Адаптация первоклассников методики: Диагностика адаптации первоклассников к школе: методики проведения — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Методики диагностики адаптации первоклассников | Методическая разработка (1 класс) на тему:

Методики диагностики

адаптации\дезадаптации учащихся.

Классный руководитель: Симанкова М.П.

2016 г.

Психодиагностический инструментарий

Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

Педагог-психолог знакомится с ребёнком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задаётся первый вопрос «Беседы».

  1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее педагог-психолог говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребёнок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?
  2. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь… Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
  4. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
  5. Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
  6. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
  7. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?» Что бы ты выбрал?

Классификация ответов
(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)

Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск».
Вопрос 3: учебные занятия — высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на «отпуск».
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9:  выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

Проективная методика «Школа зверей» Т.А. Нежновой

Цель: выявление школьных неврозов на начальной стадии развития, выяснение причин и способов коррекции.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка: Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция: Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаш и бумагу. Попробуйте нарисовать то, что видели. Дети выполняют задание. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или «я».

Интерпретация:

Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребёнка всё в норме.

Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

Нажим. При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот. Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.

Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребёнка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них. Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем).
Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том, что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащихся. 
В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей. Приведём примеры.
1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.
2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами. 
3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.
Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д.
Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т. д.
При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам. Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями:

1-я шкала – учебная активность.
5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.
0 – учебная активность отсутствует полностью.

2-я шкала – усвоение программных материалов.
5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.
4 – единичные ошибки.
3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.
2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.
0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.

3-я шкала – поведение на уроке. 
5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.
4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков. 
3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.
1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.
0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.

4-я шкала – поведение на перемене.
5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.
4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.
3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.
2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.
1 – пассивен, избегает других.
0 – часто нарушает нормы поведения.

5-я шкала – взаимоотношения с одноклассниками. 
5 – общителен, легко контактирует с детьми.
4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 – замкнут, изолирован от других.
0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям.

6-я шкала – отношение к учителю.
5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.
4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.
3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.
2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.
1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.
0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.

7-я шкала – эмоции.
5 – хорошее настроение, часто улыбается.
4 – спокойное эмоциональное состояние.
3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).
2 – отрицательные эмоции преобладают.
1 – депрессивное настроение.
0 – агрессия.

Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу.
Карта школьной адаптации

Фамилия, имя

Учебная активность

Усвоение 
программного материала

Поведение на уроке

Поведение
на перемене

Взаимоотношения с одноклассниками

Отношение к учителю

Эмоции

Общий балл

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал.

Ключ.
21-35 баллов — адаптация произошла полностью.
14-20 баллов — неполная адаптация.
0-13 баллов — дезадаптация.
Для получения более полной информации рекомендуется анализ по шкалам.

Схема наблюдения «Карта школьной адаптации»

 Предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям, в частности для более углубленного изучения проблемных детей. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.
Ф.И.О. ______________________________________класс__________________

(правильный вариант подчеркните)
1. Уровень готовности к школе:
высокий — средний — низкий.
2. Успеваемость за 1-е и 2-е полугодие:
чтение
русский язык
математика
лучше письменные — лучше устные — без различия
3. Выполнение письменных работ:
лучше выполняет классные работы — лучше выполняет домашние работы — разницы в их выполнении нет.
4. Отношение к учебе:
ответственное — безответственное.
5. Отношение к школьным неудачам:
сильно переживает — быстро забывает о них — совсем не переживает.
6. Заболеваемость:
частая — временами — очень редко.
7. Дисциплина:
всегда хорошая — средняя — недисциплинирован.
8. Темп работы:
быстрый — средний — медленный.
9. Работоспособность:
ровная — скачкообразная — быстро падающая.
10. Внимание:
устойчивое — неровное — легко отвлекаемое.
11. Сообразительность:
быстрая — средняя — медленная — ограниченная.
12. Моторика:
чрезмерно подвижен — умеренная — малоподвижен.

13. Речь:
развита очень хорошо — не очень развита — плохо развита.
14. Выдержка:
хорошая — средняя — снижена — ничтожна.
15. Контактность:
общителен — замкнут — незаметен — неконтактен.

16. Положение в классе:
любим — пользуется вниманием — незаметен — нелюбим — отгорожен.
17. Настроение:
радостное — ровное — незаметное — серьезное — подавленное.
18. По сравнению со сверстниками:
1) менее труден               да            нет
2) сильно отвлекаем       да            нет
3) более утомляем          да            нет
4) чаще волнуется           да            нет
5) труднее в контакте      да            нет
6) больше колебаний в
работоспособности     да            нет
7) более пуглив и робок да            нет
8) более чувствителен    да            нет
9) более возбудим,
раздражителен             да            нет
10) более плаксив           да            нет
11) более беспокоен        да            нет
12) более подвижен        да   нет
19. Адаптация к школе произошла:
быстро — медленно — не произошла

Анкета для определения школьной мотивации
(разработана Н.Г.Лускановой)

1.

Тебе нравится в школе?

да;
нет;
не очень

2.

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью;
бывает по-разному;
чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?

пошёл бы в школу;
не знаю;
остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится;
бывает по-разному;
нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы;
не знаю;
хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет;
не знаю;
хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто;
редко;
не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;
точно не знаю;
хотел бы

9.

У тебя в классе много друзей?

много;
мало;
нет друзей

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся;
не очень;
не нравятся

Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов. 
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. 
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации). 
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). 
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Тюменской области

«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

Анкета для определения

школьной мотивации

(разработана Н. Г.Лускановой).

Выполнила студентка 3 курса специальности

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

 Симанкова Анастасия Викторовна.

Тюмень 2013.

Диагностика как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школьному обучению

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни первоклассников в социально-психологическом плане первоклассники переживают огромный психологический стресс, это пересекается и с кризисом 7 лет. Для ученика начинается  новая жизнь, и в ней  много нового, неизвестного  и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Согласно представлениям современных исследователей психологическая готовность к школе проявляется как итог развития ребенка в дошкольном возрасте [3]. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новые задачи. Изменяется вся жизнь первоклассника: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень сложный период, появляется сразу свод новых правил, обязанностей, приобретается новый статус ученика и всё это требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация –  это  довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма и длится от нескольких недель до полугода. В некоторых случаях и дольше и требует серьезного вмешательства со стороны учителя, родителей и школьного психолога. Не все учащиеся могут без труда влиться в классный коллектив, так как все дети разные по характеру, темпераменту и коммуникабельности. Одни очень легко и не принуждённо находят общий язык со всем классом, а другим детям очень сложно влиться в классный коллектив по разным причинам. Не маловажную роль в адаптации тоже играет то, как первоклассники находят общий язык друг с другом.

Сопровождение младших школьников период школьного обучения будет проходить эффективнее, если родители помогут своему ребёнку справиться с психологическими трудностями в школе, будут помогать ребёнку в развитии самооценки, создавать благоприятный психологический климат ребёнку со стороны всех членов семьи, предоставлять первокласснику самостоятельность в учебной работе.

Немало важно для обучающихся в первом классе поощрение за успехи и личные достижения. Основной задачей психолога в процессе сопровождения обучающихся является создание оптимальных социально-психологических условий для развития всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).

Е.А. Козырева психологическое сопровождение характеризует как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, на психологическое развитие ребёнка с ориентацией на зону ближайшего развития. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода первоклассников в МБОУ СОШ №20  осуществлялось по следующим  направлениям:

—                       

диагностическое, включающее психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и трудностей адаптации, а также выявление причин и механизмов нарушений социально-педагогической адаптации первоклассников;

—                        консультативно-просветительское, предполагающее ознакомление субъектов образовательного процесса с психологическими механизмами развития первоклассников,  спецификой  построения учебного процесса в период адаптации с учётом возрастных особенностей обучающихся, построение детско-родительских отношений, а также помощь участникам образовательного процесса в решении проблем, связанных с организацией учебной деятельности младших школьников,  в  актуализации и активизации  личностных особенностей;

—                        профилактическое,  основной задачей которого являетсяпредупреждение возникновения явлений школьной дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах психолого-педагогической поддержки первоклассников, нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на процесс адаптации к школьному обучению;

—                        экспертно-методическое, ориентированное на осуществление психологического анализаучебных программ, учебников, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; определение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса, разработку рекомендаций;

Своевременная диагностика обучающихся, отслеживание динамики их психического развития в процессе школьного обучения является залогом успешного обучения и личностного роста младших школьников. Личностно-ориентированное обучение предполагает активизацию внутренних стимулов учения, мотивации школьников.

 Р.В. Овчарова отмечает в качестве основных параметров, по которым можно судить об уровне школьной адаптации,   такие, как степень овладения учебной деятельностью, удовлетворённость ею и уровень школьной мотивации. Как утверждает Н.И. Гуткина, наличие у ребенка внутренней позиции школьника может считаться одним из критериев готовности к школьному обучению [3]. 
Основными показателями адаптации ребенка к школе являются:

—  формирование адекватного поведения;

—  установление контактов с учащимися, учителем;

—  овладение навыками учебной деятельности;

—  наличие школьной мотивации.

Адаптация первоклассников непосредственно связана и с мотивацией к учению. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно».

Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Если у учащегося низкая мотивация к школьному обучению, то ему будет сложнее адаптироваться к школе. Для того, чтоб мотивация к школе была на хорошем уровне, родители должны заранее готовить своего ребёнка, рассказывать свой положительный опыт учения в школе о том, что в школе можно получить много знаний в различных областях, что у первоклассника появиться много разных друзей, будем много интересных мероприятий и т.д. Основная задача родителей – поддержание интереса к знаниям в целом. Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы.

Поэтому от его опыта, накопленного методического багажа, личной заинтересованности в работе, высокой мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников в учебном и  психологическом.

Л.И. Божович и ее сотрудники занимались изучением развития мотивационной сферы личности. Особый интерес в свете проблемы психологической готовности к школе представляет мотивация детей старшего дошкольного возраста. По мнению Л.И. Божович, дети в этом возрасте «стремятся прежде всего к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение» [2]. Несформированность учебных мотивов у обучающихся,  адаптационные нарушения являются одной из основных причин отставания  младших школьников в учебе.

 В рамках психолого-педагогического сопровождения младших школьников с целью изучения особенностей адаптации первоклассников к школьному  обучению,  на базе МБОУ СОШ № 20 г. Краснодар  было проведено мониторинговое исследование, в котором приняли участие 146 первоклассников. В качестве диагностического материала использована  методика для определения школьной мотивации Лускановой Л.Г. [1]; и методика Микропрактикум «Мой класс» [4]. Первичная диагностика была проведена в октябре 2016 года, вторичная – в марте 2017 года.

Методика диагностики школьной мотивации Лускановой Л.Г. была выбрана для выявления  отношения учащихся к школе, учебному процессу, эмоционального реагирования на школьную ситуацию. Первоклассникам задавались вопросы анкеты,  ответы на которые давали учащиеся, выбирая из предложенных вариантов.  Обработка данных анкетирования позволяет выделить разные уровни сформированности школьной мотивации: высокая школьная мотивация; хорошая школьная мотивация; положительное отношение к школе с привлечением в большей степени внеучебной деятельности; низкая школьная мотивация; негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

В ходе сравнительного анализа проведённого по окончании вторичной диагностики были получены следующие результаты. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности: на начало года  был отмечен у  7% респондентов, на конец года –  у 26% первоклассников; хорошую школьную мотивация показали  на начало года 33% обучающихся, на конец года 17% первоклассников;- Положительное отношение к школе (привлечение внеучебных сторон школьной жизни) на начало года было отмечено у  31%, на конец года 24% первоклассников;- низкую школьную мотивацию: на начало года показали 21%, на конец года 21% первоклассников; негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию: на начало года 7%, на конец года 12% первоклассников.

Для выявления адаптированности первоклассников к школе, была использована методика микропрактикум «Мой класс». Первоклассникам  было дано задание на схематичном рисунке класса, найти и отметить себя. Стимульный материал представлен на рисунке 1. Данное средство диагностики позволяет выявить позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.  Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, – доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка. Место рядом с учителем –  учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем. Игровая позиция – не соответствует учебной позиции. 

Рисунок 1 – стимульный материал к методике «Мой класс» 

Сравнительные результаты диагностики, проведённой в октябре 2016г и в марте 2017г. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа данных исследования  адаптированности первоклассников по методике Микропрактикум «Мой класс» 

 

Показатели адаптированности учащихся

Этапы проведения диагностики

 

Первичная диагностика

(октябрь, 2016г. )

 

Вторичная диагностика

(март, 2017г.)

Сформированная позиция школьника

31% уч-ся

33% уч-ся

 

Благоприятная социально-психологическая позиция школьника

27% уч-ся

30% уч-ся

Трудности адаптации в классном коллективе

25% уч-ся

 

24% уч-ся

Несформированность позиции школьника (игровая позиция)

16% уч-ся

13% уч-ся

Результаты проведённой диагностики показали, что среди первоклассников отмечается определённое количество детей с трудностями адаптации к школьному обучению и низким уровнем школьной мотивации. Работа по адаптации первоклассников к школьному обучению требует комплексного подхода, а именно участия всех субъектов образовательного процесса: учителей, педагога-психолога, социального педагога и родителей. Система психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации включает  индивидуальную работу с учениками и родителями, проведение коррекционно-развивающих занятий, разработку рекомендаций для родителей и  учителей начальных классов по проблеме сопровождения детей в период адаптации к школьному обучению. 

Abstract View

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ СРЕДЕ КЛАССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Abstract:

Во время пандемического кризиса онлайн-обучение зарекомендовало себя как быстрый, эффективный и альтернативный способ продолжения образовательного процесса. После нескольких месяцев дистанционного обучения школьникам, наконец, разрешили вернуться в классы и в очный режим обучения. Во время пандемического кризиса решающее значение имеет оценка переходного процесса первоклассников, выявление препятствий и поиск полезных ресурсов.

При поддержке Программы базового образования USAID было запланировано и проведено практическое исследование в батумской государственной школе №15.
Всего в качестве целевой группы для исследования были выбраны 54 первоклассника (1 учащийся с особыми образовательными потребностями (ООП)).
Цель исследования: оценить переходный процесс первоклассников в условиях пандемического кризиса, выявить проблемы, выбрать механизмы поддержки переходного процесса и облегчить его реализацию.

Методология исследования: анкета; Онлайн-опрос; Фокус-группа; Интервью; наблюдение; Анализ данных.
На начальном этапе исследования было проведено диагностическое исследование. В опросе приняли участие учителя и родители целевой школы. Анализ результатов показывает, что мероприятий, проведенных школой, было недостаточно для облегчения безболезненного перехода первоклассников.

Разработаны рекомендации по вмешательству. В частности, считалось важным, чтобы школа во время пандемического кризиса планировала и реализовывала больше вспомогательных мероприятий для безболезненной адаптации первоклассников к школьной среде. Для снижения нагрузки от пандемии и повышения вовлеченности учащихся было рекомендовано проведение уроков в открытом пространстве. Планирование/проведение урока, обогащенного симуляцией и ролевой игрой, последовательная адаптация среды и изменение целей обучения в соответствии с потребностями учащихся, более активное участие родителей в школьной жизни были признаны вспомогательными шагами для перехода первоклассников в офлайн-режим.

Адаптация окружающей среды и видов деятельности как стратегия вмешательства была запланирована и реализована на более позднем этапе исследования.
Анализ результатов вмешательства привел к следующим выводам: В результате запланированного вмешательства повысился уровень вовлеченности каждого учащегося в школьную жизнь, в том числе учеников с особыми образовательными потребностями. Повысилась успеваемость учащихся. Взаимодействие учащихся с учителями и одноклассниками улучшилось; Повысилась самостоятельность студентов; Росло участие родителей в образовательном процессе; Отношение учащихся к школе улучшилось.

Согласно исследованиям, для плавного перехода первоклассников в условиях пандемического кризиса требуется: Адаптация учебной среды к потребностям и интересам детей; Проведение большего количества уроков/мероприятий под открытым небом, чтобы помочь школьникам меньше думать о проблемах, связанных с пандемией, и сделать обучение более приятным; Проведение учебного процесса с активной деятельностью и играми, которые, помимо повышения успеваемости каждого учащегося (в том числе учащихся ООП), обеспечивают равноправное участие в уроке, взаимную поддержку, сотрудничество, формирование собственного мнения и обмен им со сверстниками, слушание относиться к другим и уважать их; Участие родителей в школьной жизни укрепляет отношение учащихся к школе и благотворно влияет на результаты обучения.

Ключевые слова:

Переходный период, Пандемия, Адаптация, Вмешательство, Вовлечение учащихся, Изгнание, Отношение, Учебные достижения, Общение, Участие родителей.

Адаптация заслуживающих доверия руководств, разработанных с использованием методологии GRADE: новый пятиэтапный процесс

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день

Который день? воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Полнотекстовые ссылки

. 2014 г., сен; 146 (3): 727–734.

doi: 10.1378/сундук.13-2828.

Аннет Кристиансен 1 , Линн Брандт 2 , Томас Агорицас 3 , Эли А Акл 4 , Эйвинд Берге 5 , Йохан Бонди 6 , Андерс Э. Дам 7 , Ларс-Петтер Гранан 8 , Сигрун Халворсен 9 , Пол-Андре Холм 7 , Энн Флем Якобсен 10 , Ева-Мари Якобсен 11 , Игнасио Нойманн 3 , Пер Мортен Сэндсет 12 , Торунн Сетре 13 , Арнльот Твейт 14 , Тронд Вартдал 15 , Гордон Гайятт 3 , Пер Олав Вандвик 16

Принадлежности

  • 1 Отделение внутренних болезней, Innlandet Hospital Trust Gjøvik, Институт здоровья и общества, Университет Осло, Осло, Норвегия; Отделение внутренней медицины, больница Диаконхеммет, Осло, Норвегия. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Отделение внутренних болезней, больница Innlandet Trust Gjøvik, Институт здоровья и общества, Университет Осло, Осло, Норвегия; Отделение внутренней медицины, больница Диаконхеммет, Осло, Норвегия.
  • 3 Кафедра клинической эпидемиологии и биостатистики, Университет Макмастера, Гамильтон, Онтарио, Канада.
  • 4 Кафедра клинической эпидемиологии и биостатистики, Университет Макмастера, Гамильтон, Онтарио, Канада; Кафедра внутренней медицины, Американский университет Бейрута, Бейрут, Ливан.
  • 5 Отделение внутренних болезней, университетская больница Осло, Уллевол, Осло, Норвегия.
  • 6 Отделение хирургии, больница Бэрум, больница Вестре Викен, Драммен, Норвегия.
  • 7 Отделение гематологии, университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 8 Отделение физиотерапии и реабилитации, отделение обезболивания и исследования, Центр исследований спортивной травмы в Осло, Норвежская школа спортивных наук, Университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 9 Отделение неотложной помощи и интенсивной терапии, отделение кардиологии B, университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 10 Отделение внутренней медицины, больница Innlandet Trust Gjøvik, Институт здоровья и общества, Университет Осло, Осло, Норвегия.
  • 11 Отделение гематологии, университетская больница Осло, Осло, Норвегия; Отделение акушерства и гинекологии, университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 12 Медицинский факультет и Институт клинической медицины Университета Осло, Осло, Норвегия; Отделение гематологии, Университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 13 Центр сосудистой хирургии, Университетская клиника Осло, Осло, Норвегия.
  • 14 Отделение медицинских исследований, больница Берум, больница Вестре Викен, Драммен, Норвегия.
  • 15 Отделение внутренних болезней, больница Берум, больница Вестре Викен, Драммен, Норвегия.
  • 16 Отделение внутренней медицины, Innlandet Hospital Trust Gjøvik, Институт здоровья и общества, Университет Осло, Осло, Норвегия; Норвежский центр знаний по службам здравоохранения, Осло, Норвегия.
  • PMID: 25180723
  • DOI: 10.1378/гр.13-2828

Аннет Кристиансен и соавт. Грудь. 2014 Сентябрь

. 2014 г., сен; 146 (3): 727–734.

doi: 10.1378/сундук.13-2828.

Авторы

Аннет Кристиансен 1 , Линн Брандт 2 , Томас Агорицас 3 , Эли А Акл 4 , Эйвинд Берге 5 , Йохан Бонди 6 , Андерс Э. Дам 7 , Ларс-Петтер Гранан 8 , Сигрун Халворсен 9 , Пол-Андре Холм 7 , Энн Флем Якобсен 10 , Ева-Мари Якобсен 11 , Игнасио Нойманн 3 , Пер Мортен Сэндсет 12 , Торунн Сетре 13 , Арнльот Твейт 14 , Тронд Вартдал 15 , Гордон Гайятт 3 , Пер Олав Вандвик 16

Принадлежности

  • 1 Отделение внутренних болезней, Innlandet Hospital Trust Gjøvik, Институт здоровья и общества, Университет Осло, Осло, Норвегия; Отделение внутренней медицины, больница Диаконхеммет, Осло, Норвегия. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Отделение внутренних болезней, больница Innlandet Trust Gjøvik, Институт здоровья и общества, Университет Осло, Осло, Норвегия; Отделение внутренней медицины, больница Диаконхеммет, Осло, Норвегия.
  • 3 Кафедра клинической эпидемиологии и биостатистики, Университет Макмастера, Гамильтон, Онтарио, Канада.
  • 4 Кафедра клинической эпидемиологии и биостатистики, Университет Макмастера, Гамильтон, Онтарио, Канада; Кафедра внутренней медицины, Американский университет Бейрута, Бейрут, Ливан.
  • 5 Отделение внутренних болезней, университетская больница Осло, Уллевол, Осло, Норвегия.
  • 6 Отделение хирургии, больница Бэрум, больница Вестре Викен, Драммен, Норвегия.
  • 7 Отделение гематологии, университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 8 Отделение физиотерапии и реабилитации, отделение обезболивания и исследования, Центр исследований спортивной травмы в Осло, Норвежская школа спортивных наук, Университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 9 Отделение неотложной помощи и интенсивной терапии, отделение кардиологии B, университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 10 Отделение внутренней медицины, больница Innlandet Trust Gjøvik, Институт здоровья и общества, Университет Осло, Осло, Норвегия.
  • 11 Отделение гематологии, университетская больница Осло, Осло, Норвегия; Отделение акушерства и гинекологии, университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 12 Медицинский факультет и Институт клинической медицины Университета Осло, Осло, Норвегия; Отделение гематологии, Университетская больница Осло, Осло, Норвегия.
  • 13 Центр сосудистой хирургии, Университетская клиника Осло, Осло, Норвегия.
  • 14 Отделение медицинских исследований, больница Берум, больница Вестре Викен, Драммен, Норвегия.
  • 15 Отделение внутренних болезней, больница Берум, больница Вестре Викен, Драммен, Норвегия.
  • 16 Отделение внутренней медицины, Innlandet Hospital Trust Gjøvik, Институт здоровья и общества, Университет Осло, Осло, Норвегия; Норвежский центр знаний по службам здравоохранения, Осло, Норвегия.
  • PMID: 25180723
  • DOI: 10.1378/гр.13-2828

Абстрактный

Фон: Адаптация руководств для использования на национальном или местном уровне может облегчить их реализацию. Мы разработали и оценили процесс адаптации в соответствии со стандартами надежных руководств и методологией классификации рекомендаций, разработки и оценки (GRADE), стремясь к эффективности и прозрачности. Эта статья является первой в серии, описывающей нашу адаптацию книги «Антитромботическая терапия и профилактика тромбоза», 9th ed: Американская коллегия врачей-пульмонологов, Основанные на фактических данных клинические рекомендации для норвежских условий.

Методы: Основываясь на структуре ADAPTE, мы разработали пятиэтапный процесс адаптации, адаптированный к руководствам, разработанным с использованием GRADE: (1) планирование, (2) первоначальная оценка рекомендаций, (3) модификация, (4) публикация и (5) оценка. . Мы разработали таксономию для описания того, как и почему рекомендации из исходного руководства были изменены, и применили дизайн тематического исследования со смешанными методами для оценки процесса.

Полученные результаты: Мы опубликовали адаптированное руководство в ноябре 2013 г. в новом многоуровневом формате. Таксономия для адаптации способствовала прозрачности процесса модификации как для разработчиков рекомендаций, так и для конечных пользователей. Мы исключили 30 и изменили 131 из 333 исходных рекомендаций в соответствии с таксономией и разработали восемь новых рекомендаций. Непредвиденные препятствия, связанные с получением лицензионного соглашения и приобретением издателя, привели к 9-месячная задержка. Мы предлагаем модификации процесса адаптации для преодоления этих препятствий в будущем.

Выводы: Это тематическое исследование демонстрирует осуществимость нового процесса адаптации рекомендаций. Повторение необходимо для дальнейшего подтверждения полезности процесса для повышения организационной и методологической эффективности адаптации руководства.

Похожие статьи

  • Применение новых стратегий для национальной адаптации, обновления и распространения заслуживающих доверия руководств: результаты норвежской адаптации Антитромботической терапии и профилактики тромбоза, 9-е изд.: Доказательные клинические практические рекомендации Американского колледжа врачей-пульмонологов.

    Кристиансен А., Брандт Л., Агорицас Т., Акл Э.А., Берге Э., Флем Якобсен А., Гранан Л.П., Халворсен С., Гайятт Г., Вандвик П.О. Кристиансен А. и соавт. Грудь. 2014 г., сен; 146 (3): 735–761. дои: 10.1378/л.13-2993. Грудь. 2014. PMID: 25180724

  • Методология разработки руководств по антитромботической терапии и профилактике тромбоза: Антитромботическая терапия и профилактика тромбоза, 9-е изд.: Доказательные клинические практические рекомендации Американского колледжа торакальных врачей.

    Гайатт Г.Х., Норрис С.Л., Шульман С., Хирш Дж., Экман М.Х., Акл Э.А., Кроутер М., Вандвик П.О., Эйкельбум Дж.В., МакДонах М.С., Льюис С.З., Гаттерман Д.Д., Кук Д.Д., Шюнеманн Х.Дж. Guyatt GH и соавт. Грудь. 2012 г., февраль; 141 (2 Дополнение): 53S-70S. дои: 10.1378/сундук.11-2288. Грудь. 2012. PMID: 22315256 Бесплатная статья ЧВК.

  • Лечение и профилактика гепарин-индуцированной тромбоцитопении: антитромботическая терапия и профилактика тромбоза, 9-е изд.: Доказательные клинические рекомендации Американского колледжа врачей-пульмонологов.

    Линкинс Л.А., Дэнс А.Л., Мурс Л.К., Бона Р., Дэвидсон Б.Л., Шульман С., Кроутер М. Линкинс Л.А. и соавт. Грудь. 2012 г., февраль; 141 (2 Дополнение): e495S-e530S. doi: 10.1378/сундук.11-2303. Грудь. 2012. PMID: 22315270 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Введение в девятое издание: Антитромботическая терапия и профилактика тромбоза, 9-е изд.: Доказательные клинические рекомендации Американского колледжа врачей-пульмонологов.

    Guyatt GH, Akl EA, Crowther M, Schünemann HJ, Gutterman DD, Lewis SZ. Guyatt GH и соавт. Грудь. 2012 г., февраль; 141 (2 Дополнение): 48S-52S. doi: 10.1378/сундук.11-2286. Грудь. 2012. PMID: 22315255 Бесплатная статья ЧВК.

  • Методологический обзор выявил восемь предложенных рамок для адаптации руководств, связанных со здоровьем.

    Дарзи А., Абу-Жауде Э.А., Агарвал А., Лакис С., Верциох В., Сантессо Н., Бракс Х., Эль-Джардали Ф., Шюнеманн Х.Дж., Акль Э.А. Дарзи А. и др. Дж. Клин Эпидемиол. 2017 июнь;86:3-10. doi: 10.1016/j.jclinepi.2017.01.016. Epub 2017 13 апр. Дж. Клин Эпидемиол. 2017. PMID: 28412463 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Адаптационные рамки для клинических руководств и предложение основы для Ирана: обзор и сравнительное исследование.

    Моради-Джу М., Оляиманеш А., Акбари-Сари А., Райегани С.М. Моради-Джу М. и соавт. Med J Ислам Республики Иран. 2022 16 фев; 36:10. дои: 10.47176/mjiri.36.10. Электронная коллекция 2022. Med J Ислам Республики Иран. 2022. PMID: 35999935 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Текущая практика и проблемы адаптации клинических руководств: качественное исследование, основанное на полуструктурированных интервью.

    Сонг Ю., Баллестерос М., Ли Дж., Мартинес Гарсия Л., Ниньо де Гусман Э., Верноой Р.В.М., Акл Э.А., Клузо Ф., Алонсо-Коэльо П. Сонг Ю и др. Открытый БМЖ. 2 декабря 2021 г .; 11 (12): e053587. doi: 10.1136/bmjopen-2021-053587. Открытый БМЖ. 2021. PMID: 34857574 Бесплатная статья ЧВК.

  • Различия в процессах адаптации руководств: качественное исследование опыта персонала Всемирной организации здравоохранения в реализации руководств.

    Ван З., Гранди К., Паркер Л., Беро Л. Ван Цзи и др. Общественное здравоохранение BMC. 2020 23 ноября; 20 (1): 1758. doi: 10.1186/s12889-020-09812-0. Общественное здравоохранение BMC. 2020. PMID: 33228608 Бесплатная статья ЧВК.

  • Руководство Канадской урологической ассоциации: Периоперационная тромбопрофилактика и антикоагулянтная терапия.

    Violette PD, Lavallée LT, Kassouf W, Gross PL, Shayegan B. Виолетта П.Д. и соавт. Can Urol Assoc J. 2019 Apr;13(4):105-114. doi: 10.5489/cuaj.5828. Epub 2018 14 декабря. Can Urol Assoc J. 2019. PMID: 30575517 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Преимущества и ограничения рамок адаптации руководств.

    Ван З., Норрис С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *