Гиперактивности причины – Гиперактивный ребенок — причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

причины, признаки СДВГ, что делать родителям?

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.

Как отличить гиперактивность от активности?

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания.
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Рекомендации психологов

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов. К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн. Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств
    . Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

vospitulya.ru

Наиболее частые причины СДВГ у детей и взрослых

Понимание причин развития СДВГ с самого начала принесло ученым много проблем. По-прежнему не до конца, можно с уверенностью сказать, в чем причина появления такого рода нарушений.

СДВГ (англ. Attention Deficit Hyperactivity Disorder) остается таинственным заболеванием. В ходе исследований, проводимых с больными СДВГ появлялось множество различных гипотез, касающихся причин возникновения этого заболевания.

Причины СДВГ

В течение многих лет доминировало мнение, что в основе развития СДВГ лежат нарушения отношений в семье ребенка. Причину видели в ошибках воспитания совершенных родителями.

В настоящее время уже известно, что такой подход к проблеме ошибочен. Да, нарушения отношений в семье, сложная семейная ситуация, импульсивность родителей, отсутствие надлежащей системы норм могут усиливать симптомы, но не являются причинами недуга.

Дети с СДВГ не могут найти себе места!

Вторая гипотеза касательно развития СДВГ видит главную и непосредственную причину такого состояния в повреждении тканей головного мозга ребенка. Однако, благодаря прогрессу медицинской диагностики оказалось, что это не самая распространенная причина появления симптомов гиперактивности.

Что же является причиной развития СДВГ

На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы . Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.

Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребенка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша. Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребенка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновения СДВГ.

Уже известно, что причина описанных нарушений кроется в генетике человека. Однако, ученным пока не удалось извлечь ген, отвечающий за это состояние. В «связи» с этим, можно сказать, что СДВГ – это полигенное наследуемое заболевание. Это означает, что для возникновения этого расстройства необходимо срабатывание не одного, а нескольких различных генов вместе.

Семейные исследования показали, что риск возникновения СДВГ значительно (в семь раз) выше в семьях, где кто-то уже страдает от этого расстройства. Кроме того, исследования на близнецах одно- и двуяйцевых подтвердили гипотезу о генетической обусловленности синдром дефицита внимания.

Симптомы СДВГ

Какая связь конкретными генами и развитием симптомов, характерных для СДВГ? Оказалось, что генетические факторы у людей с этим заболеванием приводят к тому, что развитие нервной системы у них замедляется в сравнении со здоровыми людьми. Говоря более образно, у детей с СДВГ некоторые участки мозга работают менее эффективно, чем у их сверстников. Это касается таких областей, как: префронтальная кора, подкорковые структуры, большие спайки и мозжечок.

В период 50-х и 60-x годов XX века причины СДВГ связывали с микроповреждениями центральной нервной системы (ЦНС), возникших вследствие патологических факторов в перинатальном периоде. Однако, оказалось, что микротравмы возникают действительно имеют место у небольшой группы детей с СДВГ, но одновременно столь же распространены у здоровых детей. Источником изменений в процессах обработки информации и психомоторных реакциях является отличие в созревании мозга, вызванное изменениями в генетическом материале.

У детей с СДВГ нарушается работа лобных долей. Эта область отвечает за эмоции, планирование, оценку ситуации, прогнозирование последствий, память. Такое состояние может проявляться в виде нарушений эмоций ребенка, то есть, например, в виде беспричинной агрессии, неослабевающей злости или постоянном забывании о чем-то.

Другая часть мозга, в которой нарушаются функции, несомненно, имеют важное значение в возникновении симптомов СДВГ, это так называемые базальные ядра. Упомянутая часть мозга отвечает за контроль движений, эмоции, обучение, когнитивные процессы (например, речь, память, внимание, мышление).

В таком случае нарушения будут проявляться в неумении сосредоточиться, проблемах с обучением, отсутствии координации движений. Функционирование областей, ответственных за осязание, зрительные и слуховые ощущения также может быть нарушено.

Причиной перечисленных недостатков является ослабление действия некоторых веществ в мозге, которые отвечают за передачу информации между отдельными его частями. Это так называемые нейромедиаторы: допамин, норадреналин и (менее важный в данном случае) серотонин.

  • Дофамин – отвечает за эмоциональные процессы, высшие психические действия (например, память, речь) и в меньшей степени за двигательные процессы. Его также называют «гормоном счастья», поскольку увеличение его концентрации в соответствующих областях мозга, вызывает состояние эйфории.
  • Норадреналин – гормон, который вырабатывается в надпочечниках, во время стрессовых ситуаций. Вызывает учащенное сердцебиение и повышение напряжения мышц. В мозгу принимает участие, в частности, в процессах терморегуляции. Дефицит может привести к недооценке угрозы, постоянному возбуждению организма. Называют «гормоном агрессивности».
  • Серотонин – необходим для нормального сна. Ее уровень также влияет на импульсивное поведение, аппетит и сексуальные потребности. Слишком низкий уровень серотонина наблюдается у агрессивных людей.

На основании проведенных исследований установлено, что уровень перечисленных веществ у людей с СДВГ значительно снижен, что приводит к неправильному потоку информации между различными структурами головного мозга.

Факторы, способствующие возникновению симптомов СДВГ

Прежде, чем было признано, что отправной точкой развития СДВГ является генетика, многие пытались усматривать причины в других факторах. В настоящее время известно, что в этих подходах была своя доля истины.

Было показано, что факторы, которые перестали рассматриваться как главная причина СДВГ, могут в существенной степени способствовать появлению симптомов или их усиливать. Важную роль в этом процессе имеет действие окружения ребенка.

В первую очередь, следует обратить внимание на отношения между членами семьи. Частые недоразумения, ссоры, крики и бурные реакции могут в значительной степени усиливать симптомы недомогания у ребенка. Очень важно также, в каких условиях ребенок воспитывается. В случае сложной семейной ситуации, ребенок развивается в атмосфере отсутствия норм и правил, в результате чего можно ожидать, что симптомы будут более четкими, а ребенка более обременителен для окружения.

В развитии и усилении симптомов подчеркивается также роль экологических факторов. Осложнения во время беременности, употребление алкоголя, воздействие токсичных веществ через пищу, курение в период внутриутробной жизни ребенка могут быть связаны с более высокой восприимчивостью к заболеванию. Психомоторная гиперактивность является одним из симптомов алкогольного синдрома плода (англ. FAS – Fetal Alcohol Syndrome), к которому приводит употребление матерью алкоголя во время беременности.

Подчеркивается также роль перинатальной гипоксии. Возникающие в результате таких осложнений микротравмы мозга у ребенка могут быть причиной появления симптомов, характерных для нарушения поведения. Но это относится только к небольшой группе маленьких пациентов.

Важное значение в процессе развития симптомов СДВГ, безусловно, имеют психосоциальные факторы, такие, как частая смены места жительства и проблемы в школе, которые мешают ребенку с СДВГ общению в группе сверстников.

Возникает «порочный круг» – ребёнок с СДВГ встречает с отказ со стороны окружения, что только усугублять симптомы, и в результате ведет к еще более четкому отторжению ребенка средой, в которой он живет. Важно обратить внимание на ситуацию в школе, так как соответствующая подготовка к близости с другими учениками, может свести к минимуму трудности, связанные с функционированием в обществе.

Кроме того, среди причин обострения симптомов СДВГ называют расстройства, которые могут усилить дисбаланс. Обращают на себя внимание такие факторы, как астма, диета, а также аллергия. Нужно, однако, помнить, что эти факторы не вызывают СДВГ, а только могут усиливать симптомы болезни.

СДВГ и влияние пестицидов

Причины СДВГ не до конца известны. Известно, что в развитии заболевания большую роль играют гены, а также алкоголь, никотин и контакт со свинцом.

Недавние исследования показывают, что пестициды, присутствующие в некоторых фруктах и овощах, также могут увеличить риск развития СДВГ. Пестициды, и, в частности органофосфатам, в больших концентрациях можно найти в ягодах и сельдерее – конечно, только в тех, которые выращивают в промышленном масштабе и с применением средств защиты растений.

Испытания прошли 1100 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Долгосрочные воздействие на них большого количества пестицидов вызывало у них повышение риска развития СДВГ. Уровень пестицидов в организме измерялся через мочу. Не выявлено, однако, чтобы само действие пестицидов могло быть причиной возникновения СДВГ.

По словам ученых, осуществляющих исследования, пестициды могут блокировать фермент под названием ацетилхолинэстераза, работающий в нервной системе, и нарушают работу медиаторов мозга. Однако, чтобы получить уверенность в том, что касается пестицидов и их роли в развитии симптомов, необходимы дальнейшие научные исследования.



sekretizdorovya.ru

Гиперактивность ребенка: причины, основные признаки, лечение и диета при гиперактивности

Гиперактивностью называют особое состояние нервной системы с резким преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения в центральной нервной системе ребенка, что проявляется трудно контролируемым, чрезмерно активным поведением ребенка, его неусидчивостью, сложностями в обучении, трудным поведением, сложным восприятием окружающего мира, общения со сверстниками или взрослыми людьми, родителями и родней. О гиперактивности как проблеме стоит говорить не ранее пяти-шести лет, ранее этот диагноз неправомочен из-за особенностей функционирования нервной системы.

Причины гиперактивности

Основные причины гиперактивности скрыты в минимальных поражениях центральной нервной системы, особенно в области лобных долей головного мозга. Эти поражения не органического характера, то есть, нет опухолей, кровоизлияний или кист, которые бы изменяли анатомию мозга. В области коры головного мозга имеются функциональные, обменные, минимальные гипоксические поражения, которые в результате приводят к нарушению регуляции произвольных действий в отношении контроля за поведением и за планомерностью и последовательностью действий человека. Как результат, это приводит к нарушению в сознательной психической деятельности, проблемам самоконтроля и поведения. Мозг просто не в силах вовремя тормозить активность двигательных и эмоциональных актов, что приводит к преобладанию процессов возбуждения в коре. Это выливается в двигательную расторможенность, чрезмерную шумность и эмоциональность. При этом, у ребенка нет четкой установки и мотивации в деятельности, нет возможности для концентрации.

Сегодня выделяется три основные теории, которые приводят к развитию гиперактивности:

  •   прежде всего, влияние наследственности, патологическая предрасположенность к гиперактивности,
  •   поражения головного мозга в процессе внутриутробного развития, тяжелые роды с травмами или гипоксией,
  •   психологические травмы в результате неправильного воспитания, проблемы с условиями быта и тяжелые отношения в семье.

Что такое гиперактивность.

Сегодня, в результате влияния многих внешних и внутренних факторов, детей с гиперактивностью стало больше, хотя развитие медицины накладывает также свой отпечаток на появление диагнозов. Гипердиагностика в неврологии встречается достаточно часто, в отношении функциональных заболеваний в особенности. По данным статистики до 20% школьников, так или иначе, хотя бы раз в жизни подозревались в гиперактивности, причем у мальчиков этот диагноз ставится чаще, в силу особенностей поведения и воспитания. Выявленная гиперактивность у детей в большинстве своем проходит по мере возраста, хотя у части детей она может оставаться и в подростковом и взрослом возрасте, определяя социально опасное поведение и поступки. Такие дети требуют особого подхода в воспитании, четкого контроля и коррекции.

Основные признаки гиперактивности стоит выделять не ранее шести лет, так как до этого возраста особенности работы и созревания нервной системы ребенка сами по себе определяют его живость и непоседливость. Хороший специалист всегда отвергнет диагноз гиперактивности у детей-дошкольников, так как тормозные процессы и возбудимость у них еще не уравновешены.

Признаки гиперактивности ребенка

Чтобы сделать выводы о наличии у ребенка гиперактивности, необходимо наличие целой совокупности симптомов, имеющихся у ребенка одновременно. Одной живости и шумности недостаточно, это просто обычные качества ребенка. Вообще, с диагнозом «гиперактивность» нужно быть осторожными, так как порой такие ярлыки навешивают специалисты, далекие от медицины – воспитатели садика, учителя школы, соседи, просто исходя из того, что ребенок ярко отличается от всех, он требует к себе больше внимания из-за холерического темперамента. Поэтому, о гиперактивности можно вести речь при наличии большинства из перечисленных ниже признаков:

  •   ребенок не в состоянии длительно сосредоточиться даже на любимых занятиях,
  •   ребенок слышит обращенные к нему слова, но не реагирует на них,
  •   ребенок рассеян, постоянно теряет свои вещи,
  •   старается избегать скучных заданий, где необходимо умственное сосредоточение и сидение неподвижно,
  •   с энтузиазмом берется за задания, но бросает их, не закончив до конца,
  •   испытывает трудности в организации игры, учебы или других видов деятельности,
  •   не сидит спокойно на месте, постоянно ерзает, дрыгается,
  •   говорлив или чрезмерно болтлив,
  •   постоянно бросает незаконченными свои собственные проекты и задания,
  •   но помнит важную информацию,
  •   постоянно беспокоен,
  •   имеет привычку не подчинения правилам игр, учебы, домашних дел,
  •   отвечает всегда, не дослушав вопроса, перебивает,
  •   не может стоять в очереди, не имеет на это терпения,
  •   постоянно движется, ребенка можно находить в разных местах на протяжении буквально минуты,
  •   постоянно прерывает собеседников, перебивает, влезает в чужие разговоры,
  •   у ребенка часто и резко меняется настроение,
  •   хочет постоянно, здесь и сейчас получать похвалы за успехи,
  •   имеет сильно разнящиеся оценки по разным предметам в школе от двоек до пятерок.
  •   хромает как успеваемость, так и поведение, родители – частые посетители школы.

При обнаружении хотя бы половины из этих признаков – проблема, скорее всего, есть, и нужно посетить врача-невролога, чтобы получить совет в отношении поведения и тактики лечения заболевания.

Лечение гиперактивности, возможная диета.

Лечение гиперактивности в основном, немедикаментозное. Применяют методы психотерапии и поведенческой терапии, работу с семьей, физиотерапию и диетическую коррекцию. По данным ученых у части гиперактивных детей нарушен метаболизм глюкозы, и приступами гиперактивности они проявляют резкое повышение уровня глюкозы. У таких детей основу питания должны составлять не сладости и сахар, а сложные углеводы – каши, крупы, богатые крахмалом, а вот сладости и сахар стоит ограничить. Полезны фрукты и овощи, богатые витаминами, обогащение диеты магнием, печень, молоко, рыба и орехи. Обязательно в питании должно быть мясо, как источник полноценного белка. Такие дети часто склонны к аллергии, из их питания необходимо исключать всю пищевую «химию» — ароматизаторы, подсластители, красители и т.д.

Одним из этапов лечения будет строгое расписание дня и учебы, следование жесткой дисциплине, достаточное пребывание на воздухе и обязательно физические занятия для выхода «лишней» энергии, которая копится у ребенка и не дает ему покоя.

Важно проведение психотерапии и коррекции поведения, работа с психологом, особым педагогом, которые поможет вам разработать методику занятий с таким ребенком. Иногда применимы медикаментозные препараты – корректоры вегетатики, седативные средства, успокоительные фитосборы.

В любом случае, роль семьи в коррекции гиперактивности играет ведущую роль, и только каждодневные занятия и терпение родителей могут привести к явным сдвигам.

ipregnancy.ru

Гиперактивность: причины, симптомы и лечение

Гиперактивность — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое происходит в детском возрасте. Проявляется синдром такими симптомами, как проблемы с концентрацией внимания и слабоуправляемой импульсивностью. У детей с гиперактивностью возможно снижение интеллекта и возникновение сложностей при восприятии информации. С точки зрения неврологии гиперактивность рассматривается в качестве хронического стойкого синдрома, который сложно поддается лечению. Доказано, что около 30% детей со временем приспосабливаются к своей проблеме или с возрастом она сама по себе у них проходит.

Целесообразность постановки диагноза и методы лечение болезни в настоящее время вызывают множество споров. Некоторые ученые полагают, что такой болезни, как синдром гиперактивности у детей, вообще не существует, но их противники доказывают наличие генетических и физиологических причин этого состояния. Чаще всего этот синдром диагностируют у мальчиков. Что касается распространенности этой патологии, то среди школьников начальных классов она составляет около 3-10%.

У половины детей, которые страдали гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется вплоть до подросткового возраста. При этом такие подростки имеют склонности к наркомании и испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Поэтому ученые полагают, что гиперактивность у ребенка в сочетании с дефицитом внимания могут провоцировать пристрастие к алкоголю или наркотикам. Именно поэтому родителям нужно своевременно отреагировать на симптомы болезни, чтобы не упустить шансы скорректировать эту патологию.


Современные способы лечения гиперактивности у детей

Просветительная работа

Лечение болезни ребенка обязательно должно начинаться со встречи с его родителями. Родители должны понимать смысл и механизм предстоящего лечения. Сделать это крайне важно, так как большинство родителей не понимает, что происходит с их ребенком и его поведение начинает их сильно раздражать. Затем они начинают обвинять себя в проблемах малыша, считая его поведение результатом их неправильного воспитания. Со временем эти обвинения могут еще более усугубиться, что приведет к еще большим проблемам в семье.

Нередко родители не решаются обратиться к врачу, но сами решить проблемы ребенка не могут, что провоцирует новые конфликты. Поэтому крайне важно все же посетить врача, чтобы определить истинные причины, спровоцировавшие гиперактивность ребенка. Часто гиперактивность бывает спровоцирована врожденными особенностями психики малыша, повлиять на которые родители просто не способны. Некоторые симптомы патологии могут возникать из-за неправильного воспитания, поэтому в таком случае родители должны сами справиться с проблемой.

Таким образом можно отметить, что задачи просветительной работы с родителями следующие: помочь семье разобраться в поведении малыша, объяснить им, на что действительно стоит надеяться и каким образом вести себя с ребенком. Врач также обсуждает вопросы воспитания, ознакамливает родителей с поведенческой психотерапией и методами вознаграждения. Все эти знания пригодятся родителям для общения с ребенком, а также коррекции его поведения.

Условия обучения

Если ребенку сложно учиться в обычном классе, он не справляется с объемом учебного материала, постоянно отстает в учебе, его можно перевести в специализированный класс. Обычно причинами низкой успеваемости у детей с гиперактивностью становятся невнимательность, импульсивность и отсутствие упорства, иногда в сочетании с задержками развития навыков к учебе. Некоторые из этих проявлений можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но медикаментов для устранения задержек развития нет. В таком случае малышу поможет исключительно обучение в специальных условиях, которые соответствуют его возможностям. Например, если у ребенка были диагностированы парциальные задержки развития навыков к учебе, его могут перевести в класс коррекции. Если же у ребенка наблюдается низкая успеваемость, однако его интеллект позволяет учиться лучше, его переводят в класс для догоняющих.

Остеопатическое лечение гиперактивности у детей

Свою эффективность в лечении гиперактивности показала остеопатия. Во время приема у остеопата происходит устранение механических повреждений костей черепа и восстановление нормального функционирования мозга, что зачастую и ведет к появлению такой патологии, как гиперактивность. Также остеопатия помогает избавиться от последствий травм, которые были получены малышом при родах и тем самым уменьшить симптомы болезни. Всего несколько приемов у квалифицированного врача-остеопата помогут значительно улучшить состояние ребенка: он станет спокойным и уравновешенным, начнет лучше воспринимать информацию и подолгу концентрироваться на одном занятии.

Медикаментозное лечение детей

В 75–80% случаев гиперактивности эффективно назначение медикаментозного лечения детям. Однако стоит помнить, что его действие хоть и будет заметным, но всего лишь симптоматическим. По этой причине медикаментозное лечение длительное, проводится в течение нескольких месяцев. Иногда целесообразность проводить медикаментозное лечение гиперактивности остается в подростковом возрасте и даже у взрослых. Родителям не стоит беспокоиться о том, что медикаментозное лечение не может полностью устранить заболевание. Существует множество других психических болезней, при которых также эффективна только многолетняя медикаментозная терапия.

Подавление проявлений гиперактивности облегчает социальное и интеллектуальное развитие ребенка. Основывается медикаментозное лечение на нескольких важных принципах. Прежде всего врач должен подбирать дозу препарата не исходя из ощущений больного, а из объективного эффекта. Поэтому крайне важно, чтобы родители и учителя наблюдали за поведением малыша, чтобы можно было оценить эффективность лечения.

Единого мнения о том, когда нужно давать детям препараты, нет: только во время учебы или также в выходные дни. Если помимо проблем с учебой пациент испытывает сложности в общении с родителями и сверстниками, в таком случае медикаментозная терапия понадобится постоянно. В том случае, если лечение окажется эффективным, время от времени необходимо будет делать небольшие перерывы в нем. Это нужно, чтобы выяснить, сможет ли малыш обходиться без медикаментов. Первый подобный перерыв в лечении стоит сделать летом, поскольку в это время психологическая нагрузка на малыша меньше. Если пациент сможет обходиться без медикаментов, то в последующем терапию можно будет прерывать и во время учебного года.

Часто детям с гиперактивностью назначают психостимуляторы. Однако их действие чрезвычайно кратковременное, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребенка тогда, когда действие медикаментов еще не закончилось. Психостимуляторы успокаивают ребенка, повышают его способность сосредотачиваться, способствуют налаживанию отношений больного с окружающими. В настоящее время детям обычно назначаются такие психостимуляторы, как пемолин, метилфенидат и амфетамины.

Если психостимуляторы для детей оказываются неэффективными, им назначают прием нейролептиков или антидепрессантов. Однако нужно учитывать, что эти препараты детям целесообразно принимать только, если гиперактивность очень выражена. К тому же, эти препараты способны снижать внимание. Также такие медикаменты совершенно не способствуют адаптации пациента в социуме.

Психотерапия

В некоторых случаях целесообразным считается обучение родителей некоторым приемам психотерапии. В частности врач может объяснить родителям, как правильно общаться с ребенком, рассказать о методах поведенческой психотерапии, в частности о методике вознаграждения. Доказано, что регулярное применение психотерапевтических приемов помогает устранить напряженность в семье и создать благоприятную для лечения, развития, обучения обстановку. Однако в качестве метода радикального лечения гиперактивности психотерапия совершенно неэффективна. Ее можно назначать детям только, если гиперактивность слабо выражена.

www.osteopolyclinic.ru

признаки, причины состояния и что делать?

Случается, что родители радуются непоседливости и неусидчивости своего чада, но потом узнают, что у них гиперактивный ребенок. Что делать в этом случае, и чем страшен диагноз, знают не все. Как и любое заболевание (а это именно болезнь), чем раньше будет поставлен диагноз и предприняты соответствующие меры, тем лучше.

Если игнорировать очевидные признаки и успокаивать себя, что ребята это «перерастают», можно довести до точки, когда будет уже очень трудно что-то сделать, чтобы помочь малышу. Гиперактивность – это проблема не только окружающих, без профильной терапии возможны необратимые изменения личности, которые негативно скажутся на коммуникативных и социальных навыках маленького человечка.

Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности?

Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного заболевания в 80-х годах прошлого века. Оно характеризуется дефицитом внимания, отсутствием у ребенка возможности сосредоточиться на конкретной вещи или цели. Такие дети не могут контролировать свое поведение, отличаются неусидчивостью, импульсивностью. Распространение факторов, негативно влияющих на беременность, приводит к тому, что явление встречается среди детей все чаще, но это не значит, что каждому активному малышу можно ставить подобный диагноз.

Специалисты выделяют следующие причины гиперактивности у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей страдал от недуга, существует 20-30% вероятность того, что малыш повторит его судьбу.
  2. Патологии внутриутробного развития. Токсикоз, стабильное повышение артериального давления у мамы и гипоксия у малыша повышают риск развития гиперактивности в три раза.
  3. Затяжные или стремительные роды тоже относят к факторам риска.

Вопреки распространенному мнению, бьющая через край энергия, которую малыш пытается куда-то приложить, не всегда является симптомом патологии. Не стоит паниковать, если очень подвижный грудничок постепенно превращается в озорного непоседу. Существует целый перечень признаков, указывающих на наличие гиперкинетического расстройства, которые должны идти в комплексе. Только тогда нужно будет задумываться об обращении к профильному специалисту и возможности проведения корректирующей поведение терапии.

Признаки гиперактивности у новорожденного

Все груднички в норме активны и возбудимы, они способны иногда проявлять признаки, характерные для гиперактивности. Плохо, если малыш находится в таком состоянии постоянно. В целом, симптомы у детей до года смазаны и выражены не очень ярко, но есть вещи, которые должны насторожить родителей.

  • Малыш беспокоен, капризен, плохо спит днем и ночью, нередко у него отмечается сбой биоритмов.
  • Такие груднички быстро и с легкостью отказываются от дневного отдыха, причем даже после бурного дня вечером их сложно уложить.
  • Нередко отмечается повышение мышечного тонуса, на фоне которого возникают рвоты (после кормления может наблюдаться рвота фонтаном).
  • Гиперактивный новорожденный не любит, если его пеленают или одевают в одежду, стесняющую движения.
  • Грудничок бурно реагирует на любые раздражители (от громкого звука до слишком яркого солнца), выражая свой протест громким плачем, а не простыми капризами, как другие дети.

Совет: Практика показывает, что угодить гиперактивному младенцу в плане создания комфортных условий практически невозможно. Вместо того, чтобы каждый день подстраиваться под малыша, лучше сразу обратиться к специалисту. Возможно понадобится медикаментозная коррекция, без которой ребенок не успокоится, а только расшатает родителям нервную систему.

  • Первые же месяцы жизни такого грудничка знаменуются небывалой активностью конечностей. Переворачиваться, ползать и ходить гиперактивные дети начинают раньше стандартных сроков. Им несвойственно чувство страха, что особенно ярко проявляется в возрасте 3-5 лет.

Если вовремя обратить внимание педиатра на перечисленные признаки, он порекомендует дальнейший план действий. Стоит учесть, что лечение патологии, диагностированной в столь раннем возрасте, основная роль отводится именно родителям. Эффективность подхода в этом случае зависит от терпения и заинтересованности взрослых.

Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

Начиная с 2-3 лет, поведение гиперактивного ребенка явно указывает на наличие у него определенных расстройств. Признаки проявляются особенно ярко у детей, отправленных в детский сад. Попав в новую среду со своими правилами и законами, малыши оказываются под значительным давлением и не знают, как с ним справляться. Если игнорировать проблему и не предпринимать адекватных мер, можно разрушить психику ребенка.

Проблем следует ожидать при наличии следующих симптомов:

  • В группу риска попадают дети, которым очевидно сложно усидеть на месте. Даже в процессе приема пищи или выполнения каких-либо детальных работ они шевелят ногами, постоянно меняют положение тела, находят дополнительное занятие для рук.
  • Ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, даже если ему это действительно интересно. Он не досмотрит любимый мультик, не доиграет в выбранную игру, оставит в стороне только начатую книгу.
  • Любые занятия, требующие внимания и умственной деятельности, вызывают у них сложности и приступы агрессии. При этом интеллектуальный уровень у них обычно очень высок, они нередко обладают творческими талантами и глубокой интуицией.
  • Гиперактивные дети медленно читают, у них некрасивый почерк, у них сложности с пересказом полученной информации.
  • Мелкая моторика развита настолько слабо, что ребенок не может самостоятельно справиться со шнурками, застежками, пуговицами.
  • Активность малыша зачастую не имеет конкретной цели и вообще какого-либо смысла. Он пытается направить энергию не в одно конкретное русло, а приложить ее везде и сразу.
  • Дети, страдающие от подобной проблемы, не могут объяснить причины своих действий, у них полностью отсутствует мотивация, навыки планирования. Они буквально не слышат обращенные к ним требования, просьбы или пожелания, что зачастую выливается в конфликты.

  • Отношения с другими детьми у гиперактивных малышей не складываются. Причина в немотивированной агрессии и раздражении, которое у них вызывают окружающие. Отказ от выполнения принятого плана и быстрое переключение с предмета на предмет приводит к тому, что остальные дети быстро теряют интерес к новому другу.
  • Из-за отсутствия чувства страха ребята подвержены частому получению травм. При этом стоит отметить, что чувство боли у них притуплено, поэтому экстремальные игры рано или поздно выходят для них на первый план.
  • Характерно, что у некоторых малышей наблюдается недержание мочи в сознательном возрасте, как ночное, так и дневное.
  • Такие детки не катаются на велосипеде, не играют с мячом и вообще стараются не заниматься вещами, требующими хорошей координации движений.
  • Для них практически не существуют социальных рамок, они не понимают, почему какие-то вещи нельзя делать на виду у всех. Моральные устои опять же сильно размыты.
  • Примечателен плохой аппетит гиперактивных детей на фоне постоянной жажды. Часто малыши жалуются на головные боли, страдают от диспепсических расстройств, остро реагируют на любые внешние раздражители.

Сегодня для окончательной постановки диагноза можно использовать специальные психологические тесты. Вместе с оценкой особенностей поведения ребенка они позволяют установить проблему и определиться с методиками ее решения.

В каких случаях можно самостоятельно поставить ребенку диагноз «гиперактивность»?

Перед тем, как обратиться к врачу, необходимо собрать всю информацию, которая может понадобиться специалисту для быстрой и точной постановки диагноза. Можно не сомневаться, что у ребенка гиперактивность, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях у него отмечаются следующие признаки (не менее шести из приведенного списка):

  1. Ребенок не может оставаться на месте, даже сидя или лежа он постоянно елозит или двигает конечностями.
  2. Малыш всегда куда-то стремится, даже если сам не понимает, куда ему нужно и зачем.
  3. Очень часто такие дети резко срываются с места или появляются как будто из ниоткуда.
  4. У ребенка нет конкретной цели, он может просто сидеть и стучать по столу ложкой, лишь бы чем-нибудь себя занять.
  5. Таким ребятам бесполезно поручать заниматься спокойными делами, даже сборка конструктора или паззла превращается для него в мучение.
  6. Гиперактивные дети много говорят, часто без смысла, не заканчивают свои мысли. Любят задавать вопросы и даже не ждут на них ответов.
  7. Они постоянно вмешиваются в чужие дела или разговоры, перебивают, мешают всем, кому только можно.
  8. Ребенок не переносит тишину, он пытается все свои действия сопровождать шумом.
  9. Карапуз не слушает, что ему говорят и не реагирует на замечания.
  10. Неконтролируемый гнев, беспричинная агрессия и вспыльчивость – неотъемлемая черта характера при гиперактивности.

Родителям нужно помнить, что постановка диагноза – задача врача. Если специалист утверждает, что ребенок не болен, причину его особого состояния нужно искать в чем-то другом и нет смысла мучать его ненужными корректирующими манипуляциями.

Советы родителям гиперактивного малыша

Всю программу лечения предоставит специалист, родителям же помимо этого необходимо придерживаться еще и следующих рекомендаций:

  • Нужно научиться успокаивать своего ребенка. Для этого можно использовать физический контакт, гиперактивные дети очень к этому расположены. Иногда достаточно просто погладить свое чадо по голове и обнять, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Иногда помогает изоляция в отдельную комнату, глоток воды. Ванна с экстрактом хвойных деревьев, массаж и легкая музыка помогут непоседе быстрее уснуть.
  • В общении с такими детьми бесполезно использовать запреты. Вместо того, чтобы требовать от ребенка чего-то не делать, лучше предложить ему альтернативную манеру поведения.
  • Если перед малышом поставлена задача, то она должна быть ограничена временными рамками.
  • Нельзя давать гиперактивным ребятам сразу несколько заданий. Свои пожелания необходимо формулировать последовательно и четко.
  • Чем короче будут предложения, обращенные к малышу, тем выше вероятность того, что он воспримет все правильно.

Стоит позаботиться о том, чтобы у ребенка появилось интересное и адекватное хобби. Необходимо обратить внимание на интересы своего чада и подобрать что-то, не травмирующее его психику. Доказана высокая эффективность медикаментозного лечения, но оно проводится симптоматически, так долго, как это требуется для полной блокировки признаков заболевания.

therebenok.ru

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Содержание:

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности:
  • Гипоксия плода
  • Угроза прерывания беременности
  • Стрессы во время беременности
  • Неправильное питание во время беременности
  • Курение
Неблагоприятные факторы в родах:
  • Затяжные роды
  • Стремительные роды
  • Стимуляция родовой деятельности
  • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)
Иные факторы:
  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:
  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.
Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:
  • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
  • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
  • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
  • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
  • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
  • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается на внешние раздражители.
  • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
  • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

Рекомендации для родителей

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
  • Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
  • Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

Рекомендации для педагогов

  • Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
  • Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
  • Расписание занятий должно быть постоянным.
  • В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
  • К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
  • Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
  • Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
  • Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
  • Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
  • Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
  • Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.

zdravotvet.ru

Гиперактивный ребенок: признаки, причины и лечение

Что такое гиперактивность

Гиперактивность у детей – упрощенный вариант названия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (сокращенно СДВГ). Это патологическое состояние в 80-х годах вывели в самостоятельное заболевание, называемое также гиперкинетическим расстройством. Гиперактивный ребенок не способен долго быть сосредоточенным, четко контролировать свое поведение, отличается невнимательностью, излишней импульсивностью и неусидчивостью.

Активный или гиперактивный?

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у малыша энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен. У каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете!

Шумный малыш-озорник или кроха, полный энергии и сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

Признаки гиперактивности

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.

Признаки синдрома ДВГ следующие:

  1. суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  2. эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  3. игнорирование правил поведения;
  4. сложности с организацией деятельности;
  5. забывчивость и склонность терять вещи;
  6. проблемы со сном.

Причины и провоцирующие факторы

На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с СДВГ страдали тем же недугом. В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка являются нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Для подтверждения диагноза гиперкинетического расстройства врач собирает субъективную информацию об особенностях течения беременности и прохождения родов у мамы, о заболеваниях, которые перенес малыш, а также просит родителей дать характеристику ему и его поведению. После этого сам оценивает симптомы гиперактивного ребенка и обобщает признаки расстройства, исходя из специальных критериев диагностики.

Начиная с пяти-шести лет возможно проведение исследований на наличие гиперактивности детей в виде психологических тестов, по итогам которых измеряются параметры внимательности. Также для диагностирования синдрома проводится магнитно-резонансная томография и электроэнцефалографическое исследование. Аппаратные обследования абсолютно безопасны и безболезненны для малыша. По совокупности результатов определяется наличие расстройства, необходимость дальнейшего лечения и выбор подходящих препаратов.

Гиперактивный ребенок в школе

В младших классах школы гиперактивность детей проявляется наиболее ярко. Этот период связан с переходом к ведущей деятельности – учебной. Именно в условиях систематической и длительной работы синдром гиперактивности детей очень убедительно заявляет о себе. Родители неожиданно обнаруживают негативные последствия неорганизованности, неусидчивости, чрезмерной подвижности, неприемлемого поведения маленького озорника и только теперь начинают с ними бороться.

Проблемы с учебой

Проблемы детей с расстройством поведения и связанные с этим трудности в учебе особенно актуальны в настоящее время. Гиперактивность у детей становится причиной их постоянного возбуждения, непоседливости и невнимательности. Такие дети нуждаются в постоянном контроле учителя. На уроке гиперактивный ребенок занят своими делами, его сложно удержать на месте, донести до него задание. Он неудобен учителям в силу своей импульсивности и чрезмерной активности. Педагоги не всегда знают, как успокоить гиперактивного ребенка. А с учетом того, что современная школа – это система правил, требований и норм, регламентирующих жизнь ученика, можно сделать вывод, что существующая система образования не приспособлена к особенностям детей с синдромом ДВГ.

Гиперактивные дети характеризуются неустойчивой работоспособностью, что является основной причиной увеличения количества ошибок в ответах и письменных работах. Навыки чтения и письма у таких учеников намного ниже, чем у одноклассников, хотя часто не соответствуют способностям их интеллекта. К тому же непоседливый школьник вовсе не склонен выслушивать рекомендации взрослых, а тем более следовать им.

Общение в коллективе

Чаще всего гиперактивные дети испытывают сложности в общении с ровесниками. В начальных классах с таким малышом не хотят играть, так как он навязывает свои правила и полностью отвергает установленные порядки. В игре маленький озорник претендует на главную роль, но способен запомнить всего пару правил, в которых то и дело путается. В результате играет, как ему заблагорассудится, что совсем не устраивает остальных – они спешат исключить переменчивого «компаньона» из игры.

Гиперактивность ребенка мешает ему найти друзей – частые обиды, порой переходящие в агрессию, способны оттолкнуть даже дружелюбно настроенных ребят. Он старается обратить на себя внимание всеми возможными способами, начинает вредничать, получая все больше замечаний от учителей и родителей. Его самооценка падает: решив, что он хуже всех, выбирает соответствующее поведение. Обидевшись и не успев подумать, сорванец способен ударить обидчика. В то же время он считает, что поступает правильно, и искренне не понимает причин негативного отношения к нему одноклассников.

Советы и рекомендации родителям

Учимся успокаивать непоседу

Как успокоить гиперактивного ребенка? Если он перевозбужден, следует сменить на более спокойную окружающую обстановку: увести его в другую комнату, предложить воды. Когда малыш расстроен, достаточно обнять его и погладить по голове – гиперактивные дети очень отзывчивы на физический контакт. Перед сном успокоиться поможет ванна с экстрактом шишек хвойных деревьев и хмеля. Легкая музыка и массаж помогут крохе быстрее заснуть.

Рекомендации, облегчающие воспитание

Работа с гиперактивными детьми проводится сугубо индивидуально, в зависимости от особенностей проявления расстройства. Однако специфика психологии детей с синдромом ДВГ позволяет обобщить некоторые рекомендации, которые наверняка помогут родителям в воспитании.

  • Корректно сформулированные запреты. Гиперактивность у детей выражается в неприятии запретов. При общении с баловником следует строить предложения таким образом, чтобы там не было отрицания или слова «нет». Например, вместо запрета «Не бегай по лужам!» предложить «Давай пройдем по сухому асфальту». Если запрета не избежать, обязательно нужно объяснить своему чаду причину и предложить альтернативы.
  • Контроль временных рамок. Гиперактивность детей проявляется и в недостаточном чувстве времени, поэтому нужно самому следить за сроками выполнения заданий, поставленных перед крохой.
  • Важна последовательность. Основная характеристика малыша с расстройством поведения это невнимательность. Ему не рекомендуется давать несколько поручений одновременно («убери игрушки, помой руки, садись обедать»). Непоседе сложно воспринять всю эту информацию, он наверняка отвлечется и не выполнит ни одно из заданий. Поэтому поручения следует давать в четкой логической последовательности.
  • Конкретно поставленные задачи. Гиперактивность у детей негативно сказывается на их логическом и абстрактном мышлении, поэтому задачи необходимо обозначать как можно точнее. Общаясь, следует использовать максимально короткие предложения, без лишней смысловой нагрузки. Длинных формулировок лучше избегать.

Игры и увлечения

Игры для гиперактивных детей направлены на то, чтобы снять статичное напряжение, развить навыки социального поведения, скорректировать механизмы эмоционального реагирования, обыграть варианты агрессивности. Им просто необходимо игровое пространство. Если такового пространства у озорника нет, он строит его не там, где это дозволено.

Чрезмерно активному шалуну полезно иметь хобби. Следует в первую очередь ориентироваться на его увлечения и способности. Малыш обретет необходимую ему уверенность в себе, если будет разбираться в какой-либо области. Замечательно подойдет спортивная секция или бассейн: помимо использования переизбытка энергии, он будет учиться дисциплине.

Лечение синдрома гиперактивности

Просветительская работа

Обычно родители толком не понимают, что происходит с их чадом. Поведение сорванца их раздражает, бороться они уже устали, но объясняется это зачастую «неправильным воспитанием». Родители спешат к врачу, в надежде на эффективное лечение. Но если на пути попадается малоинформированный врач, не знающий о природе синдрома ДВГ, родители окончательно уверяются в том, что гиперактивность детей – это результат их ошибок.

Им следует объяснить причины поведения малыша. Многие аспекты обусловлены врожденными особенностями (например, нарушение внимания), которые невозможно изменить. Однако некоторые симптомы, присущие гиперактивному ребенку, возникают и усиливаются именно из-за неправильного воспитания. Например, чувство противоречия и непослушание вполне возможно устранить.

Изменение условий обучения

Если школьник с гиперкинетическим расстройством испытывает трудности в обычном классе школы, его стоит перевести в специализированный класс. Условия обучения должны соответствовать его возможностям. При задержке развития необходимых навыков ученика определяют в класс коррекции. Если интеллектуально малыш развит, но успеваемость низкая – в класс для догоняющих детей. К сожалению, в настоящее время возможности для специализированного обучения неуспевающих детей с синдромом ДВГ ограничены.

Медикаментозное лечение

Лечение гиперкинетического расстройства с помощью лекарственных препаратов эффективно в 75-80% случаев. Но его действие (при всей своей выраженности) все-таки симптоматическое. У детей медикаментозное лечение проводится годами и, при необходимости, продолжается в юношестве и даже во взрослом возрасте. Подавление симптомов расстройства облегчает как социальное, так и интеллектуальное развитие ребенка. В большинстве случаев лечение заканчивается в подростковом возрасте.

В заключение

Если по всем признакам у вас гиперактивный ребенок, и вы не знаете что делать, то прежде всего наберитесь терпения. Возьмите себе в помощники невропатолога и психотерапевта, следуйте их советам и рекомендациям. При необходимости начните лечение, но самое главное – любите своего малыша, заботьтесь о нем. И тогда у вас получится избежать негативных последствий этого диагноза и воспитать из неугомонного баловника полноценную личность.

szabotoi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *