худой»

Если такое выражение произносят родители – это означает одно – изо рта вываливается еда. Мало кто из родителей задумывается о том, что вина за такую небрежность у малыша лежит именно на их плечах. Ближе к полугоду ребенка вводится первый прикорм, и счастливые родители стремятся накормить малыша «пока рот открыт». При этом родители засовывают в малыша большие дозы прикорма, полной ложкой, иногда даже с горкой.

Природой заложено так, что малыш возьмет в ротик то количество продукта, которое может одномоментно проглотить. И если продукта оказывается больше, то лишнее просто окажется на подбородке. Самая главная задача родителей найти тот «золотой стандарт» продукта, который малыш может сразу проглотить. Если не соблюдать такое условие, то у малыша останется вредная привычка, и при приеме пищи в более старшем возрасте все также будет «сыпаться» изо рта. Еда просто стекает по подбородку, а родители недоумевают и ругают малыша за неподобающее поведение за столом.

Проблема кроется не только в этикете, но и может грозить различными неприятными заболеваниями – у ребенка довольно часто формируются заеды в уголках рта, воспалительные заболевания губ и кожи носогубного треугольника и т.д.

Малыш грызет ногти

Это одна из самых злостных и самых противных вредных привычек у ребенка, которая оказывает влияние на состояние полости рта и на здоровье конкретно зубов. Под ногтями у ребенка рассадник всевозможных микроорганизмов: яйца глистов, различные кокки и многие другие опасные бактерии. И именно это содержимое попадает в рот малыша ежедневно, становясь возбудителем различных заболеваний.

При осмотре ребенка с такой привычкой заметны типичные симптомы – кровоподтеки, эстетические нарушения ногтевых пластинок, их истощение, появление большого количества заусенцев, а сами ногти становятся волнистыми. Со стороны полости рта также могут быть неприятные последствия – откусывание ногтей приводит к чрезмерному давлению на мягкие ткани полости рта, причем, это давление не распределяется по всей челюсти, оно локализованное.

Именно такое давление создает перегрузку в тканях пародонта, арматизирующем аппарате зуба, и способствует развитию различных воспалительных заболеваний десен. Изначально это кровоточивость, но если не вмешаться в процесс, то заболевание осложняется. Присоединяются новые симптомы – неприятный запах изо рта, опущение десен, и если не устранить проблему, то есть риск вовсе потерять зуб.

Если привычка остается на долгие годы, то у ребенка могут быть сложности в общении со сверстниками и социальном становлении, построения карьеры и прочее. Сами дети не понимают, что они грызут ногти, это происходит на уровне рефлексов, и ребята могут осознавать этот факт, только когда получают замечание от родителей или ловят на себе укоряющие взгляды.

Как бороться?

Так как чаще всего эта привычка — рефлекс, то и меры борьбы должны быть направлены на формирование обратного рефлекса, и лучше всего воздействовать на вкусовые рецепторы. Для некоторых родителей меры борьбы с этой привычкой могут показаться жестокими, но это только на первый взгляд.

Сами ногти можно намазать любыми веществами с резким вкусом и запахом, или использовать специальные гели и лаки, которые продаются в аптеках. Такие лаки имеют резкий и неприятный вкус. Также можно надевать на руки ребенка перчатки, чтобы не допустить этой вредной привычки.

Для детей старшего возраста, особенно для девочек, можно мазать ногти йодом, повторять эту процедуру нужно до того момента, пока вредная привычка не прекратится. Не стоит опасаться такой процедуры, йод полезен для ногтей – способствует их укреплению. Кроме того, йод выполняет функцию дезинфицирующего раствора, и даже если ребенок продолжает грызть ногти, по крайней мере в организм попадет меньше болезнетворных микроорганизмов.

Если у ребенка диагностируется хоть одна из вредных привычек – это повод для обращения к специалисту, ведь необходимо принять соответствующие меры, чтобы вовремя исправить ситуацию. 

фото: http://globallookpress.com/

www.u-mama.ru

Синдром наперстка — характерный признак псориаза | Красивые ногти

Псориаз — хроническое заболевание, доставляющее больному огромные неудобства. Синдром наперстка или, как его еще называют, неперстковидная истыканность — представляет собой один из самых распространенных видов ногтевого псориаза.

Согласно статистике дистрофические изменения ногтей (синдром наперстка) проявляются примерно за 5-7 лет непосредственно перед проявлением недуга на коже, поэтому больной должен уделить лечению особое внимание, чтобы не допустить распространения болезни.

Подобный вид псориаза может также предшествовать появлению псориатического артрита или указывать на наличие экземы. В некоторых случаях синдром наперстка проявляется при заболеваниях, которые не связаны с дерматологией, например при ревматизме или туберкулезе легких.

Какие же причины способствуют развитию недуга? Первым делом, это наследственная предрасположенность. По мнению ученых, дети, у родителей которых наблюдается подобного рода патология, наследуют ее в 75% случаев. Следующие причины вызывают псориаз ногтей реже, но все же случаи имелись, к ним относятся: нарушение метаболизма или периферического кровообращения, длительный стресс, аллергия на некоторые факторы окружающей среды.

Псориаз ногтей впервые упоминался еще в 19 веке, поэтому заболевание, несмотря на то, что трудно поддается диагностике, достаточно изучено. Устанавливают наличие патологии на основе внешнего вида ногтевой пластины. В некоторых случаях врач может порекомендовать сделать гистологические анализы, что помогает развеять сомнения специалиста по поводу диагноза.

Синдром наперстка отличается от других видов псориаза тем, что на ногтевой пластине появляются характерные углубления небольшого диаметра (от 0,5 до 2 мм). Никакого особого порядка расположения ямок нет, они возникают хаотично в любом месте поврежденного ногтя. Количество их также может быть различным, поэтому ноготь внешним видом слегка напоминает наперсток, что и дало синдрому название.

Лечение патологии зависит от степени тяжести и выраженности клинической картины. Как правило, специалисты назначают медикаменты, содержащие кортикостероиды, которые прекрасно справляются с псориазом. К подобным медикаментам относятся: «Преднизолоновая мазь», «Триакорт», «Триамцинолон» и пр.

Для того, чтобы затормозить развитие патологии врачи рекомендуют использовать медикаментозные средства, содержащие витамин Д3, например: «Кальцитриен». Помимо этого, при лечении ногтевого псориаза, используют деготь, ретиноиды, салициловую кислоту, дерматотропные препараты.

Если заболевание запущено и местное лечение не помогает, применяют комплексную терапию, включающую не только применение более сильных препаратов, но и употребление антидепрессантов, комплекса витамин и минералов, которые помогают восстановить защитные силы ослабленного болезнью организма.

Лечение народными средствами также допустимо, однако может использоваться только в качестве дополнительных методов и после согласования с лечащим врачом. В качестве лечебного средства особенно хорошо зарекомендовали себя травяные ванночки и настои из череды, коры дуба, шалфея. Для приема внутрь знахари предлагают использовать травяной сбор из взятых в равных частях корня аира, зверобоя, листьев брусники и череды. 1 ст. л. растительной массы заваривают как чай стаканом кипятка, немного настаивают, процеживают и употребляют в охлажденном виде по четверти стакана утром и вечером.

В заключение следует сказать, что сам по себе ногтевой псориаз встречается не так уж и часто, однако чтобы не допустить развития недуга, человек должен соблюдать профилактические меры, то есть своевременно ухаживать за ногтями, защищать руки при работе с химвеществами, постараться предотвращать травмирование ногтевой пластины.

mirnogotkov.ru

Стоматологическое обследование на профилактическом приеме

Сбор анамнеза. — Внеротовое обследование. — Обследование органов полости рта.

Стоматологическое обследование (клиническое и эпидемиологическое) является важным этапом профилактической работы, который позволяет создать информационную базу для планирования профилактической помощи и оценки ее эффективности.

К основным методам клинического стоматологического обследования, используемым и на профилактическом приеме, относят опрос, осмотр, пальпацию, перкуссию, к дополнительным — лабораторные и инструментальные.

Сбор анамнеза

Опрос (расспрос, сбор анамнеза) как метод обследования основывается на сведениях, полученных от пациента (фамилия, имя и отчество, возраст, место рождения и проживания). При сборе анамнеза пациента-ребенка родителей спрашивают о характере течения беременности и родов у матери (т.е. антенатального, перинатального и постнатального периодов жизни ребенка), об особенностях раннего развития ребенка, виде вскармливания, перенесенных заболеваниях, о наличии хронической патологии. У взрослых пациентов спрашивают об их соматическом здоровье, у женщин — о наличии беременности, лактации и т.д. Необходимо выяснить наличие вредных привычек у ребенка (сосание пальцев, щек, сосок и др.) и взрослого (курение, прикусывание СОПР и др.).

Затем уточняют сведения о перенесенных стоматологических заболеваниях, выясняют реакцию пациента на предыдущее посещение стоматолога. Собирают информацию о профилактических стоматологических мероприятиях, проведенных ранее, и о самопомощи, выполняемой в настоящее время.

Вопросы врача должны быть четкими, понятными пациенту, но не содержащими подсказок. Врач должен вести опрос так, чтобы ответы пациента не уводили разговор в сторону. Больной должен почувствовать заинтересованность врача в решении проблем пациента, искреннее желание помочь. Ошибки в работе врача-стоматолога часто возникают из-за неправильно собранного анамнеза. Это касается и случаев, когда врач ограничивается только тем, о чем пациент сообщает по своей инициативе.

Внеротовое обследование

Оценка общего состояния проводится в ходе опроса и методом наблюдения. Уже при первом взгляде на пациента можно оценить его психоэмоциональное состояние (спокойное, возбужденное), физическое развитие (соответствие фактическому возрасту, отставание, опережение), осанку (правильная, патологическая), походку (свободная, затрудненная), тип телосложения (гармоничное, гипостеничное, гиперстеничное).

Внешний осмотр челюстно-лицевой области проводится в стоматологическом кресле, при этом врач находится напротив сидящего пациента.

Симметричность лица и шеи может быть несколько нарушена и в норме, в таких случаях асимметрия носит постоянный характер. Нарастающая асимметрия возможна при развитии воспалительного, травматического или опухолевого поражения.

Ушная раковина может иметь врожденные деформации, что служит свидетельством нарушения нормального течения эмбриогенеза челюстно-лицевой области и требует от врача более детального обследования челюстно-лицевой области.

Кожу в норме характеризуют как чистую. Ее изменения (сухость, шелушение, покраснение, воспалительные элементы) дает врачу информацию о наличии ряда соматических и стоматологических заболеваний.
Красная кайма губ в норме чистая, умеренно влажная. Сухость и шелушение красной каймы может свидетельствовать о привычке облизывать губы, о нарушении прикуса или о наличии соматической патологии.

Состояние носа: в норме переносица узкая, входы в преддверие носа овальные или округлые. При постоянном ротовом дыхании обычно формируется широкая переносица и щелевидные входы в преддверие носа.

Оценка состояния лимфоузлов — важный этап стоматологического обследования, способствующий распознаванию инфекционных, иммунологических, опухолевых заболеваний как органов полости рта, так и организма в целом. Врач должен четко представлять себе, в какие группы лимфоузлов оттекает лимфа от тканей полости рта. В норме лимфоузлы не пальпируются вовсе или пальпируются, но не превышают в диаметре 1 см, эластичны, подвижны, безболезненны, с гладкой поверхностью, не спаяны с окружающими тканями. Все другие варианты состояния лимфоузлов являются патологическими и должны заставить врача насторожиться и направить пациента к соответствующим специалистам (к хирургу-стоматологу, педиатру, терапевту, гематологу, онкологу, иммунологу).

При осмотре и пальпации лимфоузлы исследуются в следующем порядке: затылочные, околоушные, поднижнечелюстные, подбородочные, поверхностные шейные, паратрахеальные. Проводя пальпацию лимфоузлов, голову пациента наклоняют в обследуемую сторону (это необходимо для расслабления мышц шеи на исследуемой стороне). Если обследуют правую сторону, лимфоузлы пальпируют тремя пальцами левой руки, при обследовании левой стороны пациента — тремя пальцами правой руки, при этом свободную руку кладут на голову пациента, наклоняя ее в нужную сторону.

Состояние функций челюстно-лицевой области пациента оценивают в стоматологическом кресле, врач находится напротив сидящего пациента.

Качество произнесения звуков может быть оценено при сборе анамнеза. Обычно к 6—7 годам речь у ребенка сформирована и характеризуется как чистая, правильная. Нарушение произнесения звуков [ш],[з],[с] может свидетельствовать о нарушении тонуса мышц языка (поэтому часто сочетается с патологией глотания). Дефект произнесения звука [р] чаще всего свидетельствует о короткой уздечке языка и/или нарушенном тонусе его мышц. При выявлении нарушений в произнесении звуков ребенка направляют на консультацию к логопеду.

Состояние височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) определяют, положив второй, третий и четвертый пальцы обеих рук на область впереди козелка уха и попросив пациента открыть и закрыть рот, подвигать челюстью в стороны. В норме движения в ВНЧС свободные, безболезненные, без щелчков и хруста. Патология ВЧНС требует консультации хирурга-стоматолога.

Функция дыхания. В норме человек дышит через нос, губы при этом сомкнуты. Если в ходе осмотра пациент дышит через рот, следует разобраться в том, насколько серьезно нарушена функции дыхания. Если пациент имеет широкую переносицу, узкие ноздри, сухие губы — дыхание через рот осуществляется долгое время и, очевидно, связано с органическим нарушением проходимости носовых ходов или слабостью мышц, закрывающих рот. Если форма носа и прикус не изменены, можно думать о временном нарушении проходимости носовых ходов (насморк). Для проверки проходимости носовых ходов пациента просят подышать с закрытым ртом, поочередно закрывая носовые входы. Если дыхание через нос затруднено по причине плохой проходимости носовых ходов, ребенка необходимо отправить на консультацию к оториноларингологу, так как нарушение носового дыхания может привести к формированию патологического прикуса.

При исследовании функции глотания наблюдают, нет ли в процессе глотания болезненных гримас и сокращения мышц подбородка (симптома «наперстка»). Для дополнительной клинической оценки функции глотания губы пациента придерживают пальцами в приоткрытом состоянии и просят проглотить слюну, наблюдая при этом за положением кончика языка. В норме к 4—5-летнему возрасту устанавливается соматическое глотание: глотание без напряжения мимических мышц, когда язык отталкивается от неба в области шеек передних резцов и не виден между зубами. Гримасы при глотании, прокладывание языка между зубами или отталкивание его от передних зубов или щек у пациента старше 5 лет свидетельствуют о нарушении функции глотания, что может способствовать формированию патологического прикуса.

Оценить характер жевания можно на основании данных анамнеза: выясняют, охотно ли ест пациент твердую пищу (активное жевание) или предпочитает мягкую и стремится запивать ее (вялое жевание). Об активности жевания ребенка можно судить и по некоторым признакам в полости рта: выраженность бугров временных зубов у ребенка старше 5—6 лет и наличие обильных зубных отложений свидетельствуют о вялом, поспешном или одностороннем жевании. Нарушение функции жевания может быть следствием кариозного разрушения зубов, патологии прикуса, нарушения тонуса мышц. Патология жевания может обусловить формирование патологического прикуса.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

medbe.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *