Синдром хикикомори: Затворники-хикикомори глазами психиатра | Nippon.com

Затворники-хикикомори глазами психиатра | Nippon.com

Прошло около 20 лет с тех пор, как в японском языке появилось слово хикикомори, обозначающее людей, которые прячутся от общества. Однако о них известно не столь много. Врач-психиатр, который в течение долгих лет проводит консультации для хикикомори и членов их семей, рассказывает об этом явлении и сложившейся ситуации.

В современной Японии многие молодые люди начинают отстраняться от общества.

Тех, кто не имеет никаких связей с социумом, называют «социальными затворниками», или хикикомори. Но об их жизни обычно мало известно. Если мы возьмем тысячу хикикомори, то у каждого будет свой способ затворничества, свои причины и обстоятельства; сколько людей – столько и вариантов. Кто же такие хикикомори?

Хикикомори определяют следующим образом:
1) Нигде не работают и не учатся.
2) У них нет психических заболеваний.
3) Не выходят из дома не менее 6 месяцев, не общаясь ни с кем, кроме членов своей семьи.

Самый важный из всех вышеуказанных пунктов – третий. У хикикомори совсем нет друзей, они социально изолированы. Находясь в центре большого города, они одиноки и не имеют никаких связей с обществом.

По некоторым данным, в японском обществе один миллион хикикомори. А если прибавить к этому два миллиона родителей, чьи дети ведут затворнический образ жизни в течение нескольких десятков лет, то это составит около 3% от населения Японии старше двадцати лет. Такие цифры невозможно игнорировать, и это явление должно было бы стать большой социальной проблемой, но многие почему-то не проявляют к ней никакого интереса.

Большое количество японцев считает хикикомори «неженками» и «лентяями», которые не работают, а сидят на шее у родителей. Но хотелось бы подчеркнуть, что нет ни одного хикикомори, который бы стал затворником, потому что ему это нравится. И если бы действительными причинами были «изнеженность» и «лень», то почему и сами затворники, и их родители испытывают столь сильные страдания?

Ключевые слова: «стыд» и «разлад»

Ключевыми словами к пониманию хикикомори являются «стыд» и «разлад». Сами затворники испытывают сильнейшее чувство стыда из-за того, что не могут работать, как обычные люди. Они считают себя никчемными, так как не могут работать, как все, и изводят себя мыслями о том, что не имеют права быть счастливыми. Большинство из них считает, что виноваты перед родителями, обманув их ожидания.

Под «разладом» имеется в виду то, что они находятся в постоянной войне с самими собой: происходят внутренние столкновения между: «я не могу выйти в общество» и «я не прекращаю корить себя за это». Многие говорят о том, что им хотелось бы исчезнуть, что лучше бы они не рождались. Некоторые истощают себя до такой степени, что не могут встать с постели. И страдания от подобного «разлада» длятся несколько лет, а иногда и десятилетий.

В тяжелых случаях хикикомори выходят из комнаты только в душ и туалет. Едят они по ночам, опустошая содержимое холодильника, когда члены их семьи спят. Живя в одном доме, они совершенно не общаются с родственниками, испытывая сильное чувство страха от общения с ними. Одна из матерей жаловалась, что не слышала, как поменялся голос ее сына, так как он стал хикикомори в двенадцать лет и с тех пор с ней не разговаривал.

Они находятся в комнатах с закрытыми ставнями или занавесками, всячески скрывая свое присутствие. Чтобы полностью избавиться от звуков, они и при просмотре телевизора или компьютера надевают наушники. Ходят тихо, чтобы их шаги не были слышны. Некоторые не включают кондиционер летом и обогревательные приборы зимой – понятно, почему? Они просто не хотят, чтобы об их существовании и действиях догадывались соседи или родственники, а также считают, что у них нет права пользоваться подобными бытовыми приборами. Прежде чем безапелляционно называть «неженками» и «лентяями» людей, которые испытывают подобные страдания, хотелось бы, чтобы люди больше о них узнали.

«Нужно работать, но я не могу»

Хикикомори боятся, что их спросят: «Чем вы сейчас занимаетесь?». Один из моих клиентов говорит: «Я так боюсь этого вопроса, что спасаюсь бегством, словно преступник». В результате они отказываются от общения с друзьями, знакомыми, другими людьми.

Известно, что около 60% хикикомори имеют опыт работы. Многие занимались слишком тяжелым, выходящим за рамки рабочей нормы трудом (иногда свыше 200 часов переработок в месяц), или подвергались постоянным издевательством со стороны начальства. В результате они стали испытывать сильное чувство страха или физиологическое отвращение к работе.

Как было указано в определении хикикомори, у них нет психических заболеваний. А значит, нет и конкретных медицинских препаратов или методов лечения, и мы можем лишь наблюдать за изменениями в их состоянии. Это не просто те, кто не работает – они не могут работать, или потеряли способность работать. Обычно считается, что хикикомори или обладают психическим расстройством, или являются малодушными людьми. Однако проблема не в том, сильны хикикомори или слабы духом, а в том, что из чувства собственной ответственности они осознают, что должны работать, но не могут этого делать. Таким образом, вероятно, необходимо посмотреть на эту проблему как на проблему «труда».

Выпуск «Газеты хикикомори» от ноября 2016 г., статьи в которой пишут сами хикикомори или те, кто связан с ними. Это СМИ, которое делают хикикомори для таких, как они сами, и в котором содержатся интервью, колонки, информация об обществах «Помоги себе» и о консультациях

Как же можно помочь хикикомори выйти из сложившейся тяжелой ситуации? Бывали случаи, когда проводилось насильственное вмешательство и хикикомори вытаскивали на свет против их воли, но успехом это не увенчалось. С другой стороны, за последние несколько лет начали складываться механизмы взаимопомощи самих затворников с помощью различной деятельности и сетей. Они работают совместно с психотерапевтами и врачами-психиатрами, сами организуют собрания хикикомори, выпускают «Газету хикикомори» (где есть статьи и на английском языке). Благодаря консультациям членов семей с психотерапевтами динамизм жизни в подобных семьях меняется, и есть примеры, когда меняются и сами затворники. На это требуется время, но, вероятно, другого пути, кроме поиска шансов, связывающих затворника с обществом, постепенного распространения понимания хикикомори в обществе и создания принимающей его среды, не существует.

Может быть, для людей, которые хотели бы иметь связь с социумом, но не могут ее создать, хикикомори – это предельная стратегия выживания в современном японском обществе, единственно оставшийся выбор как самооборона, направленная на защиту чувства собственного достоинства.

Фотография к заголовку: Исидзаки Морито, бывший хикикомори. В настоящее время отвечает за внутрикорпоративную информационную систему, маркетинг и приём на работу молодых сотрудников в компании, основанной его семьей, а также работает в редакции «Газеты хикикомори» (в руках у Исидзаки газета со статьей «Как не загнать в угол один миллион человек»)

(Статья на японском языке опубликована 22 ноября 2017 г.)

Отаку одиночества Почему в мире стало модно быть хикки: Общество: Мир: Lenta.

ru

В 1999 году один 14-летний японский подросток вернулся домой из школы, заперся на кухне и больше оттуда не выходил. Юноша отказывался говорить с людьми и никого к себе не пускал. К тому моменту, когда история просочилась в прессу, молодой человек провел в добровольной изоляции от общества уже три года. Подросток выходил из комнаты раз в полгода только для того, чтобы помыться. Это явление получило в Японии название хикикомори.

Сейчас в Японии количество таких же затворников, как этот юноша, оценивается в 700 тысяч человек. По данным исследований, в некоторых городах в четырех стенах, не имея никакой работы, проводят время до 10 процентов трудоспособного населения. Хикикомори, или хикки, как их еще называют, днями и ночами напролет сидят за компьютерами в своих комнатах, покидая их только чтобы справить нужду или купить продукты. Живут при этом молодые люди за счет родителей или на пособия по безработице.

Образ жизни хикикомори стал в Японии столь популярным, что власти страны признали необходимость борьбы с этим феноменом на официальном уровне. Лечением то ли очень ленивых, то ли серьезно страдающих психическими расстройствами молодых людей начали заниматься специализированные клиники, а чтобы вернуть их к нормальной жизни, были созданы клубы для необщительных людей. В последнее время все чаще говорят о распространении явления и в других странах, в том числе и в России.

История «болезни»

Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин

хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.

Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник — суицидальное поведение».

Чем хикикомори занимаются в интернете

Самой популярной площадкой для общения хикикомори стали особые форумы — имиджборды, позволяющие пользователям сохранять анонимность и прикреплять к своим постам картинки.

Популярный имиджборд 2channel (сокращенно — 2chan или 2ch) был запущен в 1999 году в Японии.

Помимо развлекательного интернет-контента, хикикомори интересуют материалы эротического и порнографического характера.

Поскольку одиночки не имеют возможности получить опыт общения с противоположным полом, они придумывают себе вымышленных подруг — так называемых «богинь» или waifu (искаженная версия слова wife, жена). Пользователи имиджбордов не стесняются обсуждать любимых персонажей аниме, которых они воображают своими девушками.

С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. По мнению Глеба, который представляется «бывшим хикикомори» и в беседе с «Лентой.ру» просит не называть его полного имени, «хикки с доступом к интернету — это уже не классический hikikomori, страдающий психическим расстройством, а скорее поведенческий паттерн». Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.

Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип — «хикки-отаку».

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.

Путь к затворничеству

После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в произошедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в интернете — все больше и больше», — делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.

Фото: bushidojo.wordpress.com

Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.

Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.

Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» — «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» — сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», — утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».

Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы — влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.

Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.

Призрак хикикомори

Большинство экспертов сходятся на том, что настоящие хикикомори могут жить только в Японии. Тем не менее, как считает доцент Павлов из ВШЭ, «в остальном мире есть те, кого так вполне можно было бы назвать».

Например, в США были «бездельники» и до хикикомори — «поколение Х» родившихся в середине 1960-х — начале 1980-х годов. Но в отличие от хикикомори представители «поколения Х» были, по мнению ученого, скорее не эгоистами, а идеологами «неучастия в социально-экономических отношениях». В интерпретации Павлова идеологема этого поколения звучала следующим образом: «сказать нет крысиной гонке; понять, что жизнь не ограничивается работой и деньгами; отказаться от политики; уяснить, что работа не ради карьеры, а чтобы не умереть с голоду».

Мода на хикки

С распространением хикикомори по миру стала появляться даже мода на хикки. Сам феномен превратился в интернет-мем, тем более что сопутствующий образ жизни напоминает поведение гиков.

При этом в российском интернет-сообществе мода на хикки «приобрела почти комичную окраску», отмечает «бывший хикикомори» Глеб. Таким образом стали себя называть все «застенчивые, интернет-зависимые молодые люди». Российские пользователи организовывают не виртуальные, а вполне реальные «хикки-сходки» — вещь, которую невозможно представить себе в сообществе настоящих хикикомори.

Есть свои хикикомори в широком смысле этого слова и в России. Однако их традиционно сравнивают не с японскими героями, а с достаточно известным литературным персонажем. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной», — так еще в XIX веке Иван Гончаров описывал главного героя своего романа «Обломов».

Современные российские Обломовы тоже сидят в интернете, как их японские единомышленники, и часто фанатеют от аниме. Пожалуй, только экономические условия в России меньше подходят для ведения беззаботной жизни: родителям зачастую не под силу обеспечивать всем необходимым засидевшееся дома чадо, а на пособие по безработице у нас не выживешь.

Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой «оригинальный феномен»», — отмечает Павлов.

Озабоченные родители уже начали приводить своих детей на прием к психиатрам. «У меня уже были такие весьма непростые и труднокурабельные клиенты», — делится своим опытом Ковпак. Помочь таким людям можно, но «одного желания родителей вытолкнуть наконец своего птенца-переростка из гнезда совершенно недостаточно». Лечение возможно только при одном условии — скрывающиеся от общества сами должны захотеть исцеления. Ковпак, правда, оговаривается, что эта логика применима только тогда, когда мы имеем дело с настоящими хикикомори, а не с пациентом с социофобией, аутизмом или депрессией.

Как заставить хикикомори выбраться из дома? Способов существует множество, и только одно можно сказать определенно: применением грубой физической силы проблему не решишь. Нашему соотечественнику Глебу «излечиться» от боязни общества помог друг. Японец Мацу смог выбраться из дома, начав посещать специальный клуб в Токио для тех, кто долгое время провел в изоляции.

Что ожидает хикикомори в открытом заново большом мире? Японский опыт показывает, что часть молодых людей благополучно смогла вернуться в общество. Те, у кого от длительного пребывания дома развились отклонения, оказались под постоянным наблюдением врачей. Некоторые хикикомори стали крайне агрессивны и начали нападать на людей. Социализацией им придется заняться в тюрьме. Не стоит забывать и о тех хикки, которые покончили жизнь самоубийством.

О судьбе же молодого человека, который в 1999 году заперся у себя на кухне, западной прессе ничего неизвестно.

Миллион исчезнувших японцев: все о феномене хикикомори

Миллион исчезнувших японцев: все о феномене хикикомори | Perito

Чаты и каналы по границам в телеграме: собрали все основные по Грузии, Казахстану, Монголии, Финляндии и Норвегии

PeritoНаправленияАзияЯпония

ЯпонияЭтика

Дата публикации 24. 11.2017

Субкультура или психическое расстройство? Разбираемся, кто такие японские затворники хикикомори.

Антон Дьяконов

текст

Нам всем иногда хочется спрятаться от мира. Многим достаточно поработать сутки из дома или провести выходные в кровати, смотря фильмы и зависая в инстаграме. Бывает, что мы вынуждены оставаться дома на целые недели из-за болезни или карантина, и это становится настоящей пыткой.

Некоторые японцы проводят месяцы и даже годы жизни в своих спальнях, изредка выбираясь в ближайший магазин. Обычно это парни в возрасте около 20 лет, «недостающие миллионы» Японии, также известные как хикикомори. Достоверно неизвестно, почему они выбрали добровольную изоляцию, пусть даже многие из них и пытались жить обычной жизнью.

Откуда взялось это определение?

Термин «хикикомори» придумал психолог Тамаки Саито. Он столкнулся с этим феноменом, когда работал психотерапевтом в городе Фунабаси. Обеспокоенные родители приезжали к Саито и спрашивали его, что делать с их апатичными и асоциальными детьми, которые запирались в своих комнатах.

В 1998-м, после нескольких лет наблюдений за такими пациентами, психолог написал о них книгу под названием «Хикикомори: вечные подростки».

Спустя два года после выхода книги Саито тема хикикомори попала в японские СМИ: 17-летний мальчик, которого в СМИ позже назвали хикикомори, напал с ножом на пассажиров рейсового автобуса. Перед этим он написал о своих планах на одном из интернет-форумов. В том же году произошел еще один скандал, связанный с хикикомори: полиция обнаружила похищенную девочку, которую почти десять лет держал в заключении молодой человек, живший затворником со своей матерью.

Хотя это были единичные случаи, тема хикикомори получила широкий резонанс в Японии и остальном мире. Тысячи японских затворников внезапно оказались в центре внимания.

Что известно о хикикомори?

Слово «хикикомори» определяет как образ жизни, так и человека, который его придерживается. В некотором смысле это отражает то, насколько неизученным пока остается этот феномен. Психологи и другие эксперты не имеют единого мнения о том, как классифицировать хикикомори: является ли это расстройством само по себе или симптомом чего-то другого? Является ли хикикомори уникальным японским явлением или это происходит и в других странах?

Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии определило хикикомори как человека, который не участвует в жизни общества (в частности, не учится и не работает) и не желает этого. Также хикикомори — это человек, у которого нет близких отношений вне семьи. В самом по себе затворничестве нет ничего необычного, однако, если человек живет так более полугода, его уже можно назвать хикикомори.

Типичный день хикикомори начинается, когда остальные уже в кроватях. Они совы, которые ложатся спать под утро, проводя все время в компании собственных мыслей при свете экранов компьютера и телевизора. Как правило, они приходят к такой жизни в переломный период между окончанием школы и началом карьеры. Хикикомори почти всегда живут со своими родителями, которые обеспечивают им еду и крышу над головой. Но, в отличие от страдающих тяжелой агорафобией, хикикомори изредка покидают свою комнату и даже свой дом, обычно ради похода в супермаркет.

Американская психиатрическая ассоциация (APA) не считает хикикомори психическим расстройством. Этот термин не упоминается ни в одном из изданий DSM-5, справочника и диагностического инструмента АПА. Ассоциация относит хикикомори к отклонениям, присущим только определенным культурам по конкретным культурным причинам.

Это часть японской культуры?

Затворники есть во всем мире, а не только в Японии. У многих из этих людей диагностированы психические расстройства, признанные АПА. Однако почему отдельный термин для этого феномена придумали только в Японии?

Существует масса причин, по которым феномен хикикомори возник именно и только в Японии. Главное объяснение состоит в том, что в японской культуре общество очень многого требует от человека: после завершения учебы необходимо сразу же выйти на работу, затем завести семью и т. д. Если японец где-то оступится, ему не будет прощения. Большинство культур в какой-то степени похожи: вы ходите в школу, заканчиваете учебу, получаете работу, потом заводите семью и т. д. Но в некоторых приемлемы небольшие передышки, например отрезок времени для поиска себя, когда можно попробовать разные рабочие места и профессии.

Или это только в голове?

В своей книге Саито относит феномен хикикомори скорее к проблемам развития, нежели к влиянию японской культуры. Он указывает на то, что многие психические расстройства формируются в подростковом возрасте, и отмечает, что проблема хикикомори — в неспособности взрослеть. При этом, правда, он не говорит, что дело именно в психике.

Хикикомори склонны к депрессии, а иногда и к другим психическим расстройствам — шизофрении или обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР). Саито, однако, считает спорным мнение о том, что изоляция хикикомори — это симптом какого-либо из этих расстройств. Все может быть совсем наоборот — депрессия и ОКР могут возникать из-за изоляции. В своем исследовании врач пишет также о случаях появления хикикомори в Южной Корее и Италии и отмечает, что это может быть чем-то большим, чем локальный японский культурный феномен.

Невидимые хикикомори

Обычно под хикикомори подразумевают молодых людей, однако опрос, проведенный телеканалом NHK, показал, что только 53% из них — мужчины. Правда, другие опросы свидетельствуют о 80%. Здесь мы сталкиваемся с проблемами проведения опросов среди людей, которые не хотят ни с кем разговаривать. В любом случае есть много девушек, ведущих образ жизни хикикомори и сталкивающихся с теми же проблемами в социализации, что и парни. Однако, если рассматривать этот феномен как психическую болезнь, возникает вопрос, почему ей подвержено больше мужчин.

Также стоит отметить, что в Японии гораздо терпимее относятся к девушкам, которые живут дома с родителями и не работают. Поэтому, хотя некоторые из них и ведут образ жизни хикикомори, это не воспринимается как нечто необычное.

Как помочь хикикомори?

Если вас не смущает противоречивая информация о хикикомори, то вот еще одна проблема — до сих пор не ясно, как это лечить (и нужно ли). В уходе за пациентами-хикикомори Тамаки использует те же методики, что и для страдающих депрессией или тревожностью. Родители таких ребят также могут пройти терапию — в основном в группах поддержки.

Кстати, родители хикикомори раньше действовали более примитивно: к примеру, нанимали людей, которые буквально выбивали двери в спальни их детей и вытаскивали их оттуда. Стоит ли говорить, что такое решение проблемы было, мягко говоря, не очень эффективным?

Некоторые организации пытаются помочь хикикомори необычными способами. К примеру, в New Start работают девушки, которые приезжают домой к этим ребятам и пытаются поговорить с ними через дверь спальни. Цель этих «временных сестер» в том, чтобы успокоить хикикомори, подружиться с ними и в конце концов уговорить их выйти из комнаты и получить помощь.

Компания Avex даже выпустила серию видео под названием «Just Looking» («Просто смотрю»). На них девушки просто смотрят в камеру в течение пары минут. Идея этих роликов в том, чтобы хикикомори смогли, не выходя из комнаты, устанавливать зрительный контакт с посторонними людьми. Попробуйте сами.

Однако самая лучшая терапия для хикикомори — это опыт и помощь таких же в прошлом, как они. К примеру, Казуси Суганума при поддержке своего брата открыла кафе, в которое специально нанимает хикикомори, чтобы те могли взять на себя хотя бы минимальную ответственность и попробовать пообщаться с незнакомцами.

Пока неизвестно, является ли феномен хикикомори настоящим психическим расстройством или элементом культуры. Однако успешнее всех таким людям помогают те, кто в прошлом вел такой же образ жизни. И чем больше хикикомори возвращаются в социум, тем больше шансов помочь остальным.

ЯпонияЭтика

Дата публикации 24.11.2017


Антон Дьяконов

текст

Читать дальше

БарыЯпонияАлкоголь18+

Дата публикации 21.11.2017

Читать дальше

СоветыАвиаперелеты

Дата публикации 03.11.2017

Наши редкие и полезные дайджесты, трюки в путешествиях. Мы не спамим.

В закладкиЯёи Кусама открывает собственный музей в Токио

Современное искусствоЯпония

Дата публикации 10. 10.2017

В закладкиВ Японии запустят поезд люкс с панорамными окнами и двухэтажными купе

ЯпонияПоезда

Дата публикации 15.05.2017

В закладкиЧто посмотреть в Киото — исторической столице Японии

ЯпонияПутеводители

Дата публикации 16.05.2016

В закладкиКак подготовиться к путешествию в Японию?

СоветыЯпония

Дата публикации 13.05.2016

Синдром «Хикикомори»: распространенность во всем мире и сопутствующие основные психические расстройства: систематический обзор и протокол метаанализа

1. Фурухаси Т., Цуда Х., Огава Т. и др.. État des lieux, point communs et différences entre des jeunes Adultes retirants sociaux en France et Au Japon (Хикикомори). Психиатрическая эволюция 2013; 8: 249–66. [Google Scholar]

2. Сайто Т., Энглс Дж. Хикикомори: юность без конца. Миннеаполис: University of Minnesota Press, 2013. [Google Scholar]

3. Канеко С. Японская «социально замкнутая молодежь» и нехватка времени в японском обществе: управление и концептуализация времени в группе поддержки «хикикомори». Время и общество 2006; 5: 233–49. [Google Scholar]

4. Сайто Т. Шакайтеки хикикомори – оваранай сишунки [Социальное хикикомори – Бесконечная юность. Токио: PHP Shinsho, 1998. [Google Scholar]

5. Уоттс Дж. Эксперты общественного здравоохранения Токио обеспокоены «хикикомори». Ланцет 2002;359 10.1016/С0140-6736(02)08186-2 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

6. Кондо Н., Сакаи М., Курода Ю. и др.. Общее состояние хикикомори (длительная социальная изоляция) в Японии: психиатрический диагноз и результаты в центрах защиты психического здоровья. Int J Soc психиатрия 2013;59:79–86. 10.1177/0020764011423611 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Ито Дж., Йошида М., Кобаяши К. Отчет о расследовании фактического состояния среди консультаций по поводу социальной самоизоляции (хикикомори). Руководство Министерства здравоохранения и труда, 2003 г. [Google Scholar]

8. Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Руководство по вмешательству в общественное психическое здоровье, предназначенное для социально изолированных подростков и молодых людей. Токио: Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения, 2003 г. [Google Scholar]

9. Тодд КХЛ. Хикикомания: Экзистенциальный ужас или национальное недомогание. Юго-восточный обзор азиатских исследований 2011;33:135–47. [Google Scholar]

10. Хайнце У, Томас П. Я и спасение: видения хикикомори в японской манге. Д И Дж 2014;26:151–69. 10.1515/cj-2014-0007 [CrossRef] [Google Scholar]

11. Като Т.А., Шинфуку Н., Сарториус Н. и др.. «Кодоку-ши и хикикомори» в одиночестве и домохозяйствах, состоящих из одного человека: вопросы кодоку-ши и хикикомори в Японии: Оккельс Н., Бланнер Кристиансен С., Мунк-Йоргенсен П. и др., Психическое здоровье и болезни в городе. Сингапур: Springer, 2017: 1–13. [Google Scholar]

12. ТМ Л, Вонг П.В. Поведение молодежи в социальной изоляции (хикикомори): систематический обзор качественных и количественных исследований. Ауст N Z J 2015;49: 595–609. [PubMed] [Google Scholar]

13. Тео А.Р., Гау А.С. Хикикомори, синдром социальной изоляции, связанный с японской культурой?: предложение для DSM-5. J Нерв Мент Дис 2010;198:444–9. 10.1097/NMD.0b013e3181e086b1 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Колучча А., Фаджолини А., Ферретти Ф. и др.. Обсессивно-компульсивное расстройство и качество жизни: протокол систематического обзора и метаанализа перекрестных исследований случай-контроль. Эпидемиол, Биостат Общественное здравоохранение 2015;12. [Академия Google]

15. Колучча А., Ферретти Ф., Фаджолини А. и др.. Incidenza E fattori di rischio per беспокойство psicotici nelle popolazioni migriti в Европе: Una meta-analisi di studi trasversali. Рассенья итальяна ди криминология 2015;9:29–39. [Google Scholar]

16. Колучча А., Ферретти Ф., Фаджолини А. и др.. Качество жизни детей и подростков с обсессивно-компульсивным расстройством: систематический обзор и метаанализ. Нейропсихиатр Dis Treat 2017;13:597–608. 10.2147/НДТ.С122306 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Детторе Д., Берарди Д., Поцца А. Религиозная принадлежность и навязчивые познания и симптомы: сравнение между евреями, христианами и мусульманами в неклинических группах в Италии. Psychol Relig Spiritual 2017; 9: 348–57. 10.1037/отн0000078 [CrossRef] [Google Scholar]

18. Хофманн С.Г., Ану Аснаани М.А., Хинтон Д.Э. Культурные аспекты социальной тревожности и социального тревожного расстройства. Подавить тревогу 2010;27:1117–27. 10.1002/дата.20759 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Паркер Г., Чеа Ю.-С., Рой К. Соматизируют ли китайцы депрессию? Кросс-культурное исследование. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol 2001; 36: 287–93. 10.1007/s001270170046 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Поцца А., Детторе Д. Являются ли убеждения о завышенной ответственности характерными для ОКР? метаанализ отношения ответственности к ОКР, тревожным расстройствам и симптомам депрессии. Клин нейропсихиатрия 2014; 11:170–81. [Google Scholar]

21. Тео А.Р., Феттерс М.Д., Стаффлбам К. и др.. Выявление хикикомори-синдрома социальной изоляции: психосоциальные особенности и предпочтения в лечении в четырех странах. Int J Soc психиатрия 2015;61:64–72. 10.1177/0020764014535758 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Като Т.А., Татено М., Шинфуку Н. и др.. Существует ли синдром социальной изоляции «хикикомори» за пределами Японии? Предварительное международное расследование. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol 2012;47:1061–75. 10.1007/s00127-011-0411-7 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Кондо Н., Миядзава Х., Сакаи М. и др.. Shishunki hikikomori Ni okeru seishin igakuteki shougai no jittai haaku Ni kan suru kenkyuu (исследование психических расстройств у подростков с социальной изоляцией). Кокоро но кенкоу кагаку кэнкюу 2008:49–63. [Google Scholar]

24. Като Т.А., Канба С., Тео А.Р. Хикикомори: многомерное понимание, оценка и будущие международные перспективы. Психиатрия Clin Neurosci 2019: 427–40. 10.1111/шт.12895 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

25. Ферлонг А. Феномен японского хикикомори: острая социальная изоляция среди молодежи. Социол Преподобный 2008; 56: 309–25. 10.1111/j.1467-954X.2008.00790.x [CrossRef] [Google Scholar]

26. Кояма А., Мияке Ю., Каваками Н. и др.. Распространенность в течение жизни, сопутствующие психиатрические заболевания и демографические корреляты «хикикомори» среди населения Японии. Психиатрия Рез 2010;176:69–74. 10.1016/j.psychres.2008.10.019 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Вонг PWC, Ли ТМХ, Чан М и др.. Распространенность и корреляты тяжелой социальной изоляции (хикикомори) в Гонконге: перекрестное телефонное исследование. Int J Soc психиатрия 2015;61:330–42. 10.1177/0020764014543711 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Lee YS, Lee JY, Choi TY и др.. Программа посещения на дому для выявления, оценки и лечения социально замкнутой молодежи в Корее. Психиатрия Clin Neurosci 2013;67:193–202. 10.1111/шт.12043 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Норасаккункит В., Учида Ю. Соответствовать или сохранять самосогласованность? Риск хикикомори в Японии и отклонение от поиска гармонии. J Soc Clin Psychol 2014;33:918–35. 10.1521/jscp.2014.33.10.918 [CrossRef] [Google Scholar]

30. Á M-A, Корколес-Мартинес Д., Мартин-Лопес Л.М. и др.. Хикикомори в Испании: описательное исследование. Int J Soc психиатрия 2015;61:475–83. [PubMed] [Google Scholar]

31. Вонг В. Молодость заперта во времени и пространстве? определение особенностей социальной изоляции и практических последствий. J Социальная рабочая практика 2009 г.;23:337–52. 10.1080/026505302692 [CrossRef] [Google Scholar]

32. Чан Х-Йи, Ло Т-Винг. Качество жизни скрытой молодежи в Гонконге. Appl Res Qual Life 2014;9:951–69. 10.1007/s11482-013-9279-х [CrossRef] [Google Scholar]

33. Като Т.А., Канба С., Тео А.Р. Хикикомори: опыт работы в Японии и международное значение. Мировая психиатрия 2018;17:105–106. 10.1002/wps.20497 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Киёта А., Усами М., Оосуми Х. Chiiki renkei shisutemu Ni yoru hikikomori shien to ekigakuteki kentou (поддержка и эпидемиологический анализ социальной изоляции с использованием системы региональных партнерств). Кокоро но кенкоу кагаку кэнкюу 2008:95–101. [Google Scholar]

35. Стип Э., Тибо А., Бошан-Шатель А. и др.. Интернет-зависимость, синдром хикикомори и продромальная фаза психоза. Фронт. Психиатрия 2016;7 10.3389/фпсит.2016.00006 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Тажан Н. Социальная изоляция и психиатрия: всесторонний обзор Хикикомори. Нейропсихиатр Enfance Adolesc 2015;63:324–31. 10.1016/j.neurenf.2015.03.008 [CrossRef] [Google Scholar]

37. Мохер Д., Либерати А., Тецлафф Дж. и др.. Предпочтительные элементы отчетности для систематических обзоров и метаанализов: заявление PRISMA. ПЛОС Мед 2009 г.;6:e1000097 10.1371/журнал.pmed.1000097 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Хаттори Ю. Социальная изоляция у японской молодежи: тематическое исследование тридцати пяти клиентов хикикомори. J Травматологическая Практика 2006; 4: 181–201. [Google Scholar]

39. Тео АР. Социальная изоляция, связанная с депрессией: история болезни хикикомори. Int J Soc психиатрия 2013;59:339–41. 10.1177/0020764012437128 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

40. Мохер Д., Шамсир Л., Кларк М. и др.. Заявление о предпочтительных элементах отчетности для протоколов систематического обзора и метаанализа (PRISMA-P) 2015 г. системная версия 2015;4:1 10.1186/2046-4053-4-1 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Шамсир Л., Мохер Д., Кларк М. и др. . Предпочтительные элементы отчетности для протоколов систематического обзора и метаанализа (PRISMA-P) 2015: разработка и объяснение. БМЖ 2015;349:g7647 10.1136/bmj.g7647 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Американская психиатрическая ассоциация Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация, 2013. [Google Scholar]

43. Ким И, Хоригучи И, Мори М. Tiiki Seishi Hoken Katsudo Ni Okeru Kainyuu No Arikata Ni Kansuru Kenkyuu [Предварительное исследование распространенности «хикикомори» среди молодых людей]: Ito J, Heisei Nen Soukatsu Houkokusyo (исследование по вмешательству в общественное психическое здоровье — исследовательский отчет 2001 г.). Итикава, Япония: Национальный институт психического здоровья, 2012 г. [Google Scholar]

44. Татено М., Парк Т.В., Като Т.А. и др.. Хикикомори как возможный клинический термин в психиатрии: анкетный опрос. BMC Психиатрия 2012;12:169 10. 1186/1471-244С-12-169 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Сайто К. Хикикомори но хёка: шиен ни кансуру гайдорайн. Токио: Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии, 2010 г. [Google Scholar]

46. Сарчионе Ф., Сантакроче Р., Аччаватти Т. и др.. Хикикомори, клинические и психопатологические проблемы. Рес Ад Психиатрия 2015;2:21–7. [Академия Google]

47. Тео АР. Новая форма социальной изоляции в Японии: обзор Хикикомори. Int J Soc психиатрия 2010;56:178–85. 10.1177/0020764008100629 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Коэн Дж. Коэффициент согласия для номинальных шкал. Educ Psychol Meas 1960; 20: 37–46. 10.1177/001316446002000104 [CrossRef] [Google Scholar]

49. Уэллс Г., Ши Б., О’Коннелл Д. и др.. Когортные исследования по шкале оценки качества Ньюкасл-Оттава, 2015 г. Доступно: http://www.ohri.ca/programs/clinical_epidemiology/oxford

50. Цзэн X, Чжан И, Квонг JSW и др. . Методологические инструменты оценки качества доклинических и клинических исследований, систематический обзор и метаанализ, а также руководство по клинической практике: систематический обзор. J Evid Основанная Медицина 2015;8:2–10. 10.1111/jebm.12141 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

51. Боренштейн М., Хеджес Л.В., Хиггинс Дж.П.Т. и др.. Введение в метаанализ. Чичестер: John Wiley & Sons, 2009. [Google Scholar]

52. Коэн Дж. Статистический анализ мощности для поведенческих наук. Нью-Йорк: Рутледж, 19 лет.88. [Google Scholar]

53. Хиггинс JPT, Томпсон С.Г. Количественная неоднородность в метаанализе. Стат Мед 2002; 21:1539–58. 10.1002/сим.1186 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Хеджес Л.В., Вевеа Дж.Л. Модели с фиксированными и случайными эффектами в метаанализе. Психологические методы 1998; 3: 486–504. 10.1037/1082-989Х.3.4.486 [CrossRef] [Google Scholar]

понимание людей, которые предпочитают жить в крайней изоляции

Маки Руксби, Университет Глазго , Хэмиш Дж. Маклеод, Университет Глазго , Тадааки Фурухаши, Университет Нагоя

Авторы

Заявление о раскрытии информации

Хэмиш Дж. Маклеод получил финансирование для работы над Хикикомори от Фонда Сасакавы.

Тадааки Фурухаши получает финансирование от грантовой помощи для научных исследований (КАКЕНХИ) в Японии

Маки Руксби не работает, не консультирует, не владеет акциями и не получает финансирование от какой-либо компании или организации, которые могли бы извлечь выгоду из этой статьи, и не раскрыла никаких соответствующих связей, помимо своей академической должности.

Партнеры

Университет Глазго предоставляет финансирование в качестве члена The Conversation UK.

Посмотреть всех партнеров

Хикикомори живут в состоянии крайней и мучительной замкнутости. Импульсная фотография/ Shutterstock

Вполне нормально иногда чувствовать, что вы хотите спрятаться от стрессов и давления внешнего мира. На самом деле, короткие периоды абстиненции могут уменьшить реакцию на острые стрессы и помочь нам преодолеть болезни и истощение. Периоды утешения и изоляции также могут помочь на важных этапах развития, таких как изучение личности в подростковом возрасте.

Но некоторые люди не выходят из естественных периодов изоляции. Вместо этого они демонстрируют крайнюю и постоянную абстиненцию, продолжающуюся десятилетиями, причиняя страдания себе и тем, кто заботится о них и поддерживает их. В Японии эта модель поведения настолько распространена, что теперь известна как «9».0119 хикикомори ».

Проблемы крайней социальной изоляции японской молодежи впервые привлекли внимание в 1990-х годах. Это период, когда Япония переживала экономический «ледниковый период», который помешал многим молодым людям достичь своих целей.

Многие ответили тем, что спрятались, чтобы скрыть чувство стыда. У некоторых они не появлялись снова. Термин хикикомори (образованный от глагола хики «уходить» и комори «находиться внутри») был придуман в 19 в.98 японского психиатра профессора Тамаки Сайто. Сайто выбрал этот термин, чтобы описать многих молодых людей, которых он видел, которые не соответствовали критериям диагноза психического здоровья, но, тем не менее, находились в состоянии крайней, мучительной замкнутости.

Хикикомори в настоящее время рассматривается как социокультурный феномен психического здоровья, а не как отдельное психическое заболевание. Учитывая, что поражено не менее 1,2% населения (около миллиона человек), хикикомори представляет собой серьезную социальную проблему и проблему для здоровья. Хикикомори также все чаще выявляют в других странах. Этот термин теперь используется во всем мире для описания любого, кто соответствует критериям.

У хикикомори есть несколько основных особенностей. Это включает в себя физическую изоляцию пострадавшего в своем доме в течение как минимум шести месяцев, отрезанность от значимых социальных отношений, значительный дистресс и функциональные нарушения, такие как избегание задач, при которых ему, возможно, придется взаимодействовать с кем-либо, или заниматься элементарными самостоятельными действиями. потребности в уходе.

Наряду с физической изоляцией люди хикикомори демонстрируют крайнюю психологическую отстраненность от социального мира. Места, где предполагается активное социальное взаимодействие, например, школа или работа, становятся для человека невозможными. Они остаются социально изолированными от окружающих вне зависимости от того, находятся они вне своего дома или нет. В то время как некоторые люди хикикомори называли сото-комори , могут заниматься некоторыми делами на улице, редко взаимодействуют с людьми. Некоторые могут использовать Интернет как окно в мир, но часто не будут взаимодействовать с другими.

Исследования показывают, что травматические переживания стыда и поражения часто упоминаются как триггеры в разных культурах, например, провал на важных экзаменах или отсутствие заветной работы. Вполне возможно, что система культурных ценностей Японии может сделать это население более уязвимым из-за давления на коллективное единообразие и страха перед социальным позором. Люди хикикомори избегают повторной травматизации, отказываясь от «нормального» пути, установленного для них обществом.

Наша работа с французским населением хикикомори и представителями других народов показывает, что, хотя многие хотели бы, чтобы общество забыло их, они не могут и не забудут мир, который они оставили позади. Вместо этого они пассивно наблюдают за миром через онлайн-игры и социальные сети в форме «социальной смерти». Эксперты также начинают изучать возможную связь хикикомори с аутизмом, депрессией, социальной тревожностью и агорафобией.

Многие хикикомори наблюдают за миром через интернет. Дин Дробот/ Shutterstock

Мало того, что человек с хикикомори теряет много лет своей жизни в изоляции, это состояние также влияет на его семью. Как правило, японские родители людей хикикомори посвящают годы тому, чтобы удовлетворить основные жизненные потребности своего ребенка. Это означает, что редко бывают естественные триггеры, которые подталкивают их к получению помощи. Услуги по охране психического здоровья, а также образовательные и социальные услуги слишком часто сосредоточены на реагировании на более серьезные или очевидные проблемы. Из-за этого семьи чувствуют себя застрявшими и изолированными.

По мере расширения глобального признания хикикомори распространенность этого состояния, вероятно, возрастет. В свою очередь, это подчеркнет необходимость улучшения вариантов лечения. В настоящее время лечение сосредоточено на физической активности, восстановлении способности к социальному взаимодействию и постепенном подходе к возобновлению работы или учебы. Терапия, в которой участвует вся семья, также проходит испытания.

Выздоровление может также включать в себя помощь людям хикикомори в поиске способов выражения своих способностей и талантов социально приемлемым способом. Например, японский художник Ацуши Ватанабэ использовал искусство и общественную деятельность, чтобы помочь своему выздоровлению от хикикомори.

Сама природа хикикомори означает, что обращение за помощью очень маловероятно. И, возможно, такой образ жизни можно считать приемлемым из-за COVID-19, особенно с учетом того, что многие из нас сейчас работают из дома и общаются в Интернете. Страх заражения, потери работы и социальных потрясений из-за правил изоляции также может увеличить риск постоянной социальной изоляции и отчужденности для многих людей.

Мы считаем, что нам необходимо осознавать потенциальный рост крайней и постоянной социальной изоляции во время пандемии. Многие молодые люди в настоящее время могут чувствовать себя безнадежно и могут не видеть перспектив для нового начала или могут чувствовать себя неспособными достичь своих целей. Те, кто, возможно, потерял работу в результате пандемии, также могут уйти, чтобы избежать дальнейшего позора и страданий. Рост тяжелой и стойкой абстиненции останется незамеченным, если мы не обеспечим, чтобы каждый мог получить необходимую помощь, чтобы оставаться на связи с обществом.

  • Душевное здоровье
  • Депрессия
  • Беспокойство
  • Изоляция
  • Социальное тревожное расстройство
  • интроверты
  • Социальная изоляция

10 основных симптомов социальной изоляции (синдром Хикикомори)

Сегодня вы узнаете все о синдроме Хикикомори, устраните симптомы социальной абстиненции и о том, как покончить с социальной изоляцией.

В последние годы у многих подростков и молодых людей наблюдается новый феномен социальной изоляции.

Они добровольно изолируют себя, удаляясь, и становятся отшельниками в своих семьях и социальной среде.

Социальная изоляция может привести к другим проблемам, таким как психические расстройства, такие как обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства пищевого поведения, депрессия и т. д., ухудшение отношений с собственной семьей, приступы насилия или даже попытки самоубийства.

Что внутри этой статьи?

Сайто Тамаки, известный как крупный культурный критик и один из ведущих японских экспертов по психологическим проблемам молодежи, опубликовал в 1998 году свою книгу Хикикомори , в которой он описал повторяющуюся проблему социальной изоляции среди своих пациентов.

Сайто утверждал, что эти подростки и молодые люди не страдали депрессией и что их социальная изоляция не могла быть легко подведена под единственную, легко идентифицируемую медицинскую причину, и поэтому ее следует рассматривать как синдром, а не как симптом другого диагностического категория.

На самом деле, по оценкам правительства Японии, 1,15 миллиона человек ушли из общества. Но Сайто предполагает, что эта цифра больше и может в конечном итоге превысить 10 миллионов. (*)

Но феномен отстранения от общества — не только японская проблема. В 2010 году слово хикикомори появилось в Оксфордском словаре английского языка , что свидетельствует о том, что это слово распространилось и становится все более узнаваемым за пределами Японии. (*)

Связанный: 7 Симптомы избегающего расстройства личности (AvPD) – и как преодолеть избегание

Социальная изоляция относится к акту ухода от общества и избегания контактов с людьми, кроме своей собственной семьи, в течение шести месяцев или дольше. , но это, похоже, не вызвано другой психологической проблемой. (*)

Например, учащиеся пропускают школу по какой-либо причине и в течение длительного периода времени остаются дома. Они остаются там даже до двадцати лет, в конечном итоге достигая состояния ухода, в котором они теряют почти всякую связь с обществом.

Нет ни одной фиксированной черты личности, проявляющейся у людей с социальной самоизоляцией.

Некоторые люди даже прошли через среднюю школу, прежде чем столкнулись с камнем преткновения в жизни, впали в депрессию и закрылись от общества.

Поскольку социальная изоляция не соответствует критериям диагностической метки, в 2003 году Министерство здравоохранения Японии разработало рекомендации, помогающие идентифицировать феномен хикикомори, установив наличие определенных критериев:

  • замкнутый на дому образ жизни;
  • отсутствие мотивации к посещению школы или работе;
  • отсутствие критериев других психиатрических диагнозов, таких как агорафобия, шизофрения и др.
  • продолжительность симптомов более 6 мес.

#1. Прогулы в школе

Хотя прогулы в школе — не единственная причина социальной самоизоляции. Некоторые дети пропускают школу в течение определенного периода времени, в конечном итоге сдают вступительные экзамены в колледж и решают, какой путь в жизни они хотели бы выбрать.

Однако, согласно опросам, непосещаемость представляет собой основной триггер для входа в замкнутое состояние для многих людей.

#2. Страх перед другими

Социальная изоляция часто ошибочно диагностируется как «антропофобия» — сильный страх перед другими людьми.

Однако антропофобия, по-видимому, является вторичным симптомом социальной изоляции или, по крайней мере, усугубляется состоянием изоляции.

Вполне естественно, что люди все больше боятся общения с другими людьми, чем дольше они живут без общения.

Некоторых людей беспокоит внешний вид других людей, особенно в общественных местах и ​​общественном транспорте.

У некоторых было сильное отвращение к другим людям, входящим в их дома, и они прятались в своих комнатах. Другие люди даже отказывались отвечать на телефонные звонки.

Связанный: Паническое расстройство: 7 шагов для преодоления панических атак Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это хроническое и длительное расстройство, при котором у человека возникают неконтролируемые повторяющиеся мысли ( навязчивые идеи ) и/или поведение ( компульсии ), которые он или она испытывает желание повторять снова и снова.

Согласно опросам, многие люди в состоянии абстиненции также испытывали «симптомы обсессивно-компульсивного расстройства».

Это не означает, что люди с ОКР рискуют войти в состояние замкнутости из-за своего расстройства, скорее, эти навязчивые идеи и компульсии обычно развиваются как вторичные черты после состояния отмены.

В некоторых случаях симптомы ОКР исчезали сразу после лечения.

Связанный: Как лечить ОКР с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ)?

#4. Приступы насилия

Сильное обсессивно-компульсивное поведение может сопровождаться приступами насилия.

Например, эти сильные припадки могут быть вызваны прикосновением одного члена семьи к вещам молодых людей или небольшой задержкой на несколько минут во время еды и душа.

Эти вспышки агрессии обычно сопровождаются обидой на родителей.

Общие жалобы включают; «Это вина моих родителей, что я стал таким» или «Они не поняли меня, когда я переживал трудные времена».

Независимо от того, обоснованы ли эти жалобы реальностью, эти люди пытаются сообщить своим семьям, что им приходится прибегать к насилию, чтобы быть услышанными.

#5. Бессонница и смена дня и ночи

Бессонница и смена дня и ночи являются распространенными «симптомами» социальной изоляции как по физиологическим, так и по психологическим причинам.

Физиологически, когда организм активен в течение дня, преобладает симпатическая нервная система (отвечает за стимуляцию реакции организма на борьбу или бегство), но при ночном сне организм переключается на парасимпатическую нервная система (отвечает за стимуляцию «отдыха и переваривания»).

Люди, находящиеся в состоянии абстиненции, как правило, проводят часы бодрствования, практически ничего не делая, что нарушает естественную модуляцию стресса и расслабления организма.

Это приводит к бессоннице и склонности к смене дня и ночи.

Другая причина заключается в том, что человеческое тело оснащено внутренними часами, которые регулируются солнечным светом.

Воздействие солнечного света в течение дня поддерживает обычные циклы внутренних часов. Но когда человек уходит, резкое уменьшение воздействия солнечного света приведет к бессоннице и смене дня и ночи.

Психологически люди в состоянии абстиненции испытывают сильное чувство неполноценности, особенно в дневное время, когда все заняты своими делами.

Чтобы не страдать от потраченного впустую дня, они проводят больше времени без сна по ночам, а когда выходит солнечный свет, они снова засыпают.

Связанный: 18 проверенных, здоровых способов лучше спать ночью и просыпаться отдохнувшим

#6. Самоизоляция в семье

Люди, находящиеся в изоляции, как правило, запираются в своих комнатах, а не бродят по дому. Большинство из них склонны избегать членов семьи даже в доме.

В конечном итоге это может привести к социальной изоляции.

В то время как люди в состоянии социальной изоляции будут избегать всех людей, кроме своей семьи, социальная изоляция относится к нахождению в одиночестве и избеганию любых контактов даже с собственной семьей.

#7. Регрессия

Термин Регрессия относится к тому, когда взрослый человек возвращается к менее зрелому состоянию личного развития.

В случае социальной изоляции регрессия означает «возвращение к детству».

Эта регрессия проявляется в опоре на родителей и инфантильном поведении главным образом потому, что люди в состоянии ухода оказываются в ограниченном пространстве и вынуждены полагаться на других в течение длительного периода времени.

Эта регрессия также может вызывать сильные приступы.

#8. Мысли о преследовании

Некоторые люди, находящиеся в изоляции, особенно те, кто был изолирован от мира в течение длительного периода времени, сообщают о том, что у них возникают мысли о преследовании, например, они могут слышать, как кто-то вне дома говорит о них что-то, или соседи, распространяющие о них слухи и т. д.

Такие мысли представляют собой «бредовые мысли», которые немного отличаются от явных «бредов», которые испытывают люди, страдающие шизофренией.

Люди в состоянии абстиненции испытывают бредовые мысли в результате своего состояния абстиненции.

#9. Чувства депрессии

Чувства депрессии и отчаяния являются обычными симптомами у людей в состоянии абстиненции.

Очень легко впасть в депрессию, находясь в состоянии замкнутости, в результате изоляции, скуки и отсутствия реального положения в обществе.

Связанный: Вы тайно в депрессии? (3 способа преодолеть скрытую депрессию)

#10. Суицидальные мысли

Поскольку люди, находящиеся в изоляции, проводят большую часть своих дней, испытывая сильные чувства безнадежности и отчаяния, у них нередко возникают суицидальные мысли, особенно когда их болезненные эмоции становятся невыносимыми.

Другие симптомы

Люди в состоянии отмены могут также испытывать другие симптомы, такие как «переедание» или «отказ от еды», которые могут перерасти в расстройство пищевого поведения после длительного периода отмены.

Другие симптомы включают «психосоматические заболевания», такие как гастрит и высокое кровяное давление, которые возникают в результате стресса и нерегулярного сна.

Другим дополнительным симптомом является зависимость, будь то наркотики, алкоголь, видеоигры, еда и т.д.

Почему?

Одна из причин заключается в том, что ожидания, возлагаемые на мужчин в обществе выше, чем те, которые возлагаются на женщин.

Ожидается, что к тому времени, когда мужчина вырастет из подросткового возраста, он будет каким-то образом участвовать в жизни общества.

Женщины, с другой стороны, иногда могут продолжать жить дома, не обязательно участвуя в жизни общества.

Другими словами, люди с меньшей вероятностью будут воспринимать уход женщины в дом как проблемное поведение. Следовательно, давление, вызванное внешними ожиданиями, вероятно, будет намного меньше.

Несмотря на быстрые изменения в том, как наше общество разделяет социальную ответственность, эти ожидания по-прежнему глубоко укоренились.

Чтобы выйти из состояния абстиненции, требуется профессиональная помощь как можно скорее, чтобы решить проблемы, которые в первую очередь вызвали абстиненцию, а также изучить более здоровые способы управления своими эмоциями и противостоять повседневным стрессам.

Чем больше ситуация остается без лечения, тем хуже становится и тем труднее становится вернуться в общество.

Есть также дополнительные шаги, которые вы можете предпринять, чтобы вернуться в общество:

#1. Устроиться на работу на неполный рабочий день

Работа на неполный рабочий день — это хороший способ снова встретиться с обществом после терапии, не слишком перегружаясь.

#2. Получить работу на рабочем месте знакомого или родственника

Получение работы на рабочем месте знакомого или родственника может помочь вам получить необходимую поддержку и почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы снова столкнуться с обществом.

#3. Присоединяйтесь к организации людей со схожими увлечениями

Общение с людьми, которые разделяют некоторые из ваших интересов и увлечений, поможет вам чувствовать себя менее подавленным при общении с другими людьми.

#4. Борьба с фобией с помощью когнитивно-поведенческой терапии

Социальная фобия или социальная тревога — одна из основных проблем, с которыми борется человек в состоянии абстиненции, возвращаясь в общество.

Связанный: Паническое расстройство: 7 шагов для преодоления панических атак


Найдите терапевта в сети Online-therapy.com . Ваш личный психотерапевт будет рядом с вами от начала до конца. Направляя вас к более счастливым вам через разделы, рабочие листы, обмен сообщениями в любое время и сеансы в реальном времени (доступны в виде видео, только голосового или текстового чата).

Скидка 20% на первый месяц.

НАЙТИ ТЕРАПЕВТА


#1. Признайте проблему

Большинство людей говорят своим детям: «Если ты не работаешь, ты не заслуживаешь еды».

В результате многие люди будут крайне негативно относиться к социальной самоизоляции, не признавая, что это проблема с реальными корнями и причинами.

В результате они ругали и кричали на своих детей, надеясь заставить их встать и уйти. К сожалению, это не работает.

На самом деле, даже если человек, находящийся на самых ранних стадиях абстиненции, действительно уходит, это только вопрос времени, когда он «снова сорвется».

Лучший способ увидеть социальную изоляцию — признать, что человек испытывает эмоциональные потрясения и нуждается в помощи или защите.

#2. Это не значит быть пассивным

Спор и проповедь не помогут вашему ребенку выйти из замкнутого круга, но и пассивное отношение тоже не поможет.

Вы не должны просто сидеть сложа руки и быть пассивным, принимая все, что встречается на вашем пути.

Правильный способ приблизиться к этому — через эффективную коммуникацию.

Если ваш ребенок переходит в замкнутое состояние, первое, что вы должны сделать, это попытаться выяснить причину.

Затем следует предпринять хотя бы одну тщательную попытку убедить ребенка в том, что для него безопасно вернуться в общество, или разработать необходимые меры, чтобы помочь ему выйти из абстиненции.

Связанный: 4 ключа к эффективному общению с кем угодно

Большинство тех, кто находится в состоянии замкнутости, не выбирают по своей воле продолжать жить так только потому, что они этого хотят. Но они, кажется, не могут вырваться из своей замкнутой ситуации.

Вот почему людям, находящимся в состоянии абстиненции, необходимо как можно скорее обратиться за профессиональной помощью и принять обдуманные меры, чтобы выйти из этого состояния.

Ресурсы
  • Части этой статьи взяты из книги «Хикикомори: юность без конца», © 2013, Тамаки Сайто. Все права защищены.
  • Границы | Условия социальной изоляции (хикикомори) в Китае: перекрестный онлайн-опрос (frontiersin.org)
  • Frontiers | Семейные особенности синдрома социальной изоляции (хикикомори) (frontiersin.org)
  • Социальная изоляция и психическое здоровье: междисциплинарный подход | IntechOpen
  • Социальная изоляция в детстве – PMC (nih.gov)
  • Социальная изоляция при большом депрессивном расстройстве: исследование хикикомори случай-контроль в Японии – PubMed (nih.gov)
  • Социальная изоляция – обзор | ScienceDirect Topics
  • Социальная изоляция, одиночество и смертность от всех причин у пожилых мужчин и женщин | PNAS
  • Проспективное исследование социальной изоляции, одиночества и смертности в Финляндии – PMC (nih.gov)
  • Риски социальной изоляции (apa.org)
  • Границы | Хикикомори больше всего ассоциируется с межличностными отношениями, за которыми следуют риски самоубийства: вторичный анализ национального поперечного исследования (frontiersin.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *