Поленова наталья: Наталья Поленова о семье и семейственности

Наталья Поленова о семье и семейственности

Музей

Минкульт не разрешает родственникам работать вместе в учреждениях культуры и требует уволить из музея мать директора музея-заповедника Василия Поленова Натальи Поленовой. Подробности – в ее колонке

Наталья Поленова

08.11.2016

Семья Поленовых. Фото из архива музея

Справка

СПРАВКА

9 июля 2016 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства РФ от 5 июля 2013 года № 568, которые ограничивают совместную службу родственников в учреждениях культуры. По мнению авторов инициативы, мера призвана противодействовать коррупции. После этого в различные институции России стали приходить директивы с требованием уволить родственников сотрудников. Подобное распоряжение, в частности, было адресовано директору Большого Московского цирка Эдгару Запашному. До 1 сентября ему предписывалось уволить своего брата Аскольда и мать Татьяну Запашную. Четвертого сентября председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин направил министру культуры РФ Владимиру Мединскому письмо, в котором попросил защитить от инициативы культурные учреждения. Шестого сентября президент РФ Владимир Путин на встрече с партией «Единая Россия» заявил, что «династии, безусловно, надо поддерживать». «Это действительно то, чем мы всегда гордились, причем везде: и в промышленности, и в искусстве, и в медицине», — сказал он. Вероятно, с оглядкой на эти события и заявления 12 сентября Владимир Мединский призвал премьер-министра РФ Дмитрия Медведева сохранить творческие династии, а 6 октября уже Минтруд предложил разрешить близким родственникам бюджетников в области науки, культуры и здравоохранения становиться их руководителями или подчиненными.

Еще…

Хранители культурного Грааля

Пять лет назад, когда я заступала на пост директора музея «Поленово», The Art Newspaper Russia (TANR) посвятила нашей семье и истории нашего музея целый разворот. После этого издание следовало за нами во всех наших начинаниях, освещая ключевые события жизни музея, такие как выставка Елены Поленовой в Англии или Поленовское Рождество в ГМИИ имени Пушкина. Я ценю нашу дружбу с TANR, и именно поэтому мне бы хотелось на ее страницах поделиться некоторыми итогами.

Много лет назад, умирая, Василий Поленов безвозмездно передал государству свои бесценные коллекции живописи, оружия, археологических раритетов; построенный собственными руками уникальный архитектурный усадебный ансамбль; прекрасный ухоженный парк, засаженный редкими породами растений — короче, всю эту идеальную утопию. Он не знал, что будет дальше, но — интеллектуал и просветитель — предполагал, что ничего хорошего. Однако, помимо сбережения своеобразной художественной колонии на берегу Оки (равной по духу барбизонской школе, артели прерафаэлитов, школе назарейцев и, разумеется, берущей свои истоки в абрамцевском кружке), Поленов стремился сделать из своего дома музей для широкого посещения. Его идеи, давно вышедшие за рамки художественной мастерской и уже укоренившиеся в так называемом доме Поленова на Зоологической улице в Москве и в кругу его учеников по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, были основаны на теории «искусства для всех», широко распространенной в то время в Западной Европе.

Так усадьба Поленова стала государственным музеем, а сам художник — первым в нем экскурсоводом, режиссером многочисленных спектаклей, вдохновителем музыкальных и театральных вечеров, инициатором праздников, в которых среди прочих принимало участие семейство Ивана Цветаева и другие именитые соседи.

Музей-заповедник Василия Поленова. Фото из архива музея

По завещанию основателя музея его преемником стал сын — да, честно говоря, и привлечь-то больше в то время к этому заведомо гиблому делу было некого: живописные коллекции в начале ХХ века еще не обладали своей сегодняшней стоимостью; земли было всего 18 га, и расположена она была в глухом лесу; музей подчинялся местному муниципалитету, а Поленовы вскоре были признаны врагами родины, отчего маргинальность этого места только усиливалась. Все шло к уничтожению музея, его вот-вот должны были закрыть, сын Поленова находился в то время в сталинских лагерях.

Но вот — новый виток: дело в свои руки берет молодой внук Поленова. Его жена оказывается абсолютным административным и хозяйственным гением. За 40 лет они не просто спасают дом, а превращают его в национальный парк, расширяют территорию заповедника до 880 га, увеличивают штат сотрудников, делают музей конкурентоспособным в профессиональном сообществе. Поленово становится лакомым куском во всем смыслах: Заокский район превращается в «дальнюю дачу» для москвичей, сам музей — теперь памятник федерального значения — отныне чуть ли не единственный стабильный работодатель на всю округу.

И теперь я — уже без своего отца, но с яркой и пассионарной матерью — смогла снять фильмы о путешествиях Поленова по миру, осуществить зарубежные выставки, издать книги о нем во Франции и в Англии, открыть в Нормандии, где он жил, сквер имени Василия Поленова. Потому что, рассказывая по всему миру о своем волшебном Граале, знаю, что за моей спиной стоит моя мать, воспитанные ею сотрудники, наша бесценная команда, наша большая поленовская семья, которая бережно хранит и охраняет этот заповедный мир, не поступаясь ни на йоту своими принципами, из которых главный — целостность Поленово.

Большой дом усадьбы Поленова.

Фото: Екатерина Буракова

Совсем недавно, вослед правительственному постановлению о борьбе с коррупцией, Министерство культуры РФ вдруг потребовало от меня увольнения моей матери, которая является моим заместителем по науке, Натальи Николаевны Грамолиной. По этому поводу меня вызвали на комиссию, где однозначно поставили передо мной вопрос: или я, или Наталья Николаевна. После этого еще неоднократно напоминали о необходимости выполнения распоряжения. Основной причиной этой новой охоты на ведьм было заявлено полное искоренение родственных связей внутри учреждений культуры, как заведомо главной коррупционной составляющей оных. То есть если ты берешь на работу родственника, то только для того, чтобы воровать деньги. Я понимаю, что люди, которые прорабатывали данное постановление, никакого другого применения собственной семье еще не придумали. И что если у тебя есть дети, братья, жена или муж, то с ними удобнее создавать мошеннические схемы, чем в одиночку.

Наверное, семья семье рознь. Я могу только гордиться семьей собственной. Семьей, которая отдала всю себя культуре и народу, причем в самые страшные годы в истории России. Семьей, которая пожертвовала всем, и в первую очередь собой, на благо, казалось бы, абсолютно бесполезного дела. Семьей, благодаря которой усадьба Поленово выжила, уцелела, сохранилась, расцвела. Семьей, без которой Поленово — в том виде, каким создал его великий художник, — невозможно. Семьей, которую никакой властью — ни светской, ни высшей — невозможно разделить между собой, а также с тем главным служением, которое было ей однажды вручено Богом и судьбой.

На территории заповедника Василия Поленова находится пионерский лагерь, который в поздние 1990-е непонятным образом превратился в «детскую республику» с юридическим подчинением частному лицу, но действующий в общественных целях. Несмотря на нелегальность своего существования на заповедных государственных территориях, руководство «республики» крепко держится своих позиций: расширение деятельности.

Время от времени они посылают мне недвусмысленные сигналы о желании урегулировать отношения — предложения дружбы, подарков.

И дело тут совсем не в том, что я из вредности или от недостатка воспитания отказываюсь от их внимания. Дело только в одном. Василий Поленов абсолютно осознанно передал свой музей России с единственной целью: его наследие и его «искусство должно приносить счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». И чем более широкому кругу людей, тем лучше. И поэтому каждый сантиметр земли заповедника, каждый маломальский предмет в коллекции, даже виды за окнами Большого дома поленовской усадьбы, — все это является частью музейного наследия.

Наталья Поленова, директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова

Подписаться на новости

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова Василий Поленов

Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи

Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке

23. 12.2022

Какие выставки стоит увидеть этой зимой

Лучшие музейные проекты Москвы и Петербурга в новогодние каникулы и последующие дни: рекомендации для эстетов, интеллектуалов, детей и влюбленных парочек

23.12.2022

В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

15.12.2022

Девять новых арт-пространств в Москве

За последний год в столице появилось несколько новых мест, где можно увидеть искусство. Рассказываем, куда отправиться за свежими впечатлениями

23.12.2022

Вокруг Москвы: что посмотреть в новогодние выходные

Посещение выставок за пределами столицы позволит с пользой провести день или два, соединив наслаждение красотами зимней природы и сокровищами искусства и культуры. Места подобраны так, чтобы и кроме указанной выставки было что посмотреть

23.12.2022

Александр Борода и Кристина Краснянская: «Мы не музей в классическом понимании этого слова»

Еврейский музей и центр толерантности отмечает десятилетие. The Art Newspaper Russia поговорила о достижениях и планах музея с его основателем и генеральным директором Александром Бородой и исполнительным директором Кристиной Краснянской

23.12.2022

Найдены почти все бриллианты, украденные из «Зеленых сводов»

Исторические украшения, похищенные в Дрездене три года назад, возвращены благодаря работе с адвокатами обвиняемых в краже

20.12.2022

Наталья Поленова: «Мы открываем архивы семьи, чтобы увидеть настоящее лицо ХХ века»

НовостиИнтервью

№74

Материал из газеты

1 июня исполняется 175 лет со дня рождения Василия Поленова.

Его правнучка и директор Государственного музея-заповедника В.Д.Поленова рассказала о планах по расширению вселенной художника и о том, как прошлое возвращается в настоящее

Андрей Рымарь

30.05.2019

Наталья Поленова.

Фото: Татьяна Либерман

Справка

Биография

Наталья Поленова


Директор Государственного музея-заповедника В.Д.Поленова

Родилась в Москве. Училась в МГУ имени М.В.Ломоносова на факультете социологии. Продолжила образование в Париже — в Школе аукционного дома Christie’s (2006–2007), а также в магистратуре и аспирантуре Школы Лувра (2007–2014). Работала заместителем директора Музея-заповедника В.Д.Поленова, с 2012 года — директор музея.

Еще…

Семь лет, как вы директор этого музея. Наверное, рано говорить об итогах, но, очевидно, вы уже можете рассказать, какие цели перед собой ставили и насколько к ним сумели приблизиться.

До того, как прийти на эту должность, я несколько лет проучилась за рубежом и использовала это время с максимальной для себя профессиональной пользой. Стало ясно, что на фоне западных музеев мы серьезно отстаем. Да, у нас большой заповедник, да, мы много времени проводим в борьбе за целостность нашей территории, за сохранение этой земли. Но все-таки первая наша уставная функция — музей, а музей за рубежом — это научный центр. Это медиация, центр притяжения, центр популяризации культуры. И у нас достаточно веских оснований, чтобы этим задачам соответствовать на высоком уровне, потому что Василий Поленов — фигура возрожденческого размаха. Он и архитектор, и композитор, и художник, и в какой-то степени мыслитель. Сводить его деятельность исключительно к авторству знаменитых картин — примитивно. Он избрал своей миссией в жизни нести свет во всех сферах, с которыми взаимодействовал. Строил церкви, школы, Дом народного просвещения в Москве, участвовал в декорировании Музея изящных искусств, многих соборов.

А здесь, в собственном имении, он свою позицию воплотил по максимуму. Создал идеальный мир, который, конечно, достояние не одной России. Есть несколько творцов по всему миру, которые такие культурные гнезда создавали. Например, Уильям Моррис в Англии или Сальвадор Дали в Каталонии. Ну и, конечно, Лев Толстой. Думаю, что Поленово могло бы стать мировым научно-просветительским центром, каким в определенной степени стала Ясная Поляна, отчасти за счет прижизненных переводов Толстого на иностранные языки. Поленову меньше повезло с его внешними связями. Но я вернулась сюда, понимая, что могла бы стать связующим звеном между нашим музеем и внешним культурным миром.

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Поленова в Тульской области.

Фото: Сергей Марков

Как вы реализовали эти планы? Есть ли какой-то, так сказать, корневой проект, за который вы взялись в первую очередь?

Мы начали с нескольких акций во Франции, где Поленов одно время жил. Их провела Ассоциация Василия Поленова, которую основали потомки художника во Франции в 2006 году. Мой дядя Александр Ляпин вместе с тогдашним российским послом Александром Авдеевым открыл пассаж русских художников в городе Вёль, где Поленов жил. Уже после дядиной смерти мы открывали там сквер Василия Поленова. А следующим летом мы в ответ провели в усадьбе Неделю франкофонии. К нам приехал мэр Вёля Жан-Клод Клер, оказали поддержку и французское посольство, и Французский институт культуры. Были концерты, выступали писатели, и стало понятно, что это логично продолжает основной замысел Поленова. Поездив по миру и обосновавшись здесь, он решил сделать так, чтобы теперь культура приезжала к нему.

Он вообще считал несправедливым, что все отдано большим городам: театры, библиотеки и так далее. И мы сделали акцент на международном характере всех наших мероприятий. Я хотела, чтобы фестиваль распространял влияние Поленова, чтобы его участники из разных стран становились, скажем так, послами Поленова в мире. Фестиваль стал ежегодным, и с каждым годом количество его посетителей удваивается. Если в позапрошлом году мероприятия посетило 4,5 тыс. человек, то в прошлом — уже 8 тыс.

И дальше этот проект привлечения сюда культуры начал обрастать разными формами. Мы запустили арт-резиденцию, чтобы там работали художники, делали у нас произведения, что-то оставляли в музейной коллекции, а главное — пропагандировали нас в своих кругах.

Кроме этого, стараюсь мотивировать сотрудников нашего музея к обучению, к участию во всяких семинарах. Несколько лет назад мы заключили парт­нерство с английской Галереей Уоттса из Гилфорда и организовали вместе с ними такой artist studio network, куда входят музеи, созданные на базе студий художников, например музеи Гюстава Моро, Антуана Бурделя и так далее. Словом, наш музей постепенно становится научным центром, который входит в общемировую систему через резиденции, через поисковую работу, через каталог поленовских работ. Это то, о чем Поленов, вероятно, и сам мечтал.

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова.

Фото: Сергей Марков

Вы сейчас делаете серию выставок об истории семьи Поленовых в ХХ веке. Что для вас значит этот проект?

Дело в том, что о жизни нашей усадьбы в ХХ веке мы ничего не знали. А что здесь было в 1920-е годы? Что здесь было в войну? Как получилось, что Поленовым разрешили здесь остаться? Почему моего деда Дмитрия Поленова и его жену арестовали в 1937 году как английских шпионов? Практически ничего не было известно. 

А потом мы нашли дневники Дмитрия Поленова. Их нельзя назвать памятником литературы, это просто записки человека, который живет на своей земле и каждый день что-то замечает вокруг себя и оставляет такие земские записки. Еще в его архивах были разные бумажки: квитанции о переводе денег, билетики железнодорожные. В 2016 году удалось пригласить из Бремена известного архивиста, историка Габриэля Суперфина посмотреть на этот архив. Он начал с ним работать, и на поверхность стали выходить потрясающие истории.

Мы узнали, например, как руководители дома отдыха Большого театра, с которым музей в 1930-е делил эту землю, инициировали арест моих деда и бабки просто потому, что им нужно было это место. После их ареста музей должен был быть уничтожен, уже был подписан приказ, но очень многие вступились за усадьбу. .. Мы нашли потомков того англичанина, секретаря британского посольства Чарльза Данлопа, визит которого сюда дал повод для доноса. Очень милые люди, мы от них получили несколько документов, которые сейчас показываем на выставке.

Мы по годам восстановили жизнь семьи, за каждой фразой в дневнике моего деда появились живые люди, которые здесь жили. Кто-то из них был союзником и помощником, кто-то — явным или тайным недоброжелателем. Была проделана скрупулезная работа почти с каждым словом из этих документов. 

На территории музея-заповедника Василия Поленова.

Фото: Сергей Марков

Проявилась, например, довольно драматичная история отношений моего отца и деда. Сначала маленький сын, травмированный арестом родителей, затем испуганный подросток — и жесткий отец, который настраивает его исключительно на продолжение семейного дела… И вот постепенно встает картина, которая в свое время просто ушла под воду, как Атлантида.

Эта история отражается только в выставках?

Нет, выставок недостаточно. Конечно, есть и еще будут публикации, но, главное, мне бы хотелось, чтобы этот проект дал начало новому музею, который будет называться «Музей Поленова в ХХ веке», а по сути станет музеем частной истории и частной памяти. Он вряд ли может располагаться здесь, в Поленове, ведь мемориальную усадьбу XIX века нельзя и не нужно трогать. Однако в Туле сейчас в рамках программы 500-летия Тульского кремля формируется музейный квартал, нам тоже дают там помещения. И хотелось бы сделать на этой площадке постоянную экспозицию, посвященную семейным историям и традициям. Показать другим, как рассказывать о своей семье, показать эти сюжеты с трудными решениями. Мне, музеологу, очень интересны именно документы. Вполне реально выставлять их на хорошем эстетическом и содержательном уровне. Что-то уже мы опробовали на выставках, но это только начало, как я надеюсь.

Вы что-то делаете с литературными и музыкальными опусами Поленова?

Этим летом на нашем ежегодном международном фестивале искусств мы будем исполнять его произведения. Это будет первое, по сути дела, массовое их исполнение. Его литургии будут звучать у нас в Бёховской церкви, и вообще вся программа фестиваля полностью составлена или по произведениям, написанным Поленовым, или по тем, которые ему нравились. 

Что касается литературных трудов, то есть рукопись «Иисус из Галилеи». Она еще никогда не издавалась, но по ней уже написаны две диссертации. Сейчас мы планируем ее проиллюстрировать поленовскими картинами из евангельского цикла и издать отдельной брошюрой с лаконичным, но емким комментарием. 

Подписаться на новости

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова Василий Поленов

Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи

Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке

23. 12.2022

Какие выставки стоит увидеть этой зимой

Лучшие музейные проекты Москвы и Петербурга в новогодние каникулы и последующие дни: рекомендации для эстетов, интеллектуалов, детей и влюбленных парочек

23.12.2022

В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

15.12.2022

Девять новых арт-пространств в Москве

За последний год в столице появилось несколько новых мест, где можно увидеть искусство. Рассказываем, куда отправиться за свежими впечатлениями

23.12.2022

Вокруг Москвы: что посмотреть в новогодние выходные

Посещение выставок за пределами столицы позволит с пользой провести день или два, соединив наслаждение красотами зимней природы и сокровищами искусства и культуры. Места подобраны так, чтобы и кроме указанной выставки было что посмотреть

23.12.2022

Александр Борода и Кристина Краснянская: «Мы не музей в классическом понимании этого слова»

Еврейский музей и центр толерантности отмечает десятилетие. The Art Newspaper Russia поговорила о достижениях и планах музея с его основателем и генеральным директором Александром Бородой и исполнительным директором Кристиной Краснянской

23.12.2022

Найдены почти все бриллианты, украденные из «Зеленых сводов»

Исторические украшения, похищенные в Дрездене три года назад, возвращены благодаря работе с адвокатами обвиняемых в краже

20.12.2022

Experiment Volume 25 Issue 1 (2019)

Abstract

Сильный национальный голос в Абрамцеве, основанный на чувстве гармонии родного ландшафта, религиозной и народной жизни, усадебной культуры, был присущ движениям славянского возрождения конца XIX века . Усадьба и ее окрестности были декорациями для картин на русскую тематику и вдохновляли художников на поиски и выражение русского «духа природы». Поиски национального ландшафта были связаны с литературно-духовной культурой Абрамцева и соседних имений, с наличием в этом районе религиозных центров. Местная топография и сотрудничество абрамцевских художников в 1880-х годах привели к новым представлениям о национальном ландшафте, поскольку в следующем десятилетии художники уехали дальше. Пейзажи настроения и декоративные работы, основанные на природных формах, перенесли роль пейзажа с конкретного сюжета на источник формального экспериментирования.

Заголовок:
Абрамцевский художественный кружок и поиски национального пейзажа
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/2211730X-12341330
Язык:
Английский
Страницы:
68–82
Ключевые слова:
Абрамцево; деревни у Абрамцево; река Вория; дворянские усадьбы; славянофилы; пейзаж настроения; национальная идентичность
В:
Эксперимент
В:
Том 25: Выпуск 1
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2211-730Х
Распечатать ISSN:
1084-4945
Предметы:
Общий, славяноведение и евразийство, Современная история, История

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 398 85 6
Полнотекстовые просмотры 83 14 1
Просмотры и загрузки PDF 169 35 2

Abstract

Сильный национальный голос Абрамцево, основанный на чувстве гармонии родного ландшафта, религиозной и народной жизни, усадебной культуры, был присущ движениям славянского возрождения конца XIX века. Усадьба и ее окрестности были декорациями для картин на русскую тематику и вдохновляли художников на поиски и выражение русского «духа природы». Поиски национального ландшафта были связаны с литературно-духовной культурой Абрамцева и соседних имений, с наличием в этом районе религиозных центров. Местная топография и сотрудничество абрамцевских художников в 1880-х годах привели к новым представлениям о национальном ландшафте, поскольку в следующем десятилетии художники уехали дальше. Пейзажи настроения и декоративные работы, основанные на природных формах, перенесли роль пейзажа с конкретного сюжета на источник формального экспериментирования.

Заголовок:
Абрамцевский художественный кружок и поиски национального пейзажа
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/2211730X-12341330
Язык:
Английский
Страницы:
68–82
Ключевые слова:
Абрамцево; деревни у Абрамцево; река Вория; дворянские усадьбы; славянофилы; пейзаж настроения; национальная идентичность
В:
Эксперимент
В:
Том 25: Выпуск 1
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2211-730Х
Распечатать ISSN:
1084-4945
Предметы:
Общий, славяноведение и евразийство, Современная история, История

Метрики содержания

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 398 85 6
Полнотекстовые просмотры 83 14 1
Просмотры и загрузки PDF 169 35 2

Humanities Matter Blog

Interviews

Podcasts

Videos

Guest Posts

Podcast Series

Across the Rainbow

In Chains

Migration

Quality Education

Survival by Degrees

War и мир

Пожертвовать

Характеристики профилей липидов крови профессиональных спортсменов: обзор литературы

Обзор

. 2020;26(1):98-102.

дои: 10.2174/1381612825666191213115232.

Вараева Юргита Р 1 , Ливанцова Елена Н. 1 , Наталья В Поленова 1 , Косюра Светлана Д 1 2 , Дмитрий Б Никитюк 1 , Антонина В Стародубова 1 2

Принадлежности

  • 1 Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищевых продуктов, Москва, Российская Федерация.
  • 2 Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова, Москва, Российская Федерация.
  • PMID: 31838989
  • DOI: 10,2174/1381612825666191213115232

Обзор

Юргита Р Вараева и соавт. Курр Фарм Дез. 2020.

. 2020;26(1):98-102.

дои: 10.2174/1381612825666191213115232.

Авторы

Вараева Юргита Р 1 , Ливанцова Елена Н. 1 , Наталья В Поленова 1 , Косюра Светлана Д 1 2 , Дмитрий Б Никитюк 1 , Антонина В Стародубова 1 2

Принадлежности

  • 1 Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищевых продуктов, Москва, Российская Федерация.
  • 2 Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова, Москва, Российская Федерация.
  • PMID: 31838989
  • DOI: 10,2174/1381612825666191213115232

Абстрактный

Регулярная физическая активность значительно влияет на липидный статус. В данном литературном обзоре проанализированы особенности липидного профиля крови спортсменов. Липидный статус крови профессиональных спортсменов оказался значительно предпочтительнее, чем у лиц того же пола и возраста, ведущих малоподвижный образ жизни. Вне зависимости от выносливости или силового вида спортивной деятельности у спортсменов наблюдаются более низкие уровни ОХ, ХС-ЛПНП и ТГ и сопоставимые или более высокие уровни ХС-ЛПВП в крови. Введены различия в уровне липидов крови и спортивных дисциплинах. Хотя есть гораздо больше факторов, таких как диета, место происхождения, режим тренировок и даже генетическая предрасположенность, которые следует учитывать для будущих исследований.

Ключевые слова: профессиональные спортсмены; липиды крови; холестерин; тренировка на выносливость; высокоинтенсивные тренировки; триглицериды..

Авторские права © Bentham Science Publishers; По любым вопросам пишите по адресу [email protected].

Похожие статьи

  • Липопротеиновый и липидный профили спортсменов высокой квалификации в олимпийских видах спорта.

    Цопанакис С., Коцареллис Д., Цопанакис А.Д. Цопанакис С. и соавт. Int J Sports Med. 1986 декабрь; 7 (6): 316-21. doi: 10.1055/s-2008-1025783. Int J Sports Med. 1986 год. PMID: 3804538

  • Сравнение профиля липидов и липопротеина (а) между малоподвижными и хорошо тренированными людьми.

    Липпи Г., Шена Ф., Сальваньо Г.Л., Монтаньяна М., Баллестриери Ф., Гвиди Г.К. Липпи Г. и др. Clin Chem Lab Med. 2006;44(3):322-6. doi: 10.1515/CCLM.2006.056. Clin Chem Lab Med. 2006. PMID: 16519606

  • Липиды крови у молодых бегунов на длинные дистанции.

    Эйзенманн Дж. К., Вомак С. Дж., Ривз М. Дж., Пиварник Дж. М., Малина Р. М. Эйзенманн Дж. К. и соавт. Медицинские спортивные упражнения. 2001 Октябрь; 33 (10): 1661-6. doi: 10.1097/00005768-200110000-00008. Медицинские спортивные упражнения. 2001. PMID: 11581549

  • Липиды и липопротеины крови у детей и подростков-спортсменов.

    Эйзенманн Дж.К. Эйзенманн Дж. Спорт Мед. 2002;32(5):297-307. doi: 10.2165/00007256-200232050-00002. Спорт Мед. 2002. PMID: 11929357 Обзор.

  • Влияние физической активности на уровень липидов и липопротеинов.

    Голдберг Л., Эллиот Д.Л. Голдберг Л. и соавт. Мед Клин Норт Ам. 1985 г., январь; 69 (1): 41–55. Мед Клин Норт Ам. 1985. PMID: 3883078 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Негде спрятаться: значительное влияние мер по борьбе с коронавирусной болезнью 2019 (COVID-19) на элитных и полуэлитных южноафриканских спортсменов.

    Pillay L, Janse van Rensburg DCC, Jansen van Rensburg A, Ramagole DA, Holtzhausen L, Dijkstra HP, Cronje T.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *